Якуб Вахоцкий (Академия BIM): «Мы должны переосмыслить наш подход к проектированию»

Подпишитесь на канал

Правительство Великобритании постановило использовать цифровые технологии проектирования BIM (информационное моделирование зданий) во всех строительных проектах в рамках централизованной системы закупок, начиная с 1 апреля 2016 года. Ожидается, что использование BIM приведет к уменьшению количества расходов до 20% для каждого проекта. 

51e0146ea7cd0f82b390e09eab7aafb3.JPG

Чтобы получить больше информации о британском подходе к внедрению концепции BIM, ее адаптации к российским условиям и новых аспектах согласования подрядных отношений мы поговорили с Якубом Вахоцким, ведущим экспертом по внедрению BIM, представителем компании Bentley Systems и Академии BIM.

Якуб, в первую очередь мы хотели бы узнать, как лично Вы понимаете определение BIM?

Я.В.: Этот вопрос мне задавали много раз. На самом деле BIM, как понятие, не представляет собой ничего нового. Мы развиваем и применяем эту концепцию в течение 20-30 лет. Однако понятие BIM как технологии пришло к нам с американского рынка и на сегодня этот термин в значительной степени ассоциируется именно с новыми технологиями. Но на самом деле, если BIM исчезнет как слово, для бизнеса станет только лучше: исчезнет путаница и мы вернемся к стандартному пониманию бизнес-процессов.

Для меня понятие BIM объединяет несколько вещей. Прежде всего, это методическая основа рационализации производства. Изначально она была направлена на оптимизацию производственного процесса, например, в Японии. Сегодня эти процессы были приняты и в других отраслях промышленности.

Также BIM объединяет концепцию IPD (интегрированная реализация строительных проектов) из Соединенных Штатов, основной подход которой заключается в наличии единой команды специалистов, работающих скоординированно – с общими целями и представлениями о проекте. Кроме того, BIM - это сочетание лучших техник цифрового проектирования. Так что, если нам нужно заменить само слово BIM, то для этого может подойти, например, "оцифровка промышленности".

Таким образом, понятие BIM представляет собой рационализацию производства и жизненный цикл цифровых технологий. Это не инструмент, а процесс, который начинается с определения бизнес-целей в соответствии с планами владельца и клиента.

Конечно, технологии тоже имеют значение, но важнее то, как мы используем эти технологии. Например, у вас может быть машина Феррари, но она движется 10 км/час. В данном случае важно не только наличие Феррари, но и то, с какой скоростью вы можете передвигаться на этой машине. И, конечно же, у вас должны быть люди, которые могут ей управлять. Если нет людей, вы не сможете реализовать ни технологию, ни процесс.

4e8a7299767afb595479216a44132913.JPG

Если мы все-таки вернемся к сегодняшнему представлению о BIM, то кто, прежде всего, заинтересован в использовании BIM для своих строительных проектов: коммерческие организации или правительство?

Я.В.: И те, и другие, но по разным причинам. Основная цель правительства должна заключаться в том, чтобы сэкономить деньги налогоплательщиков и строить с меньшими затратами, ведь это все-таки общественные средства. Также оно может использовать BIM с целью стимулирования экономики и получения конкурентных преимуществ для компаний, которые работают на локальном или глобальном рынках. Ведь если компания отстает в осваивании новейших технологий, она не может конкурировать с игроками из других стран.

Например, международные компании, которые уже используют BIM, зарабатывают гораздо больше, чем, скажем, большинство российских строительных компаний, поскольку сама концепция позволяет проектировать быстрее и более качественно. В частности, власти в странах Ближнего Востока наблюдают за применением BIM в Великобритании и привлекают британские компании для проектирования и строительства объектов.

Но в первую очередь в технологиях должны быть заинтересованы строительные компании. В их интересах - строить лучше и с меньшими издержками. Если ваш бизнес начинает работать эффективнее, вы получаете все те преимущества, о которых мы сейчас говорим. Таким образом, у каждого свои цели для внедрения BIM. Так, для британских строительных компаний - это выгодно в среднесрочной и даже в краткосрочной перспективе, а правительство Великобритании продвигает BIM, имея в виду развитие экономики страны в долгосрочной перспективе.

Насколько нам известно, с 1 апреля в Великобритании было введено требование по использованию концепции BIM в рамках строительных проектов в государственном секторе. Не могли бы вы вкратце описать с какими трудностями в результате столкнулись заказчики, подрядчики и правительство?

Я.В.: Прежде всего, важно понимать, что данное требование — это только первый шаг реализации новой строительной стратегии в Великобритании. Уже утверждена Digital Built Britain – стратегия, цель которой состоит в повышении эффективности строительной отрасли. К 2025 году планируется на 33% сократить издержки при строительстве и эксплуатации объектов.

Что касается трудностей, то действительно, не все в строительной отрасли готовы принять данную методологию. Например, возникают проблемы с юридическим аспектом вопроса: контрактам пока не хватает гибкости, чтобы стимулировать использование BIM во всей отрасли. А ведь для компаний, которые будут бороться за участие в том или ином проекте, в первую очередь, важно понимать, сколько они смогут на этом заработать.

Кроме того, имеет место человеческий фактор. В большинстве компаний есть так называемые BIM-чемпионы, своего рода лидеры и носители основных знаний в этой области. В попытке сохранить свое конкурентное преимущество они не хотят ни с кем делиться знаниями. Похожая ситуация наблюдается и среди компаний, которые также побаиваются делиться информацией с остальными участниками проекта. Возможно, они разрабатывали свою библиотеку компонентов в течение многих лет. Но для извлечения максимальной выгоды, это придется делать, в противном случае вы просто не сможете реализовать большой проект в одиночку.

Что касается Великобритании, то у нас есть центральное правительство и местные органы власти. Если последние сделают запрос на проектирование школы, это будет считаться государственным проектом, а значит, его придется выполнять по методологии BIM. Но местные власти зачастую не готовы анализировать проекты в таком виде. Поэтому мне кажется, что на местном уровне этот процесс пока работать не будет.

Но есть и обратные примеры: отдельные организации продвинулись намного дальше других в применении технологий моделирования. Например, компания Crossrail сделала структурированные данные своим стандартом еще до того, как был выпущен соответствующий стандарт. На тот момент формат COBie (это специализированная таблица, один из стандартов организации и передачи технических данных) использовался в Соединенных Штатах среди некоторых крупных собственников недвижимости, но Crossrail сделала свой собственный формат «а-ля COBie». Этот опыт повлиял на практику всего Соединенного Королевства.

60fb38e9f2de0f407ea44e22e6e2530e.JPG

В других европейских странах BIM-технологии постепенно принимаются на государственном уровне. Не могли бы вы рассказать об этом прогрессе?

Я.В.: Каждая страна имеет свою специфику, план работ, динамику развития индустрии. Поэтому мы не можем советовать всем просто скопировать опыт Великобритания. Но продвижение BIM происходит не только внутри отдельных стран. В 2014 году Европейский союз выпустил дружественную для BIM директиву, в соответствии с которой концепция рекомендована к применению при осуществлении проектов по всей Европе. Приведу некоторые примеры.

В марте 2014 года Франция объявила о планах постройки 500 тысяч домов к 2017 году, используя концепцию BIM. Они создали стратегический «План перехода на цифровые технологии в жилищно-гражданском строительстве (Plan Transition Numérique dans le Bâtiment)», он позволит ускорить цифровую трансформацию отрасли. В то же время Германия создала организацию Industry Leadership Group, цель которой заключается в поддержке государственных стандартов. А Испания стала первой страной после Великобритании, установившей дату начала - 2018 год - поэтапного перехода к использованию методологии BIM в различных отраслях промышленности. Еще одна европейская стана – Италия - пару месяцев назад начала применять BIM-ориентированный подход к реализации проектов.

Если говорить о странах Северной Европы, то там в течение нескольких лет был закреплен формат данных с открытой спецификацией IFC (Industry Foundation Classes). Сейчас технологии стали более продвинутыми, поэтому основное внимание здесь уделяется методологии и процессам, как и в Великобритании.

Если посмотреть на мировую практику, то, к примеру, в Сингапуре загрузка электронных данных в систему планирования вот уже несколько лет является обязательной.

Снижение капитальных затрат на 20-30% - это огромный показатель. Как этого добиться?

Я.В.: В первую очередь стоит уточнить, что это не сокращение затрат. Речь в большей степени идет об избавлении от всего лишнего во время рабочего процесса. Возьмем, например, различные затраты в рамках поставки товаров. Некоторые из них готов оплачивать клиент, поскольку он получает от этого непосредственную выгоду. Другие - являются вспомогательными расходами, за которые клиент готов платить только тогда, когда понимает их значение. Еще одна категория – это исключительно незапланированные затраты, например, на хранение материалов в течение какого-то дополнительного времени. С помощью BIM вы можете попасть из точки А в точку B по наиболее эффективной и кратчайшей траектории, вместо хождения по синусоиде или совершения ненужных поворотов.

Правительство Великобритании говорит: "Если у вас есть 100 млн бюджета, то вы должны оставаться в этих бюджетных рамках, не рассчитывайте на 120 млн." Все-таки большинство проектов имеют четкие ограничения по времени и бюджету. И BIM помогает удерживаться в рамках согласованных бюджета и времени.

Какая стадия проекта может принести наибольшую выгоду, а какая нуждается в оптимизации и упорядочивании процессов?

Я.В.: Оптимизация возможна на разных этапах. Это сильно зависит от типа проекта.

К примеру, возьмем объект инфраструктуры, где большая часть затрат связана с поддержкой и эксплуатацией объекта. Чтобы полноценно воспользоваться всеми возможностями по оптимизации этих затрат, вы должны заранее все продумать. Вы не сможете ничего оптимизировать пока у вас не будет всей необходимой информации о работе актива. Кстати, вовсе не важно, о каком объекте идет речь, новом или давно существующем. Почти никогда не поздно внедрить BIM, если срок эксплуатации такого объекта - от 30 до 50 лет. В частности, для сбора данных об уже построенном объекте существует фотограмметрия или лазерное сканирование.

Так что, я считаю, что повысить эффективность можно на каждом этапе проекта. Но прежде всего вам нужно определить необходимые капитальные затраты, чтобы иметь возможность эффективно управлять операционными расходами.

Кроме того, стоит рассмотреть еще один аспект - вовсе не обязательно конечной целью внедрения BIM должна быть экономия на техническом обслуживании или эксплуатации. Рассмотрим железнодорожные проекты. Здесь основная цель - сэкономить деньги, помогая пассажиру попасть из точки А в точку В. Кроме того, ваш сервис должен быть надежным и стоить не слишком дорого для людей. В таком случае люди будут ездить больше, а вы, соответственно, зарабатывать больше. Если я строю станцию, прежде всего, я должен убедиться, что человек сможет легко до нее добраться и быстро найти путь к своему поезду. Таким образом, проектирование должно быть более клиентоориентированным.

Если вы начинаете проект, исходя из этих конечных целей, то сможете прорабатывать конкретные конструкторские решения и точно понимать, какую информацию вы должны дать поставщикам и какая информация нужна от них.

Мы выяснили, что концепция BIM основывается на рационализации процессов, а также необходимых технологиях и специалистах. Что Вы можете сказать по поводу программного обеспечения (ПО), насколько критичен его выбор?

Я.В.: Я думаю, что выбор программного обеспечения сам по себе представляет собой отдельный процесс. Вы не можете просто подключить ПО и рассчитывать, что все сразу начнут им пользоваться. Софт - это не дополнение к процессу, а его неотъемлемая часть.

Но это даже не первый из необходимых шагов. Для начала нужно определить, какие бизнес-результаты вы хотите получить, и, соответственно, какие решения вам необходимо принимать на каждом этапе. Затем нужно выбрать программное обеспечение, которое позволит реализовать эти задачи. Даже если такого софта не существует, обратитесь, например, в компанию Bentley, которая сможет разработать необходимое программное обеспечение. А еще можно попросить одного из наших российских партнеров, например, компанию КРОК, интегрировать его с остальными бизнес-процессами.

ПО в какой-то степени можно сравнить с молотком. Если у вас есть молоток в руках, но вы ничего не понимаете в строительстве, то, скорее всего, вы просто что-нибудь разрушите. Точно так же вы можете потратить миллион долларов на программное обеспечение, которое окажется ненужным и неподходящим для ваших задач.

Кроме того, программное обеспечение предлагает нам функции, о которых мы могли и не подозревать. Например, возьмем Uber или Airbnb. Несколько лет назад мы и представить не могли, что сервисы отелей или такси могут быть настолько переупакованы и демократизированы. Поэтому крайне важно всегда оставлять место для разработок и исследований, чтобы генерировать инновационные идеи.

Как у вас получилось стать одним из ведущих консультантов в области BIM? Где вы учились? В России нет таких учебных заведений, которые бы специализировались в области BIM. Где сотрудники британских строительных компаний изучают новые технологии и их применение на практике?

Я.В.: Во-первых, я бы не рекомендовал никому специализироваться именно в BIM. Сейчас это выглядит как очень инновационное решение, что, безусловно, привлекает. Это как когда-то появилась электронная почта и кардинально изменила наш способ общения. Но вы же не хотите всю жизнь работать специалистом по электронной почте. Или, если вы хотите стать художником, вы же не будете тратить пять лет, пытаясь понять, какие цвета и краски существуют. Вы узнаете все во время обучения живописи.

Лично я начал свою учебу в Италии: изучал проектирование, архитектуру, экономику, городское планирование. Наверное, поэтому, в конечном итоге, я стал работать в области информационного моделирования в строительстве. Дело в том, что после учебы я занимался и строительством, и проектированием, и архитектурой. Цифровые технологии уже давно проникли во все эти сферы. Поэтому, создавая объект в цифровом пространстве, вы все равно должны понимать, что именно вы строите, а не разбираться в цифровых технологиях.

В Великобритании необходимо пройти дополнительное обучение BIM. Во многих вузах уже есть курсы по BIM. Безусловно, они нужны, но как я считаю, только в качестве дополнения к инженерному или архитектурному курсу, а не отдельной специализацией. В противном случае, вы не будете понимать сути этого бизнеса, а будете знать только отдельные инструменты и методы.

У нас в России как раз сложилась именно такая ситуация. Стало очень модно быть менеджером в области BIM. Многие компании принимают людей на эту должность.

Я.В.: Наверное, в переходный период действительно нужен человек, который бы внедрял уже существующий на рынке опыт. Но BIM-лидер вовсе не обязательно должен иметь за плечами большой опыт работы с САПР или использования конкретной среды проектирования. Самое главное, чтобы человек четко понимал суть бизнеса и задействованной при этом инфраструктуры. И уже потом можно начинать осваивать инструменты и практики, которые помогут работать более эффективно.

На мой взгляд, такие люди, в первую очередь, должны иметь опыт управления проектами или строительством (в зависимости от типа компании). В инженерной фирме таким человеком может быть главный инженер, в строительной фирме - руководитель строительных работ, который разбирается в методологиях и инновациях.

В России говорят, что люди учатся на своих ошибках. Основываясь на своем опыте, скажите, каких ошибок следует избегать компаниям, которые начинают использовать технологии BIM?

Я.В.: Во-первых, не нужно начинать с покупки программного обеспечения. Дайте людям из разных групп и отделов поработать в новой методологии, чтобы BIM не был просто инициативой отдельных людей или каким-то необязательным дополнением к обычным методам работы. Эту методологию нужно вводить системно и постепенно, чтобы она стала органичной и неотъемлемой частью бизнеса. При этом очень полезно накапливать опыт работы в рамках каждого проекта и делиться им внутри компании.

Вы говорили, что, начиная с определенного момента, компаниям необходимо принять единую методологию и использовать только ее для коммуникаций между фирмами. От кого должна исходить подобная инициатива? От компаний, которые должны разрабатывать свои собственные методологии и правила, или от правительства, которое заставит всех участников перейти на определенный стандарт?

Я.В.: Инициатива не обязательно должна исходить от правительства. Лучше всего, когда такое требование идет от заказчика, кем бы он ни был. Например, если заказчиком является правительство Великобритании, то оно может требовать выполнения определенных региональных условий. Но если заказчик – застройщик здания в Кувейте, исходя из своих потребностей, он может потребовать следовать его правилам. Но даже если клиент этого не требует, компаниям стоило бы самим искать более эффективные методы работы. 

Это то, что я называю «эгоистичный BIM». Будьте эгоистичны: пытайтесь оптимизировать свою работу, более качественно проектировать объекты в цифровом виде. Это позволит вам строить лучше и обеспечит вас новыми заказами. Работая в качестве подрядчика с застройщиком и помогая ему экономить хотя бы 10% затрат, можно быть уверенным, что он позвонит вам и в следующий раз.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!