Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Рынок башенных кранов - по трудной дороге наверх

Есть устоявшийся индикатор развития той или иной территории - количество работающих башенных кранов. Панорама города, усыпанного этими величественными конструкциями, перекличка дежурных звонков, начинающих движение высотных механизмов - вдохновляет любого строителя и инвестора. Значит, город строится, город растет.

8725830a5ba4a503d9a6ad587d19bec4.jpg

Но современная генетика башенных кранов на российских стройках очень непроста. До 1991 года, в силу закрытости страны, в Советском Союзе производилось более четырех тысяч кранов в год. Сегодня общими усилиями уцелевших крановых компаний на рынок выходит около 200 единиц новой отечественной техники, при общей потребности рынка менее тысячи механизмов в год. 

По разным оценкам - доля российских кранов сегодня составляет около 40% рынка и за местом под солнцем между собой и все вместе против импортных конкурентов борются всего три производителя башенных кранов: Нязепетровский краностроительный завод (Челябинская область), Ржевский краностроительный завод (Тверская область) и «Строммашина» (Ивановская область).

При этом, ни крупные проекты госстроительства, ни санкционная война и движение по поддержке импортозамещения эту отрасль не коснулись. Об этом говорит и скандал со строительством ростовского стадиона к ЧМ-18, где тендер на крановую технику к удивлению участников рынка выиграла китайская компания, и позиция Ростехнадзора, допускающего на рынок технику, не способную работать в суровых зимних условиях большинства российских регионов.

Сегодня на нашем рынке башенных кранов присутствует немецкая, китайская (в том числе одноразовая (!)), турецкая, французская, итальянская, испанская и португальская техника. Как отмечают специалисты сервисных компаний - доля китайских компаний растет, что вполне объяснимо - Китай давно и прочно занимает третье место в мире (после США и Японии) по объему производства строительной техники, и свою нишу поднебесные расширяют не только по линии башенных кранов.

4076ce20a1ed347a1b508c46cecabd0f.jpg

Среди европейских поставщиков лидируют: Liebherr, Zeppelin (Германия), Potain S.A.S (Франция), Comedil, ALFA (Италия), Comansa (Испания). Американских производителей на рынке фактически нет, потому они часть международных холдингов и по сути европейские производители в какой-то части являются их представителями.

В принципе, российские производители могут конкурировать с европейцами по цене. Цена высотного башенного крана отечественного производства составляет в среднем 10-14 млн руб. Евроаналог обойдется в 2-3 раза дороже, но здесь есть другая лазейка. По разным оценкам - новых еврокранов на рынке около 20-25%, остальное - краны бывшие в употреблении.

По отзывам строителей - импортные б\у краны европейского производства в обычных (добавим - летних) условиях эксплуатации вроде как надежнее, экологичнее и экономичнее российских аналогов и отличаются более высоким качеством исполнения.

Но! Как и любая европейская крановая техника, она рассчитана на работу в зимних условиях до минус 25 градусов. Выход за пределы сокращает срок службы канатов, выбивает электрику и электронику. Есть адаптированные к морозам модели, но их ценник сразу вырастает на 20-30%. И ремонт такой техники требует больших временных и финансовых затрат.

В целом добавим, срок службы башенного крана – ориентировочно 15 лет, после чего наступает критический износ узлов и агрегатов, общая усталость металла, и тогда ремонт башенного крана становится нерентабельным.

dec008cb8599ac0d0d23568419bafc95.jpgУ российских производителей здесь просто генетическое преимущество - они всегда делали и по-прежнему делают технику, рассчитанную на температуру до -40 °C и при влажности воздуха 80—100%. Однако надо понимать, что такого экстрима - стабильно низкая температура ниже 25, в России не так много. В средней полосе России и тем более южнее, зимняя планка холодов ниже 25 опускается довольно редко.

Это, кстати, один из поводов для Ростехнадзора допускать импортную технику на рынок. Здесь российские производители напрямую требуют лобового протекционизма. Например, технический руководитель завода «Стромамшина» Владимир Красноштанов высказался так: «…. если бы Ростехнадзор не пропускал эту импортную технику, то возможно, что на российском рынке преобладала отечественная продукция. Российские краны стоят в три раза дешевле зарубежной техники».

Отметим, что российские производители вынуждены сегодня работать под заказ, но в борьбе за рынок активно модернизируют свою технику, и по своим инновациям многие модели уже не уступают импортным аналогам. 

f2491c5ffa6dec68e1d7df020ff8eb18.jpg

1c6cef6e704322c9f84822688240494a.JPG

44cb8768dc2292272fe452dbc626ae95.JPG

Комментарии