«Архитектура граффити» или Монументальное искусство, как средство компенсации

Питерские застройщики и архитекторы все чаще стали задумываться о симбиозе искусств - архитектуры и крупномасштабного изобразительного искусства, именуемого сегодня "граффити". Именно "сегодня". Ибо все новое - хорошо забытое старое. 

277a27294d6fa8209fe4ff04d368944b.jpg

Хороший, продуманный до точки и качественно реализованный объект архитектуры не нуждается в дополнительных визуальных средствах. Если только в нем изначально не заложены идеи симбиоза искусств, как в архитектуре модерна, например.

Однако искусство граффити отнюдь не откровение сегодняшних дней и западной культуры - история делает очередную спираль - города продолжают насыщаться однообразными жилыми коробками, "машинами для жилья" по меткому выражению всемирно известного архитектора. И компенсировать однообразие среды может только колоссальных размеров баннерная реклама и монументальное искусство граффити, которое лишь трансформировалось из официального партийного мейн-стрима в свободное художественное движение свободных художников. Ленина и колхозницу сменил Чебурашка и покемон.

В Петербурге набирают силу мода включать граффити в архитектуру новостроек. Но в отличие от самостийных зарисовок это граффити имеет статус целенаправленного проекта. Как отмечают эксперты - рисунки помогают привлечь внимание к типовым проектам. А вот жилой комплекс между проспектами Королева, Шуваловским, Парашютной улицей и пока безымянным проездом по Литориновому уступу, состоящий из набора 24-этажных жилых домов застройщики так и назвали — «Граффити». На их боковых фасадах выполнены абстрактные рисунки. Первый из них совсем бессюжетный, он построен на разных цветах и геометрических формах. 

328c22743791786b8b1c0dadba65fcfd.jpg

Графическая фантазия высотой около 70 метров и площадью примерно 500 кв. метров появилась в ноябре 2015 года. Второй фасад, завершенный в июне этого года, получил название «Импульс». Застройщик преподносит его как сюжетную композицию о городе и его архитектурных формах. По высоте этот рисунок примерно равен своему предшественнику. Но он значительно больше по площади — около 1100 кв. метров.

На выходах из подземного паркинга художники разместили четыре рисунка на игровую тему. «Дальше мы будем раскрывать тему граффити вместе с развитием новых стилей. Граффити будут наноситься на основные видовые фасады комплекса, а также на объекты во дворах — выходы из паркингов и тепловые пункты», — рассказал представитель застройщика.

Другой пример жилого комплекса, архитектуру которых разнообразят рисунки, — «Дудергофская линия — 3» на недавно присоединенной к Петербургу территории в Горелове. Застройщик здесь пошел по более концептуальному пути, вероятно рассчитывая на новоселов-интеллектуалов - на глухой стене дома по улице Коммунаров художники изобразили «Зимний пейзаж» Василия Кандинского.

3c3229c2941ff0661fd5bf497a84e0d7.jpg

На той же улице детский сад украшает нарисованный павлин. Трансформаторные подстанции в квартале также разукрасили в стиле детских рисунков.
Несколько оптимистичных рисунков нанесено на дома в Шушарах. Здесь застройщики собрали корабль, жирафа, фантазию на тему сказок Пушкина, пингвинов и зебру.... Просто и доходчиво. Все мы родом из детства.

Однако мода на целенаправленное граффити раньше жилых новостроек появилась на нежилых зданиях. Так, одним из пионеров стал ночлежный дом «Граффити», в который превратили детский сад на набережной Мойки. Бетонную коробку 1960-х годов постройки раскрасили цветными квадратами по мотивам голландского художника Пита Мондриана. Однако решение было временным, пока здание не снесли под новый жилой дом.

d39c60b09c430a7b26aa6282ba98123c.jpg

Еще более заметным явлением в архитектуре Петербурга стал чемодан, на фасаде гостиницы «Карелия» на улице Маршала Тухачевского. Саквояжный облик также задумывался как временный. Но, по всей видимости, он понравился отельерам и фасады решили не перекрашивать.

d5c77bef3665b23810e86d8b738930b1.jpg

Третий пример — деловой центр «Обводный двор» на набережной Обводного канала. На кладке из красного кирпича постарались изобразить скрывающийся в тоннеле вагон метро. При этом даже использовали кусок настоящего вагона — один из его торцов вмонтировали в стену. Сам тоннель — нарисован. Инсталляция посвящена 60-летию петербургского метрополитена. Отметим, что у всех трех примеров - один и тот же владелец.

d6f0776bbbca130d93621bd799f69f3d.jpg

Маркетолог одной из компаний-застройщика - Ян Свояволя, отметил, что при прочих равных условиях глухие панельные стены проигрывают кирпичной отделке фасадов и воспринимаются покупателями как более дешевый вид жилья. Граффити помогает нивелировать этот эффект и выступает дополнительным эмоциональным фактором, который располагает к выбору этого объекта. Также граффити может служить своего рода внутриквартальной навигацией, помогающей ориентироваться на местности.

3fff2260f93f9baa4e38d907c69b4c93.jpg

«Использование граффити оправдано при типовой застройке кварталов, а также при выгодном расположении здания относительно проезжей части», — полагает Свояволя.

Отметим, что представляемый симбиоз захватывает не только столичные города. В регионах граффити набирает обороты, правда, пока только на давно существующей застройке. Об этом - наш следующий материал.

fb2d98cc44e4bbd8123e06cf7ed691e8.jpg

Комментарии