К «Олимпиаде-80» столице потребовался гостиничный комплекс международного класса. Большой, эффектный и близкий к положительному ассоциативному ряду с советской страной. Так напротив ВДНХ появилась гостиница «Космос».
В открытых источниках нет информации, почему её мощный и брутальный вогнутый силуэт получил космическую тематику, но тенденция налицо. На проспекте Ленина к той же олимпиаде появился стремительный и безупречный в своей экспрессии монумент Гагарину, а напротив, у ВДНХ уже стоял памятник покорителям космоса.
Но подсознательно было понятно - к концу 70-х Советскому Союзу, кроме космоса и оружия, сильно похвастаться нечем. Разворачивалась война в Афганистане, в стране все ощутимее появился дефицит первоочередных товаров и продовольствия, включая позорный экспорт канадской пшеницы, атмосфера застоя порождала общественную апатию. И о чем еще напомнить интуристам, как не о космосе?
Создавать в «закрытой» стране гостиницу на уровне высоких мировых стандартов не представлялось возможным. Сейчас сложно утверждать - как и почему принималось решение о транснациональном консорциуме архитекторов, но очевидно, что решалось это на высоком уровне.
В итоге авторский коллектив вошел в историю следующим составом: В.Андреев, Т.Заикин, В.Стейскал — от Моспроект-1 и О.Какуб, П.Жуглё, С.Эпстейн — от французской компании «Sefri», которая выступила генподрядчиком объекта.
Выбор среди иностранных партнеров, конечно же, был. Но как показывает анализ строящихся тогда в СССР объектов с участием иностранных специалистов - французы превалировали. Возможно, здесь сказались многовековые связи двух стран, не исключено, что и выход Франции из НАТО сыграл свою политическую роль.
Но в то же самое время именно французы, совместно с советскими строителями и инженерами, строили крупнейший в стране комплекс по производству ароматических углеводородов в оборонном, а значит супер-закрытом Омске.
О французских архитекторах, соавторов «Космоса», почти ничего неизвестно, за исключением О.Какуба - тунисского (!) архитектора, создавшего в северной Африке ряд крупных и концептуальных постмодернистких объектов, в том числе, гостиниц.
С советской стороны на объект привлекли просто «краснознаменные силы» столичной архитектуры.
Архитектор Андреев - народный архитектор СССР, обладатель Сталинской премии в области архитектуры (за административное здание по улице Горького в Москве) и двух орденов Трудового Красного Знамени, известен своими объектами общественного назначения. Среди них: выставочный павильон СССР (1952, Вена), выставочный павильон СССР (1953—1954, Пекин), здание посольства ЧССР (1952—1954, Москва), памятник Юрию Долгорукому (1954, Москва, Тверская площадь), здание посольства КНР (1956—1959, Москва). В общем, опыт создавать объекты для международной публики у зодчего имелся в полной мере.
Вероятно Андреев привлек Т.Заикина на проектирование «Космоса», потому еще в 1968 году они вместе создали знаменитый 25-этажный дом на пр. Мира - панельный дом «дом-сороконожка» или дом «на курьих ножках».
Этот дом - настоящая веха в советском строительстве, возведен из крупных панелей, изготовленных на вибропрокатном стане. В то время это было настоящее ноу-хау. И в создании современного объекта творчество Заикина оказалось очень кстати.
Владимир Стейскал в свое время стал одним из пионеров проектирования и строительства массового жилья. По его проектам выстроены жилые дома общей площадью около 1500 млн кв.м. Это целый город на юго-востоке Москвы — десятки кварталов Текстильщиков, Новых Кузьминок, Люблино, Выхино с социальными учреждениями.
Полученные знания также пригодились В. Стейскалу и его коллегам в работе по восстановлению Ташкента после разрушительного землетрясения 1966 года.
К проекту «Космоса» архитектор подошел в звании заместителя начальника управления по проектированию Моспроекта-1 и как опытный зодчий, способный решать масштабные ансамблевые градостроительные задачи.
Место для строительства было выбрано достаточно весьма удачно. С одной стороны, от здания гостиницы «Космос» можно быстро и удобно (всего за 10-20 минут) добраться до центральной части города. С другой, его расположение не нарушило историческую городскую застройку. Поэтому гостиница «Космос» — по-прежнему одна из архитектурных доминант окружающей территории.
К сожалению, источники разнятся - чей эскиз лег в основу проектирования гостиницы - французский или советский.
Но мощная, изогнутая дугой пластина главного корпуса гостиницы «Космос» фиксирует планировочную ось выставочного комплекса ВДНХ. Таким образом, сложное пространство, прилегающее к проспекту Мира, получает композиционную завершенность. Лаконичные формы корпусов отеля подчеркивают его новизну и временное отличие от «ампирных» композиций входов и павильонов ВДНХ.
Хотя 25-этажный объект встал по оси партера напротив главного входа ВДНХ под некоторым углом к ней. Такое решение вполне объяснимо с учетом того, что гостиница оказалась на развилке двух важных магистралей – проспекта Мира и улицы Космонавтов. Архитекторам пришлось учитывать восприятие здания не только с проспекта, но и с будущего Четвертого кольца.
В целом задача была решена успешно: гигантская дуга гостиницы напоминает антенну радара, держащую в фокусе пространственную ось, созданную обелиском «Покорителям космоса» и Останкинской телевизионной башней. Дуга играет еще одну положительную роль - она создает в свое обособленное пространство, некую внутреннюю площадь, отделенную от внешнего мира.
Широкие вогнутые площади впоследствии вдохновили создателей кинофильма «Дневной дозор» на шедевральную поездку героини Жанны Фриске по фасаду здания. В нынешний год кино это имеет значение в рассказе об объекте.
Сам облик здания гостиницы выдержан в аскетичном стиле. Его наиболее характерными особенностями стали: ясность линий и форм, а также удачно найденное соотношение использования стекла и металла. Кому-то кажется, что все это придает сооружению визуальный облик «космического корабля». Хотя космические аналогии у гостиницы «Космос» при любом раскладе видятся «притянутыми за уши».
Получился огромный мрачный массив непонятного коричневого оттенка. Разве ночью массив огней «Космоса» чем-то напоминает Млечный путь или сгусток созвездий. В итоге, как так получается, что главным архитектурным достоинством гостиницы стали потрясающие виды из окна.
Открытие гостиничного комплекса состоялось 18 июля 1979 года. Мероприятие проходило в торжественной обстановке, с участием главного сердцееда советских женщин тех времен - французского певца Джо Дассена.
Гостиница задумывалась как одна из лучших в Москве, рассчитанная на состоятельных туристов, и в соответствии с этим была снабжена всем набором удобств, присущих отелям подобного класса.
«Космос» имеет 1777 гостиничных номеров, имеющих различный уровень комфорта. В подвале располагалась автостоянка на 150 автомобилей. Первый этаж занимали центральный вестибюль, два ресторана и бары при них, а также банкетный зал. Еще два ресторана обслуживали посетителей на втором этаже. Все же самым эффектным заведением подобного рода служил ресторан на верхнем этаже, откуда открывался чудесный вид на Москву.
В правом крыле здания находятся конференц-зал, два бассейна с пляжем, сауна и еще один бар. Стык крыла с главным зданием был выполнен в виде зимнего сада, который служил дополнительным фойе для зала. Конференц-зал обслуживался отдельным входом и мог использоваться для проведения различных конгрессов и симпозиумов вне зависимости от работы гостиницы.
Денис Банников
Комментарии (0)