Развитие импортозамещения: проблемы и перспективы

Подпишитесь на канал

В данной статье на примере конкретной отрасли будет рассказано о том, каким образом происходит развитие импортозамещения, как складывается конкуренция между российскими производителями и поставщиками иностранных товаров.

dd509a77e2a3568e557dbff8da69c4f9.jpg

Речь пойдет об отрасли производства радиаторов отопления современного типа. То есть не о чугунных батареях, а о продукции нового дизайна – алюминиевых и биметаллических секционных радиаторах отопления, доля которых на общем рынке отопительных приборов сейчас составляет более 55%.

Объем этого рынка не так уж мал – в прошлом году объем продаж радиаторов отопления в России составил порядка 50 млрд. рублей и 80 миллионов секций в натуральном выражении.

Производство радиаторов отопления отличается высоким уровнем добавленной стоимости и большим количеством технологических переделов в процессе изготовления радиатора. Производство радиаторов отопления можно отнести к числу высокотехнологичных. Так, алюминиевые и биметаллические радиаторы изготавливаются с использованием методов литья под высоким давлением или экструзии (формовки) на самом современном иностранном оборудовании, аналоги которого в России, к сожалению, не производятся.

В середине «тучных» 2000-х годов рост благосостояния населения привел к повышению спроса на радиаторы отопления современного дизайна: наши граждане стали активно менять архаичные чугунные батареи на новые алюминиевые и биметаллические радиаторы по эстетическим соображениям.

В последнее десятилетие рынок радиаторов отопления развивался по двум основным трендам.

  • Во-первых, существенно увеличивались объемы импорта радиаторов отопления, прежде всего, продукции низкого ценового сегмента из Китая.
  • Во-вторых, начали создаваться отечественные производства алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления на территории России.

При этом первоначально стратегия по наращиванию импорта оказалась более выгодной, в связи с чем доля отечественной продукции на рынке пока не превышает 25%. В результате на рынке алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления представлено не более 10 торговых марок радиаторов, производимых
в России, в то время как число китайских брендов достигает сотни и взамен дискредитировавших свою репутацию торговых марок постоянно появляются новые бренды.

Проблема состоит в необходимости создания государством прозрачной и четкой регуляторной среды, обеспечения равных условий рыночной борьбы, защиты российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны недоброкачественной продукции иностранного производства, импортируемой по демпинговым ценам.

К сожалению, пока сохраняется нездоровая ситуация, при которой на радиаторы отопления отсутствуют какие-либо обязательные требования.

В результате китайские заводы поставляют в Россию радиаторы по тем параметрам, которые дает им заказчик, преследующий цели максимального удешевления товара. В целях снижения себестоимости при производстве радиаторов отопления в Китае снижается количество используемых материалов, что уменьшает вес радиатора. В результате появилась даже категоризация таких радиаторов: «облегченные», «легкие», «супер легкие». Но радиаторы, не сигареты и отнесение их к таким категориям не понижает уровень угрозы, а наоборот повышает его.

Чем тоньше стенка радиатора, тем больше риск того, что при экстремально низких температурах или перепадах давления в отопительных сетях он разгерметизируется, попросту лопнет. Кроме того, по законам физики чем меньше вес металла, тем меньше тепла радиатор «отдает» в квартиру, показатели его теплоотдачи снижаются, падает внутрикомнатная температура, люди начинают банально мерзнуть в своих квартирах и домах.

Следует также учитывать, что завышение показателей веса и уровня тепловой мощности радиатора (на практике его завышают на 20-40%) является грубым нарушением законодательства о защите прав потребителей. Законом установлено требование о необходимости достоверного информирования покупателя о потребительских свойствах товара, к числу которых для радиатора отопления как раз и относятся показатели веса и теплоотдачи.

При этом недобросовестные производители и импортеры, завышая эти показатели на упаковке и в паспорте отопительного прибора, дискредитируют имидж современных алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления как качественных и надежных товаров, а также «подставляют» розничных продавцов, которые несут репутационные потери и даже могут быть привлечены к ответственности за введение потребителей в заблуждение при реализации товаров с ложными характеристиками.

При этом российские радиаторы фактически «выключены» из участия в государственных заказах, так как по чистому ценовому критерию всегда выигрывают поставщики продукции из Китая. В связи с этим важно рассмотрение вопроса о предоставлении поставщикам российских радиаторов приоритетных условий доступа к государственным заказам. На социально значимые объекты страны необходимо поставлять отечественную продукцию, изготовленную с соблюдением российских стандартов, учитывающих специфику эксплуатации радиаторов отопления в условиях нашего сурового климата.

aef03e504952c24aa08a90389eea2b1e.jpg

Новые вызовы по увеличению объемов импорта на территорию России радиаторов отопления из Китая потребовали эффективных таможенных мер как в нормативном регулировании, так и в таможенном администрировании.

Дело в том, что на протяжении десяти лет успешно применялась следующая схема: заказчики просили китайских контрагентов выписывать им инвойсы (счета-фактуры) на суммы более низкие, чем фактическая стоимость сделки. В дальнейшем, «прикрываясь» данными документами, нечистоплотные импортеры осуществляли недостоверное таможенное декларирование, искусственно занижая таможенную стоимость, в результате чего потери нес государственный бюджет.

В последнее время ФТС России активизировало работу по контролю таможенной стоимости китайских радиаторов отопления, в том числе с использованием так называемого «профиля риска минимально возможной стоимости». В итоге объем импорта алюминиевых и биметаллических радиаторов из КНР в первом квартале текущего года сократился более чем на треть и в физическом, и в денежном выражении.

Кроме того, в связи с изменениями курса рубля по отношению к доллару США импорт радиаторов отопления стал менее выгодным, хотя появилась и новая угроза еще большего удешевления радиаторов, изготавливаемых в Китае по заказам российских импортеров.

В целях защиты интересов отечественных производителей Россия может последовать примеру Евросоюза, в котором на протяжении многих лет успешно применяется высокая ставка антидемпинговой пошлины в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, происходящих из Китайской Народной Республики.

Нужно учитывать, что в условиях спада в строительной отрасли будут снижаться и объемы заказов радиаторов отопления, в связи с чем конкуренция на этом рынке будет только ужесточаться.

В последнее время государство начало занимать более активную позицию по поддержке промышленности в целом, руководствуясь тем, что развитие отечественного производства – это дополнительные налоги в государственный бюджет и новые квалифицированные рабочие места для наших граждан. В этих целях в министерствах и ведомствах рассматривается ряд инициатив отрасли, направленных на поддержку российских производителей и защиту прав потребителей радиаторов отопления.

С государственной точки зрения такой подход представляется абсолютно правильным – Россия, как страна с суровым климатом, должна, что называется, «обогреть себя сама».

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!