Текст: Денис Банников, фотограф: Николай Кривич (Омск)
В прошлой публикации мы рассказали о первом масштабном проекте, реализованном "Газпромом" к 300-летию города своего присутствия - Омске. Пешеходная интерактивная улица Чокана Валиханова открыла новую эру в в целой сети пешеходных бульваров и набережных второго по величине города Сибири и Дальнего Востока. Проект получил высокую международную оценку и народную привязанность.
Второй подарок газовой корпорации стоимостью более 2 млрд рублей вернул жизнь главной и настоящей исторической архитектурной жемчужине не только Омска, но и Сибири в целом - Любинского проспекта.
Напомним, этот уникальный ансамбль, созданный в конце 19 века и первых десятилетиях века 20-го, являет собой символ мощи и процветания дореволюционного Омска, который часто в то время стали именовать "новым Чикаго".
Обойти эту огромную, но весьма подзапущенную территорию в самом центре города накануне 300-летия было просто преступлением. Любинский проспект для омской ментальности является главным признаком самоидентификации. Но за несколько лет до 300-летия города улица буквально начала умирать. Если ранее здесь сосредотачивались самые брендовые бутики, то с постройкой мега-торговых комплексов на городских окраинах и в других центрах притяжения, без поддержки соответствующего градостроительного окружения (об этом чуть позже), проспект превратился в малонаселённую проходную зону, в которой один за одним закрывались магазины, кафе и прочие активности. Все стало мрачно, грустно, пыльно и грязно. И лишь звон единственных городских часов на торговых рядах "фабрикантовъ Морозовыхъ" монотонно и ежедневно отбивал очередной полдень замирающего "Невского проспекта" Омска.
В отличие от пешеходной зоны Чокана Валиханова Любинский проспект - проект на порядок более масштабный, который решает принципиально иные задачи и в другом объеме. Цель у "Газпрома" и его питерских подрядчиков была одна - вернуть практически имперский блеск и роскошь улице, достойной этой великой судьбы. Задумываться о каких-то активностях и функционале заказчики и спонсоры не стали.
Реконструкцией, как оговаривается в проекте, это мероприятие назвать сложно. Это скорее именно капитальное благоустройство в оговорённых границах и на редкость масштабная реставрация: обновление проезжей части, устройство парковок и пешеходной части из гранита, подземных переходов, освещение, оформление нескольких площадей, прилегающих парков и озеленение, восстановление утраченных элементов лепнины и даже частей зданий, включая обновление фасадов всех зданий.
Директор питерской подрядной организации Анатолий Слатин заявил, что при реализации данного проекта не стоит задача глобального преобразования сложившегося архитектурного ансамбля, а стоит задача преобразить его с точки зрения современных тенденций строительства и образа жизни горожан.
Пожалуй, самым обнадёживающим фактором в преображении проспекта служит масштабное применение гранита, благодаря которому городским властям надолго забудется ремонт улицы хотя бы в её пешеходной части. В Омск плиты привезли с Урала и из Карелии. Всего на благоустройство ушло более 8 тысяч кв. метров природного материала.
Перед началом работ питерские подрядчики вынесли проект на градсовет Омска, которому предшествовали долгие, в несколько месяцев, препирательства с омской общественностью и архитектурным сообществом. Выставление на общество таких проектов не очень характерен для местной практики, но питерцы решили поступить по-модному. И не прогадали. Получив шквал негатива, они вышли на градсоветы уже с учтёнными предложениями омичей (из тех, что оказались наиболее конструктивными).
Из глобальных решений окончательной инстанции – областного градсовета – стоит отметить исключение из концепции парковки вдоль улицы.
Спустя некоторое время было принято решение восстановить на одном из зданий Любинского проспекта утраченный 90 лет назад элемент декора – лантерну. На этом настаивал омский историк Игорь Коновалов.
«Лантерна в изначальном смысле — это световой фонарь над башней. Ее восстановление принципиально. В проекте реставрации, я бы сказал, это самое знаковое решение. Лантерна кардинально изменит восприятие улицы в целом», — сказал тогда Игорь Коновалов.
С Коноваловым согласились и омские архитекторы, и представители генподрядчика: восстановленная лантерна стала доминантой обновленной улицы.
Но за общей суетой не всем омичам стала заметна другая работа, масштаб которой ещё не практиковался в Сибири - здания Любинского проспекта в своих уникальных архитектурных элементах вручную восстанавливались местными реставраторами. Утраченные архитектурные элементы возрождали по старинным фотографиям, а имеющиеся демонтировали и придавали вторую жизнь в специальной мастерской, расположенной во дворе одного из домов проспекта.
Всего было восстановлено более 1200 элементов, в частности на балконах второго этажа гостиницы "Октябрь" ("Россiя"), где одно время жил чешский писатель Ярослав Гашек, появятся утраченные обелиски и вазы.
Отметим, что спонсор и подрядчик заметно вышли за рамки самого Любинского проспекта - вместе с ним преобразился и главный городской сквер напротив мэрии и у Драматического театра, которые гармонично продолжают архитектурный ансамбль улицы. Здесь появились хаотично расположенные каменные глыбы, рулонные газоны, велодорожки, гранитные дорожки, новые скамейки. произошла почти полная реновация зеленых насаждений. Вместо стареющих тополей высажено 400 крупномеров, не считая различных кустарников. Посажена дубовая аллея. При этом сам Любинский зеленых насаждений практически лишился во имя красоты и выразительности архитектуры.
В общем, всё сделано красиво, крепко, нарядно, современно. Но что дальше?
На самом деле - сделать задорого и за чужой счёт главную омскую улицу – дело нехитрое. Будет омский "Невский" в граните и красивых лампах. Но, в отличие от Невского, у Любинского нет той антропогенной нагрузки, которая даёт улице истинную жизнь и смысл существования. Потому что здесь ничего не поменяется. Любинский умирал не от отсутствия благоустройства, а в силу структурных экономических, социальных и инфраструктурных изменений в обществе и экономике города.
Поэтому благородные вложения «Газпрома» могут послужить стержнем для концептуальной (идейной) реновации всего квартала, отметим довольно чахлого и зачастую просто пустынного градостроительного окружения – от улицы Гагарина до Партизанской, чтобы придать всей территории старого города новый дух, смысл, привлекательность. А это уже уровень муниципальный, уровень местной власти мыслить креативно, заботливо и ответственно.
Примеры таких реноваций имеются в России, более того – в Сибири. Иркутский исторический квартал № 130 в центре областного центра, реализованный совместными усилиями власти, частных инвесторов и ЛенГИПРОГОРа, в первый же момент открытия вошёл во все мыслимые и немыслимые архитектурные хрестоматии и топы архитектурных конкурсов, не говоря уже о главном – территория стала самым привлекательным местом Иркутска.
Эту тему совершенно справедливо поднял активист инициативной группы «ЛУЧ» ("Любинский, улица для человека") Павел Акимов, который еще на градсовете поднял вопрос о том, что улицу надо оживить, и только благоустройством это не решить. Получается красивое и ухоженное пространство, но совершенно безжизненное. На что получил ответ от подрядчика и его архитекторов, в частности, от главного архитектора проекта Алексея Никандрова - это не в компетенции разработчика концепции. Об оживлении улицы должна думать мэрия, собственники зданий на Любинском проспекте и общественность города.
Но целом, один из авторов проекта, архитектор Эдуард Моро (Франция) фактически поддержал омских активистов: "Мы считаем, что для успеха улицы важно развивать дворовые пространства, придавать им разные функции, которые будут привлекать людей". И это взгляд со стороны, ибо своих пророков в Отечестве, как известно не бывает, точнее, их традиционно не слышно на уровне Высших сил местной власти.
Думается, что то качество и полученный красивый результат на долгие годы станут магнитом для омичей даже без всяких активностей. Магнитом, который сам притянет новый бизнес и новые идеи на омскую жемчужину. Главное - сделан качественный посыл преобразования городской среды, которая приподнимает людей в восприятии городской действительности, возвышает сам город в глазах людей. Город, которым опять хочется и можно гордиться.
Комментарии (0)