«Ценообразование в строительстве в России устроено так, что триллионы рублей улетают в черную дыру» – доложил вице-премьер Дмитрий Козак на Госсовете 17 мая 2016 г.
Про триллионы и «черные дыры» Дмитрий Николаевич прав. Объективности ради, вице-пример везде и всюду рассказывает, что на подготовку и проведения Олимпийских Игр в Сочи затратили 214 млрд рублей, а «улетучилось» 1 трлн 300 млрд.
Наш лидер В.В. Путин на протяжении прошедшей десятилетки неоднократно сетовал на проблемы ценообразования. Еще в 2009 году президент дал старт реформы системы ценообразования, подписав в ранге Премьера Постановление Правительства РФ №427, в котором поручил разработать прогрессивные укрупненные сметные нормативы.
И что же? Да не разработаны до сих пор, несмотря на выделение на это огромного объема средств из федерального бюджета.
Ортопедические средства Минстроя по реализации государственного задания по разработке и актуализации сметных нормативов, отвечающих современных технологий строительства, реальным рыночным условиям и обеспечивающих определение достоверной стоимости строительной продукции не более как подпорки для отвода претензий профессионального строительного сообщества.
Реформа системы ценообразования с амбициозным наименование «400 дней», стартовавшая с одобрения общественного совета Минстроя РФ 25 ноября 2015 года «трещит по всем швам».
По сути дела на Госсовете по строительству признали фиаско попыток создать прозрачную и понятную системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве.
Вопрос «кто виноват» уже давно не стоит на повестке дня. Важнейшей является задача: «Что делать дабы проконтролировать обоснованность и эффективность средств направленных на строительство различных объектов?»
Сколько стоит дом построить?
Сегодня, в условиях кризиса финансового сектора экономики и нестабильности в производственной сфере, «качество» ответа специалистов на вопрос «Сколько стоит дом построить?» приобретает острую актуальность.
Идентифицировать текущее состояние рынка и, тем более, спрогнозировать характер и темпы его дальнейшего развития, практически невозможно. К тому политика участников строительного рынка сегодня крайне разнообразна:
- одни не готовы снижать цены;
- другие готовы на все (даже балансируя на пороге безубыточности);
- третьи принимают выжидательную позицию;
- четвертые перекрывают доступ к информации о своей деятельности:
- остальные выбирают другие тактики поведения.
Сформированный, как мы надеялись, зрелый и стабильный строительный рынок на данный момент непредсказуем. Воспользоваться рыночными механизмами сложно.
Сегодняшняя цена любого вида продукции, в том числе строительной, содержит в себе значительную долю «случайности», диктуемую экономическим положением субъектов рынка. Это цена каждого отдельно взятого объекта (работы, услуги), в то время как объективной рыночной цены нет.
Вопросы ценообразования в большинстве других отраслей производства товаров (работ, услуг) решаются несравнимо проще, чем в строительстве: необходимо скалькулировать затраты; под влиянием спроса и предложения определить приемлемый размер прибыли; в конечном итоге цена продукции (товара, работы, услуги) получается сама собой.
Специфика строительной отрасли в вопросах ценообразования уникальна. «Не ученья для, а ради освежения памяти» – напомним ее читателям:
Это максимальная в сравнении с другими отраслями капиталоемкость, стационарность конечной продукции при нестационарном характере самого производства, технологическая взаимосвязь операций, составляющих строительный процесс, длительность инвестиционно-строительного процесса и огромное количество его участников.
Не учитывать этого при формировании стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства или отдельных видов работ, взаимодействии участников процесса, ведении бухгалтерской отчетности абсолютно неправильно. А продумать, прописать и обязать выполнять особые условия функционирования системы ценообразования в под силу лишь законодателю.
О законодательных проблемах в сметном деле
В большинстве случаев основной причиной проблем строительного комплекса называют несовершенство законодательства.
Вопросы влияния законодательных нововведений на инвестиционно-строительную деятельность и в особенности проблематику, связанную с исполнением принимаемых законов и подзаконных актов в области ценообразования и сметного дела широко обсуждаемы в СМИ и интернет-ресурсах.
Инвестиционно-строительный процесс на всем его протяжение его жизненного цикла регулируется целым комплексом законодательных и подзаконных актов.
При формировании стоимости строительной продукции участники инвестиционно-строительного процесса встают перед серьезной проблемой их применения, взаимной увязки требований и положений указанных нормативно-правовых актов, методических и нормативных документов, зачастую противоречащих друг другу.
А «камнем преткновения» здесь является разрозненность законодательной терминологии. Юристы справедливо замечают, что каждый закон формулирует собственный понятийный аппарат, используемый для целей закона и изложенный в его преамбуле.
Естественно, профессиональное строительное сообщество должно находиться и работать в едином законодательном поле терминов и определений.
Если законы пишутся для применения в строительном комплексе, тогда одно и то же понятие, от момента, когда Инвестор сформировал идею и сказал «хочу», до ввода объекта в эксплуатацию, не должно в различных законах толковаться по-разному.
Вся законодательная терминология должна быть увязана, а подзаконные и нормативные акты, методические разработки должны следовать единому понятийному аппарату, обозначенному в законах государства.
Спасибо за информацию
«Впервые за 20 лет в рамках реформирования системы ценообразования Правительством принято решение о реализации государственного задания по разработке и актуализации сметных нормативов, отвечающих современным технологиям строительства, реальным рыночным условиям и обеспечивающих определение достоверной стоимости строительной продукции» – доложил Госсовету министр строительства и ЖКХ РФ М.А. Мень.
Законодательной основой этого станет внесённый в Государственную Думу правительственный законопроект, предусматривающий создание системы государственного мониторинга стоимости строительных ресурсов и общедоступной и прозрачной государственной информационной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, обеспечивающей соблюдение прав коммерческих организаций-производителей, добросовестно представляющих конфиденциальную информацию в эту базу.
«Законопроект, который должен решить проблему завышения сметы, находится в Госдуме … законопроект позволит радикально обновить застарелые сметные нормативы и установить мониторинг стоимости строительных материалов и рабочей силы» – отчитался и Д.Н.Козак, однако промолчал о том когда же произойдет это обновление.
Специалисты сметного дела в строительстве внимательно прочитав «продвинутый» законопроект, с учетом будущих подзаконных актов, процедуры планирования разработки сметных нормативов, бюджетных процессов выделения средств на это, рассмотрения и утверждения нормативов, полагают, что ранее 2022 года никакого обновления ждать не стоит.
В то же время с принятием этого закона и выпуска подзаконных актов ожидаемое количество административных барьеров в ценообразовании и сметном нормировании будет возрастать пропорционально выделяемому на реформу ценообразования бюджету.
О прозрачности системы ценообразования
В условиях нестабильности финансирования строительства, появления новых технологий производства работ определить твердую цену и работать дальше, следуя ей, практически невозможно.
Красноярский губернатор В.А.Толоконский утверждает обратное: «Для упорядочивания процесса ценообразования и совершенствования сметных работ нам надо не боятся вводить специальные нормативы для государственных заказчиков, что бы жестко определять сколько стоит метр социального жилья, школьное место, гигакалория тепловой мощности и так далее».
Реально ли это?
Да реально, если сформировать централизованного исполнителя всех инвестиционных проектов, который сейчас разбросаны по различным министерствам, агентствам и ведомствам (Минспорт, Минкульт, Минпромторг, Минобрнауки и т.д. – это десятки структур, делающих одно и тоже по своим правилам).
Президент страны давно дал старт структурной реформе в строительстве, ожидая реальный экономический эффект. Для этого создается «Роскапстрой» – служба единого государственного Заказчика.
Такая централизация могла бы изменить ситуацию с «бесхозяйственной составляющей» кардинальным образом. Только такая структура могла бы реально осуществить шаг вперед.
Что это дает?
Единообразие. Вместо десятков служб заказчиков и нанимаемых ими консультантов (инжиниринговых компаний) при различных ведомствах, где существуют собственные правила, регламенты, в том числе «не писанные правила», достаточно одной службы, работающей по одним правилам.
Кроме экономии на аппарате управления появится возможность и оздоровить конкурентную среду в строительном подряде, снизить процент «своих» подрядчиков.
Планирование. Детальное планирование – основа управления, которое в строительстве как государственная система отсутствует. Просто нет возможности планировать и управлять, нет централизации. Если появится планирование в структуре Роскапстроя – снова снизится «бесхозяйственная составляющая».
Типовое проектирование. Единый заказчик постарается упростить и ускорить проектирование за счет типизации. Разрозненным заказчикам это не нужно.
Централизацию закупки материалов. Огромная финансовая дыра бесхозяйственности находится на стадии закупки строительных материалов подрядчиком для нужд конкретной стройки.
Логично было бы закупать материалы централизованно, причем можно даже включить механизм, аналогичный фьючерсам. Тут и противоядие против локального (регионального) монополизма и стимул к развитию индустриального производства строительных материалов вместо кустарного.
Эффективную логистика строительных материалов. Объем транспортных перевозок строительных материалов огромен, порядка 30%, если не считать пассажироперевозки. В масштабах страны это колоссальные средства и колоссальная неэффективность. Строительные материалы доставляют до стройплощадки как попало, выстроить эффективную логистику невозможно, потому что в масштабах страны это никому не было нужно.
А вот заказчику, осуществляющему строительство по все стране будет необходимо и для этого есть соответствующие государственные структуры по автомобильному, железнодорожному, водному транспорту. Кому как не Роскапстрою наладить логистику вместе с ними?
Внедрение новых технологий. Новые технологии в строительстве сейчас заказчикам не нужны – а именно от них зависит появятся они или нет, так как силами энтузиастов этот вопрос не решить. Стимулировать на инновации одного заказчика гораздо проще, чем десятки.
Финансовый контроль. Сейчас средний размер «улетучивания денег» в строительстве за счет госбюджета – около 40%.
Доминирует понятие «откат» или «коррупционная составляющая». Однако это совсем не так. Сам «откат» – это 15-20% от размера финансирования в стройке, возникающие при выделении денег на всех уровнях от бюджетных регуляторов до структур, осуществляющих закупки для государственных нужд и контролем за производством работ.
Все остальное – следствие бесхозяйственной работы госаппарата, распорядителей, заказчиков строительства, «своих» подрядчиков и субподрядчиков, управляемых финансово-промышленными группами олигархов.
Централизованное финансирование и внедрение казначейских технологий на всех стадиях расчетов при строительстве – эффективное противоядие против вывода средств куда попало.
У централизации были, есть и всегда будут противники. В данном случае это огромная армия госзаказчиков и распорядителей, «приближенные» к федеральной и региональной власти подрядчики и поставщики, локальные монополисты и коммерческие банки.
Заключение
Единообразие законодательной базы (однозначность, недвусмысленность, преемственность нормативно-правовых актов в системе законодательного регулирования отрасли), доступность информации и прозрачность системы ценообразования – вот три неотъемлемых условия движения строительного комплекса по эффективному пути своего развития.
Необходим единый универсальный подход к толкованию и использованию норм действующего законодательства, применение которого позволит субъектам инвестиционно-строительной деятельности грамотно формировать цену строительной продукции и строить договорные отношения.
В результате с 2018 года планирование бюджетных капитальных вложений будет осуществляться на основе новой системы ценообразования, которая станет комплексным, современным и эффективным инструментом, обеспечивающим максимально достоверную начальную цену контракта для последующего проведения конкурсных процедур.
Так утверждает Министерство строительства и ЖКХ. Что ж, поживем-увидим!
Борис Скупов
Комментарии (0)