Олимпийский Сочи: итоги и перспективы

Подпишитесь на канал

© Николай Лукьянов, 2014.

С завершением зимней сочинской Олимпиады многие и в профессиональном сообществе, и в широкой публике с удивлением обнаружили, что все годы подготовки к этому уникальному событию информация об архитекторах, проектировавших олимпийские объекты, равно как и об их работах была крайне «дефицитна». Как бы то ни было, речь идет о сооружениях, которые в глазах телезрителей всего мира уже успели стать новым архитектурным символом России.

Нет сомнения, что церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи будут вспоминать еще многие десятилетия, точно также, как это было и с Москвой 1980-го. Один из самых ярких зрительных образов Сочи-2014 – это не раз демонстрировавшиеся всеми телеканалами ночные панорамы Олимпийского парка с высоты птичьего полета. Всего лишь семью годами ранее ландшафт Имеретинской низменности был совершенно иным.

f85a67a665e2a55356b0f5c734ca8520.jpg

Созвездие спортивных арен не просто успели построить к сроку – оно явно удалось и в качестве нового градостроительного ансамбля. Горному кластеру олимпийских объектов повезло чуть меньше – достроено не все, но и то, что увидели спортсмены и зрители очень впечатляет, а в среде специалистов высотные сочинские мини-города с необычным традионалистским обликом уже стали объектом оживленных дискуссий. Если же говорить о Сочи в целом, город полностью обновил транспортную инфраструктуру, получил новый железнодорожный вокзал, новый аэропорт и несколько современных гостиниц.

Главный архитектор Государственной корпорации «Олимпстрой» Олег Харченко не раз сравнивал Сочи со столицей летней Олимпиады 1992 года Барселоной, ставшей одним из самых туристически привлекательных городов Европы рубежа тысячелетий в конечном счете именно благодаря большому спорту и связанному с ним строительству. 

Конечно Барселона – это город Гауди с многовековой историей, но до олимпийского «прорыва» она слишком долго оставалась не более чем провинциальным центром. Исходные данные Сочи более скромны, однако вполне достаточны для больших планов с серьезной перспективой на их реализацию.

В истории сочинского олимпийского строительства было немало драматических поворотов. Оно начиналось довольно прозаично, с проведения тендеров по выбору подрядчиков на отдельные участки в соответствии с печально памятным законом 94 ФЗ. По свидетельству Олега Харченко, выступившего в феврале и марте в московском Центральном доме архитекторов с двумя лекциями о Сочи, изначально никакого заказа на художественно-композиционное решение комплекса объектов для предстоящей Олимпиады сформулировано не было. Более того, первые два года проектирование отдельных сооружений велось без какой-либо координации, силами архитекторов, привлеченных подрядчиками без конкурсного отбора, по очень субъективному выбору в условиях ограниченного финансирования. Решение о необходимости введения в штатное расписание «Олимпстроя» должности главного архитектора было принято только летом 2009 г. по настоянию Международного Олимпийского комитета (МОК).

В прежние годы Олег Харченко был главным архитектором Санкт-Петербурга. В свое время северная столица подавала заявку на проведение летних Олимпийских игр 2004 г., и в связи с этим там был подготовлен предварительный проект создания необходимой для этого спортивной инфраструктуры по единому плану. Этот опыт и наработанные международные связи очень помогли О.Харченко на новом месте работы.

1dccfd73ce9e40d0241d7c2ad346dc85.jpg

Уже в первый месяц в Сочи он добился принятия решения о новых условиях организации тендеров на проектирование олимпийских объектов. Отныне их участниками могли стать только консорциумы, объединяющие подрядные организации с проектными мастерскими и управляющими компаниями. В сентябре 2009 г. право на проектирование и строительство главного Олимпийского стадиона получившего впоследствии название «Фишт», выиграл созданный несколькими неделями ранее международный консорциум, объединявший несомненных лидеров.

Ядром этой новой структуры стало российская инженерно-строительная компанию ИНГЕОКОМ, уже являвшаяся к тому времени генеральным подрядчиком строительства еще одного из ключевых объектов для Олимпиады, Ледового дворца. Она сумела договориться о сотрудничестве со швейцарской фирмой Botta Management, давно и успешно управляющая строительством множества спортивных сооружений на разных континентах. Третьим и четвертым партнерами в составе консорциума стали международное архитектурное бюро Populous, известное успешной реализацией проекта возводимого в то время к летним играм 2012 г Олимпийского стадиона в Лондоне, и ГУП МНИИП «Моспроект-4» под руководством Андрея Бокова.

e8e20066e0d19e3cbe0e47c1554de014.jpg

Как рассказывал О. Харченко в одном из интервью, специалисты из лондонского офиса Populousработали для Сочи с самого начала подготовки к зимней Олимпиаде и сыграли очень большую роль в разработке архитектурных и градостроительных разделов представленной в МОК Заявочной книги "Сочи 2014". Именно на этапе формирования этого документа была сформулирована общая концепция двух-частного зонирования олимпийских объектов cсозданием прибрежного и горного кластеров. Позже англичане предложили принятую после долгих обсуждений схему организации ядра прибрежного кластера на основе композиционного мотива кольцевого движения. Реализованный генеральный план комплекса тоже стал плодом длительных уточнений и корректировок, позволивших избежать полного сноса старой застройки Имеретинской низменности и сохранить расположенное там старообрядческое кладбище.

Сердцевина градостроительной композиции прибрежного кластера - Олимпийский парк, разместившийся на территории около 300 гектаров. Основные спортивные арены сгруппированы вокруг центральной площади, на которой прошедшей зимой горел олимпийский огонь. Столь компактного расположения объектов, не предполагающего никакого другого передвижения между ними, кроме пешеходного, в мировой истории олимпийского движения еще не было.

a60b4f3fe7c8336e51518c28fab6f30e.jpg

Окончательный проект планировки, а точнее, «сшивания» с использованием уже готовых фрагментов и целостного архитектурного оформления Олимпийского парка разрабатывался архитекторами Института урбанистики из Санкт-Петербурга под руководством Юрия Медведева cучастием двух независимых архитектурных бюро – «Витрувий и сыновья» и «Студия 2». Проект реализован не до конца – в нем были и амфитеатр, и колесо обозрения, и демонстрационный шар, и парк скульптур, но в условиях дефицита времени заказчиком было принято решение сконцентрировать все ресурсы на реализации ключевых объектов. Как бы то ни было, общий конечный результат, при всех неоднократно описанных крупных и мелких огрехах, можно определить как однозначный успех.

Архитектурная композиция ключевого сооружения Олимпиады - стадиона «Фишт» неоспоримо уникальна. Свое название объект получил от возвышающейся над Олимпийским парком одноименной заснеженной «двухглавой» горы. Первоначальное техническое задание ориентировало проектировщиков на максимальную открытость этой главной сочинской арены. Архитектор Деймон Лавель из Populosсделал контуры «Фишта» похожими на очертания «природного прообраза» и одновременно на огромную полураскрытую раковину, оставив центральную часть стадиона без перекрытия. Правительственная комиссия проект не поддержала: после дополнительной оценки всех «за» и «против» было принято решение, что, поскольку игры будут проводиться не летом, а зимой без крыши все же не обойтись.

55dc3dfa64002e3d55db572430a08577.jpg

Полномочия генерального проектировщика стадиона перешли к «Моспроекту-4» под руководством Андрея Бокова, однако Populosпо-прежнему оставался генератором идей и в публикациях прессы Д.Лавель продолжал фигурировать в качестве главного действующего лица проекта. «Фишт» обрел раздвигающуюся полупрозрачную кровлю из прозрачного этилен-тетрафторэтилена. Ранее этот материал использовался при создании столь же внешне эфемерных, но чрезвычайно прочных стен Национального водного стадиона в Пекине.

Внутри здания много сборно-разборных конструкций, обеспечивших организацию технически сложных элементов шоу во время открытия и закрытия Олимпиады. Инженерную часть проекта выполнили специалисты транснациональной компании BuroHappold и московской фирмы ООО «ГК-Техстрой». Стадион строился с расчетом на постолимпийское использование в качестве центра зрелищных мероприятий. Возможно, в течение двух ближайших лет «Фишт» будет функционировать именно в этом качестве как объект Первого канала телевидения, но в дальнейшем вновь снова превратится стадион, но уже футбольный – на нем запланировано проведение некоторых матчей Чемпионата мира 2018 г. Не исключено, что почти «сказочная» прозрачная крыша гигантского сооружения все же будет разобрана. Совершенно точно придется расстаться – уже без всякого сожаления - и с двумя непредусмотренным утвержденным проектом ангарами для хранения декораций по обе стороны основного объема «Фишта».

5fe8945a1e782f7c0daaa66ca49dad2d.jpg

«Моспроект 4» успешно поработал еще на двух объектах – ледовых дворцах «Айсберг» и «Шайба». Проект «Айсберга», предназначенного для проведения соревнований по фигурному катанию и шорт-треку, первоначально разрабатывался известным миланским архитектором Алессандро Цопини. Фасад со сложным рисунком окрашенных в различные оттенки синего цвета витражных конструкций и сэндвич-панелей, формирующих зрительный образ морской волны – это уже идея А.Бокова, детально проработанная действующим президентом Союза архитекторов России совместно с его коллегой, известным специалистом по проектированию спортивных комплексов Дмитрием Бушем. Прозрачность стекла ледового дворца меняется в зависимости от количества солнечного света. Долгое время «Айсберг» планировали после окончания Олимпиады превратить в велотрек, однако сразу же по окончании Игр было принято решение оставить его фигуристам. Чемпионы и медалисты Сочи будут выступать в этом оказавшемся очень «счастливым» для российской сборной здании еще не раз, а некоторые из них уже планируют стать преподавателями открываемой в «Айсберге» школы фигурного катания.

dbe935587e9128c156b9bdd5a172aa50.jpg

Большую ледовую арену для хоккея с шайбой позиционируется как первое в России и пока единственное в мире спортивное сооружение со сложной сферической конструкцией купола. Это очень яркая работа группы архитекторов омского Научно-производственного объединения «Мостовик» во главе с Александром Князевым и Андреем Устиновым. В ходе своей февральской лекции в ЦДА О.Харченко говорил о созданных там «великолепных, завораживающих интерьерах» огромных пространств дворца с многосветным фойе. Самое заинтересованное внимание гостей Олимпиады привлекла уникальная белая крыша хоккейного дворца, превращавшаяся в темное время суток в гигантский ассиметричный экран, на котором можно было издалека увидеть новости о матчах, происходивших внутри. «Вещание» шло с помощью специально созданной компьютерной программы. Во внешнем облике Большой арены очевидна отмеченная Григорием Ревзиным перекличка с новым зданием пекинской Национальной Оперы, построенным тоже к Олимпиаде, шесть лет назад. Можно ли, вслед за именитым коллегой, считать это обстоятельство заведомым недостатком – большой вопрос. Важнее другое – Арена выстроена в унион с «Фиштом» и с окружающим ландшафтом, и очень четко работает на единое ансамблевое решение. Теперь, когда Олимпиада завершена, дворец планируется сделать тренировочной базой для подготовки новых поколений хоккеистов.

d792da615590712ea673634a1c2c1825.jpg

Еще одна очень значительная постройка Олимпийского парка, спроектированная, в своем окончательном варианте, российскими архитекторами – Крытый конькобежный центр, получивший название «Адлер-Арена». Он расположен на основной композиционной оси Олимпийского парка напротив стадиона «Фишт». Над архитектурной концепцией этого знакового объекта работали поочередно Алессандро Цоппини, американское проектное бюро CаnnonDesignи московская мастерская Алексея Гинзбурга «Гинзбург Архитектс». Окончательный проект разрабатывался специалистам краснодарской компании «Кубань Универсал Проект» под руководством Алексея Тарасова.

Столь сложная история проектирования не помешала архитекторам создать очень выразительный зрительный образ бесконечного скользящего движения. Ночью арена мерцает изнутри через прозрачный декоративный фасад, переливаясь многообразием всех цветов радуги. Световые эффекты поддерживаются установленной на здании инновационной системой управления освещением компании IntiLED с использованием 700 метровых светильников. Днем сочетание гладких и в то же время изогнутых серо-белых стен и серо-голубого остекления создает эффект модернистского варианта «благородной простоты и спокойного величия». Еще недавно арене планировалось что «Адлер-Арена» должна стать выставочным залом сочинского экономического форума. Возможно, к этой идее еще вернутся, но пока решено использовать его для размещения международной Академии тенниса.

Общий замысел объемно-пространственной и художественно-образной композиции Малой ледовой арены «Шайба» разработан австрийской компанией Stahlbau Pichler GmbH и персонально ее архитектором Вальтером Пихлером. По просьбе О.Харченко первоначально более сложный проект был максимально упрощен и, после переработки командой «Мостовика» стал напоминать московский Ледовый дворец на Ходынском поле. В основу образного решения «Шайбу» тоже положен мотив движения, только уже не плавного, а вихреобразного, подобного снежным бурям. Вопреки первоначальным планам, разбирать Малую ледовую арену не будут, однако характер ее будущего функционального использования пока не определен.

3b0c9f04177fbdb6cb9fea6115377f07.jpg

Главный медиацентр Олимпиады тоже располагается в приморском кластере. Это монументальное по размерам и композиции, но очень легкое по общему облику здание проектировалось известным архитектурным бюро «SPeeCH» под руководством Сергея Чобана и, до 2012 г., Сергея Кузнецова . Осенью в нем будет проходить Международный экономический форум. Вторая часть огромного пространства медиацентра планируется превратить в торгово-развлекательный комплекс класса мега-молл.

b4bc6faf4ea0ca6472bbd33d86269341.jpg

Здание офиса Оркгомитета «Сочи-2014» с газоном на кровле, живописными видами на море, горы и Олимпийский парк и обширными внутренними дворами за прозрачными стенами будет использоваться как гостиница. Его очень своеобразное архитектурное решение разрабатывалось известным в Европе дюсседорфским бюро RKW Architektur + Städtebau. Проект офисного центра получил экологический сертификат по системе ВREAM и удостоился специальной премии на конкурсе «Экоинновации -2011», организованном в рамках Программы признания достижений в сфере внедрения экологически эффективных инновационных решений при проектировании и строительстве олимпийских объектов.

47dd5f607497fee8e211a048a6b0b658.jpg

Главное инфраструктурное приобретение Сочи в связи с Олимпиадой - новый железнодорожный вокзал «Олимпийский парк» с примыкающим автовокзалом. Он располагается в полутора километрах от моря, на перепаде высот. «Мы решили трактовать наш вокзал как волны, как реку», утверждает основной автор этого сооружения, руководитель петербургской «Студии 44» Никита Явейн. Напоминающие водные потоки очертания ступенчато расположенных ярусов светлого цинко-титанового покрытия дебаркадеров зрительно перекликаются и с вершинами возвышающихся неподалеку гор. Стены вокзала получили сплошное остекление, открывающее панорамный обзор изнутри транспортного узла . На его крыше устанавливаются солнечные батареи – это первый в России опыт полномасштабного использования альтернативных источников энергии в обеспечении жизнедеятельности объектов инфраструктуры общественного назначения.

По соседству с Олимпийским парком построена основная Олимпийская деревня, скомпонованная по преимуществу из малоэтажных домов. Теперь, после окончания Игр она составит ядро нового курортного городка «Сочное». Ее проект, составленый при участии В.Коротаева и ряда других известных российских архитекторов, выполнен в минималистской средиземноморской стилистике, с большими лоджиями, разнообразными навесами и перголами. Террасы первых этажей будут озеленены, обширные внутридворовые пространства составят ландшафтную зону cгазонным покрытием и субтропическими деревьями.

Еще более примечательное градостроительное образование возводится в горном кластере олимпийских объектов. Создаваемая в непосредственном соседстве с горнолыжным центром, медиа-деревня имеет все основания войти в будущие архитектурные учебники как памятник «нового урбанизма» начала XXIвека. Она представляет собой два расположенных на разных уровнях комплекса ансамблевой малоэтажной застройки, очень напоминающие старинные небольшие уютные городки Центральной и Южной Европы. Хотя полностью достроить «деревню» к Олимпиаде не удалось, она даже в незавершенном виде стала настоящей достопримечательностью. В дальнейшем она должна превратится в дорогой международный курорт под названием Горки –Город .

8cbe212426a1b204a2f20aeaee0b3aaf.jpeg

Нижнюю часть поселка, расположенную на плато, возвышающемся на отметке 540 метров над уровнем моря, проектировал известный московский архитектор-неоклассицист Михаил Филиппов. Высоко ценя работы мастеров еще дореволюционной школы, застраивавших Сочи монументальными санаториями и домами отдыха, современный мастер использовал всю палитру узнаваемых архитектурных деталей для создания эффекта продолжения сугубо местного варианта мировой антично-ренессансной традиции. Его коллега Максим Атаянц разработал замысел верхней части «деревни». Там, на высоте 960 метров, уже сейчас активно воплощается в жизнь весьма оригинальная авторская архитектурная фантазия на тему римско-византийского города с элементами средневекового кавказского колорита.

Автомобилей на живописных улицах обоих поселков не будет: «Горки-Город» создается с полным учетом строгих требования системы экологической сертификации BREAМ. Оптимальное энергосбережение достигается особой конструкцией широких монолитных стен всех построек cкирпичной кладкой снаружи, стекло-магниевым листом внутри и пенобетонным заполнением в середине. Бетон, необходимый для сейсмоуйстойчивости зданий, и черепица для покрытия крыш производятся непосредственно на месте. Это позволяет снизить не только транспортные расходы, но и ущерб, наносимый природе при перевозках строительного материала. В конструкциях кровель и отделке фасадов некоторых домов используется дерево. Продуманная ориентация олимпийской медиа-деревни по сторонам света значительно уменьшает потребность в искусственном освещении.

Удастся ли в будущем превратить Сочи в «российскую Барселону», покажет время. Это зависит от многих факторов, прежде всего от настроя городских и региональных властей и заинтересованности крупных инвесторов уровня Сбербанка и «Газпрома», очень активно участвовавших в олимпийском проекте. Олег Харченко рассчитывает на синергетический эффект. Cудя по всему, для его оптимизма есть серьезные основания.  

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!