Около года назад в российском интернете появился сайт «Реестр архитекторов России». Это официальное электронное издание недавно созданной Национальной палаты архитекторов (НПА). Теперь все желающие, от частных заказчиков проектов и государственных чиновников и вплоть до неравнодушных домохозяек, смогут в открытом доступе, без долгих поисков ознакомиться с профессиональными биографиями тех, кто определяет лицо сегодняшней российской архитектуры. Реестр пока еще в стадии формирования, но уже сейчас там можно найти и обладателей самых громких имен, и пока еще малоизвестных проектировщиков.
Ведение реестра профессионалов, обладающих правом на самостоятельную архитектурную практику – одна из главных задач Национальной Палаты архитекторов. Она представляет собой объединение первичных палат, действующих в Москве, Санкт-Петербурге и еще в семи регионах России. Согласно уставным документам, процедура приема в каждую из палат осуществляется таким образом, чтобы их членами могли стать только специалисты высокой квалификации: все претенденты должны представить не только диплом об архитектурном образовании, но и портфолио выполненных архитектурных работ, а также две рекомендации от опытных коллег. С самого начала в Реестре собираются сведения обо всех без исключения действующих российских архитекторах и выпускниках профильных ВУЗов, включая и тех, кто не является членами Палаты, но готов и способен работать в качестве рядовых членов проектных бюро.
Традиция цехов и гильдий, отстаивающих интересы профессионалов, уходит корнями в глубокую историю. Ее возрождение в России началось совсем недавно. Учреждению НПА предшествовало основание в 2008 г. Некоммерческого партнерства «Гильдия архитекторов и проектировщиков» (НП ГАП). Как и все другие созданные в то время организации, входящие в отечественную систему саморегулирования в строительной сфере, НП ГАП представляет собой объединение юридических лиц , то есть учреждений и фирм. Условия вступившего в действие соглашения о приеме России во Всемирную торговую организацию предусматривают совсем иное – главными действующими лицами саморегулируемых организаций, формируемых людьми творческих и интеллектуальных профессий, должны быть персонально сами творцы и интеллектуалы.
Национальная Палата архитекторов построена по образцу аналогичного учреждения, действующего в Германии, где в роли основных структур выступают региональные (земельные) палаты, объединяющие исключительно физических лиц. И в ФРГ, и в России палаты общенационального уровня представляют собой ассоциации палат, действующих на местах, и выполняют функции координирующих органов. При этом, в отличие от Федеральной палаты германских архитекторов, учрежденной в 1959 г. по правительственному решению и функционирующей на основе нескольких законодательных актов, российская НПА возникла исключительно по общественной инициативе и пока еще только добивается полновесного государственного признания своего статуса. Авторами идеи ее создания стали известный московский архитектор Павел Андреев и генеральный директор НП «Гильдия архитекторов и проектировщиков» Сергей Мельниченко.
Решение об учреждении Национальной палаты архитекторов вызревало давно. Существующие уже несколько лет саморегулируемые организации строительной сферы с самого начала страдали теми же недостатками, что и весь российский строительный комплекс – в них, как и практически везде, архитекторы оказались в полной зависимости от строительного бизнеса и управленцев старой и новой формаций. Первоначально даже выдвигалась идея учредить Палату на основе Союза архитекторов России и его местных структур, однако от этого замысла пришлось отказаться: в соответствии с действующим законодательством этого просто нельзя сделать. Кроме того, при таком радикальном преобразовании из Союза пришлось бы исключить очень многих его членов – историков и теоретиков архитектуры, преподавателей и экспертов, да и просто отошедших от дел пенсионеров. Несмотря на то, что деятельностью САР сегодня многие недовольны, фактическая ликвидация этой институции с более чем полувековой историей означала бы утрату не только «родной» для старшего поколения архитекторов «среды обитания», но и уникальной площадки для профессиональных дискуссий и обсуждений, в том числе и с международным участием. Во всем мире подобные творческие организации и палаты архитекторов существуют параллельно – у них разные, притом взаимодополняющие задачи.
Учредительное собрание НПА состоялось 16 октября 2012 г., в первый день работы VIII съезда САР. Помимо Союза архитекторов России, учредителями Палаты выступили СМА, Союз архитекторов Санкт-Петербурга, Гильдия архитекторов и проектировщиков (НП ГАП), Гильдия архитекторов инженеров (НП ГАРХИ), Гильдия архитекторов и инженеров Санкт-Петербурга (НП ГАИП) , а также 150 физических лиц. Первоочередным делом новой структуры была названа разработка национальных архитектурных стандартов, необходимых, в том числе, и для аттестации специалистов. На организованной тогда пресс-конференции говорилось и о том, что НПА возьмет на себя выработку рекомендаций по вопросам профессионального образования и повышения квалификации архитекторов, а также составление «цехового» Кодекса этики и контроль за их выполнением. Что касается Союза, то он предполагал оставить за собой все дела, связанные с «формированием архитектурной политики». Чтобы избежать конкуренции между двумя ведущими архитектурными организациями страны, участники собрания и делегаты съезда приняли решение о совмещении на первом этапе должности президента Национальной палаты архитекторов и президента САР. По итогам состоявшегося голосования высший выборный пост НПА занял Андрей Владимирович Боков.
Официальная регистрация НПА в Министерстве юстиции РФ состоялась 26 апреля 2013 г. Чуть раньше, 5 марта того же года было объявлено о создании Палаты архитекторов Москвы. В состав ее правления вошли известные руководители крупных проектных бюро, включая Алексея Воронцова, Бориса Левянта, Владимира Плоткина и Сергея Чобана, главного архитектора НИиПИ Генплана Москвы Андрея Гнездилова и президента СМА Николая Шумакова. Председателем правления Московской Палаты был избран Павел Андреев. Сергей Мельниченко стал руководителем ее аппарата.
В процессе обсуждения и по результатам не прекращавшейся все последующее время дискуссии список задач, ради решения которых создавалась НПА, был существенно расширен: стало очевидно, что без внесения законодательных инициатив и детальной проработки соответствующих предложений никак не обойтись. К началу лета 2013 года учредительные собрания межрегиональных палат архитекторов состоялись в шести федеральных округах России. Каждая из них работает на основе собственного устава, составленного по единому образцу, подготовленному руководством Национальной палаты.
Судя по публичным выступлениям и интервью П. Андреева и С. Мельниченко, у возглавляемой ими команды есть не только комплексное видение ситуации, но и комплексный поход к решению сложных задач в сочетании с самым решительным настроем на полную победу над всеми обстоятельствами, мешающими полноценному развитию архитектуры и градостроительства. Принятый в конце ноября на I съезде Национальной Палаты архитекторов «Меморандум» с подзаголовком «Доклад о положении архитектурной профессии в РФ», без сомнения, может быть назван наиболее значительным из «цеховых» программных документов за несколько лет.
Первый и главный из пунктов «Меморандума» – адресованное непосредственно руководящим органам предложение о создании независимого от Госстроя специализированного государственного органа по выработке градостроительной и архитектурной политики. Составной частью вновь создаваемой структуры должны стать региональные, городские и районные департаменты по архитектуре и градостроительству. Статус их руководителей предлагается повысить до уровня вице-губернаторов и вице-мэров. Все эти изменения предполагается зафиксировать в новой редакции Градостроительного кодекса. Однако даже столь радикальная реформа в системе управления не будет по-настоящему эффективной, если не изменить статус самого архитектора.
В настоящее время, отмечают авторы программного документа НПА, архитектурное проектирование чаще всего ведется в учреждениях, напрямую подчиненных строительному комплексу, и, по сути, очень похоже на работу «обслуживающего персонала». В «лучшем» варианте оно приравнено к предпринимательству. Это означает, что если независимое проектное бюро хочет, к примеру, получить крупный кредит, оно должно соответствовать банковским требованиям, предъявляемым к коммерческим структурам, то есть иметь достаточный оборотный капитал. Поскольку, как показывает практика, с накоплениями у архитекторов очень часто большие проблемы, возможностей для неангажированной работы у них совсем немного. Как результат, позволить себе участвовать в открытых конкурсах могут далеко не все, а инициативное концептуальное проектирование ныне вообще большая редкость. Ко всему прочему, помимо кредитов, проектным бюро нужны банковские гарантии для обеспечения заявок на участие в тендерах по государственным и муниципальным заказам. Вынужденная «зацикленность» проектировщиков на бизнес-задачах неизбежно снижает общее качество архитектуры по всей стране. А выход есть, он очень простой, и, к тому же, детально прописан в действующих межгосударственных документах.
В соответствии с Генеральным соглашением по торговле и услугам между странами ВТО и «ACCORD — Соглашением Международного Совета архитекторов по рекомендуемым международным стандартам профессионализма в архитектурной практике» деятельность архитекторов определяется не как коммерческая, а как профессиональная. Это означает, что она, по максимально сокращенной формулировке авторов «Меморандума», «требует специальных знаний, подтвержденных в установленном порядке лицами, являющимися членами профессионального сообщества и действующими на основе профессиональных стандартов». В мировой практике архитектор считается полномочным профессионально подготовленным представителем заказчика при выполнении любых строительных контрактов. Именно он контролирует все действия подрядчиков по реализации утвержденного проекта. В России пока все совершенно по-другому: известные партийные постановления середины 1950-х о безусловном приоритете утилитарных строительных задач над архитектурными фактически по-прежнему остаются в силе. Избавится от «старого заклятия» должен помочь новый закон «Об архитектурной деятельности», принятие которого – одна из самых амбициозных приоритетных задач НПА.
В этом же законе должен быть юридически закреплен и разработанный Национальной Палатой Российский стандарт профессиональной деятельности архитектора. В нем сформулированы и общие понятия о принципах профессионализма, и квалификационные требования к образованию и профессиональной подготовке архитектора, и правила выбора специалиста для выполнения проектных работ и предоставления профессиональных услуг. Перечень услуг архитектора и рекомендации по определению их стоимости, – то же составная часть стандарта, равно как и кодекс профессиональной этики. Стандарт регламентирует юридические формы архитектурной деятельности, вопросы охраны интеллектуальной собственности и авторского права, а также методику осуществления контроля автора проекта над его реализацией. Отдельный раздел посвящен правилам организации работы российских архитекторов за рубежом и иностранных архитекторов в России. Ожидается, что после принятия обновленного варианта «Закона об архитектурной деятельности» все требования стандарта будут строго обязательны для каждого из действующих на российской территории участников рынка архитектурных услуг.
В стандарте впервые в отечественной практике вводится в обиход понятие «квалифицированный архитектор». Оно будет присваиваться специалистам с опытом работы, прошедшим процедуру сдачи квалификационного экзамена, порядок проведения которого также регламентируется Национальной Палатой. Именно Палата берет на себя полную ответственность за допуск к самостоятельному проектированию и авторскому надзору за осуществлением проекта только несомненных профессионалов, заслуживающих полного доверия. Сам факт принятия архитектора в состав НПА должен, по замыслу ее создателей, восприниматься как гарантия качества его работы. Все члены этого объединения, и только они, будут иметь право на пользование персональной печатью квалифицированного архитектора. Ни один утвержденный проектный чертеж не получит статус документа, подлежащего исполнению, если на нем не окажется персональных печатей одного или нескольких авторов. Ожидается, что такой порядок поможет повысить статус автора проекта и в обществе, и среди коллег, в том числе, если речь идет о наемном служащем, в «собственном» учреждении или бюро.
Квалификация будет присваиваться только один раз, но планируется, что и после ее получения все члены Палаты должны быть вовлечены в систему непрерывного профессионального образования, организуемую с учетом всех сторон профессиональной деятельности архитектора. Участие в образовательных программах рассматривается как обязательное условие для регулярного продления лицензий, подтверждающих право заниматься профессиональной деятельностью. В «Меморандуме» особо подчеркивается, что главной целью непрерывного обучения должно стать «совершенствование способности архитектора гарантировать здоровье, безопасность и благополучие людей, устойчивое развитие, высокие экологические качества среды, справедливое ее развитие в интересах общества, местного сообщества и отдельного человека». Поскольку действующий закон «Об образовании в РФ» предусматривает общественно-профессиональную сертификацию образовательных программ всех уровней, Палата считает необходимым, чтобы в разработке критериев этой сертификации применительно к архитектурному образованию и подготовке соответствующих нормативных документов обязательно участвовал Союз архитекторов России.
Особое внимание в «Меморандуме» уделено вопросам совершенствования системы тендеров на проектно-строительные работы. По вступившему в силу 1 января 2014 г. закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дешевизна уже не рассматривается как главный критерий для выбора исполнителя заказа на проектирование. Это очевидный большой шаг вперед по сравнению с утратившим силу печально известным законом № 94-ФЗ, однако, очевидно, что и теперь при распределении госзаказа в привилегированном положении по-прежнему остаются строительные компании с собственными архитектурными бюро. Их победа в тендере означает, что ни о каком контроле строителей со стороны архитекторов не может быть и речи, а значит, под угрозой не только архитектурное качество объекта, но и экономические интересы заказчика: слишком хорошо известно, что удорожание возведения здания в процессе строительных работ – это повсеместно распространенное явление. Палата предлагает решить вопрос радикально: законодательно запретить выполнение проектных работ подрядными организациями и аффилиированными с ними архитектурными мастерскими.
Под запретом, по мнению составителей «Меморандума», должны оказаться и сами торги на проектные работы. Национальная палата архитекторов предлагает сделать единственным механизмом назначения исполнителей государственных и муниципальных заказов на проектирование квалификационные отборы и творческие конкурсы. Чтобы обеспечить организацию конкурсного проектирования по единой нормативной базе, необходимо разработать общефедеральное «Положение об архитектурных конкурсах в РФ». Концептуальной основой этого документа должны стать утвержденные Международным Союзом архитекторов «Руководство по отбору архитекторов, основанное на квалификации» и «Руководство по проведению международных конкурсов по архитектуре и градостроительству». Об отказе от критерия экономичности речь ни в коем случае не идет: в международной практике давно выработаны процедуры, необходимые для оценки оптимального соотношению цены и качества применительно к архитектурному проектированию. Однако, поскольку в современных российских реалиях главная опасность заключается вовсе не в завышении стоимости профессиональных услуг архитекторов, а, наоборот, в их занижении, НПА настаивает на необходимости законодательного определения минимальных расценок на проектные работы, гарантирующих, по меньшей мере, безопасность возводимых построек.
«Меморандум» открыт для внесения дополнений и уточнений. И все же основные контуры необходимых преобразований с целью обеспечения оптимальных условий для выполнения архитектурной профессией своей главной социальной функции уже намечены. Пожелаем руководству Национальной Палаты архитекторов и дальше действовать с тем же энтузиазмом и напором. Полная реализация сформулированных Палатой задач – в интересах не только архитектурного цеха: речь идет о качестве общей для всех среды обитания, а, значит, дело касается буквально всех и каждого.
Источник: Журнал «Технологии Строительства» 1-2, 2014
© Николай Лукьянов, 2014.
Комментарии (0)