Саморегулирование в строительной деятельности: возможности, проблемы и риски переходного периода

Подпишитесь на канал

Уважаемые господа, дорогие друзья!

В 2013 году в свет вышла серия моих аналитических материалов, освещающая актуальные вопросы в области саморегулирования в сфере строительной деятельности того времени. Многие мои предположения и опасения, как и мои предложения, сбылись или были реализованы. Понимание основ саморегулирования постепенно овладевает всё большим количеством заинтересованных людей.

7b0b6e9b29473b78f73547894f78a75a.jpg

Сегодняшний день, по всей видимости, требует продолжения аналитического исследования проблемных вопросов и возникающих рисков в условиях переходного периода вступающих в силу законодательных изменений в построении саморегулируемых организаций строителей, развитии саморегулирования строительной деятельности и градостроительного законодательства.++

Представители коммерции и криминала от квази-саморегулирования, которые были в растерянности полгода тому назад, опять приободрились и постоянно пытаются оказывать воздействие на формирование условий и правил переходного периода. Национальное объединение СРО строителей находится под сильнейшим давлением лоббистов деструктивных сил, которые ранее загубили первую волну неудавшегося построения системы СРО строителей. ++

В настоящее время развитие ситуации требует большого внимания со стороны общественности и государства в части недопущения повторения позорной коммерциализации деятельности многих квази-саморегулируемых организаций, усиления антикоррупционной и антикриминальной экспертизы всех разрабатываемых положений законодательства, других нормативно-правовых актов, внутренних документов и стандартов деятельности саморегулируемых организаций и их Национальных объединений.++

Нельзя допустить, что бы сейчас была загублена вторая попытка построения саморегулирования, о чём предупредил министр строительства России Михаил Мень в интервью «Большой Москве», когда высказался о последней возможности спасти саморегулирование в строительной отрасли.++

Настоящим публикую первую часть аналитического обзора ситуации. Продолжение будет следовать. ++

Приглашаю всех заинтересованных и неравнодушных к судьбе саморегулирования в сфере строительства к конструктивному диалогу. Буду рад отзывам, предложениям, вопросам, постановочным темам аналитического исследования.++

Валерий Мозолевский, 08 ноября 2016 года 

07e5cbf61c69cc0e73ecd6b7583405a4.jpg

Саморегулирование в строительной деятельности: возможности, проблемы и риски переходного периода.

Органы управления Ассоциации «Сахалинстрой» на протяжении прошедших семи лет деятельности стремятся выстраиватьработу в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации № 315-ФЗ, Градостроительного кодекса РФ, требований Указа Президента России от 23 июля 2003 года № 824 и целого ряда Постановлений и Распоряжений Правительства Российской Федерации в развитие положений этого Указа, вектору развития саморегулирования, который определил В.В. Путин в своей программной статье "Демократия и качество государства" (2012 год, газета "КоммерсантЪ"), в которой им, по нашему мнению, была определена миссия саморегулирования предпринимательского сообщества – «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России», а также положений Постановления Конституционного Суда РФ № 12-ПП от 19.12.2005 года и решений Европейского Суда по правам человека в 1981 и в 2001 годах по вопросам саморегулирования предпринимательского сообщества в областях экономической деятельности.++

С 2008 года продолжается постоянное и упорное противостояние государства вместе с частью самостоятельного и ответственного строительного сообщества, направляющего свои силы на построение крепкого гражданского общества в области экономической деятельности и существующих деструктивных сил, которые ранее паразитировали на государственном лицензировании строительной деятельности, а также «новых коммерсантов на саморегулировании» и их сегодняшних лоббистов, пытающихся влиять на принятие решений на всех уровнях власти и управления с целью недопущения построения системы добросовестных саморегулируемых организаций в строительстве.++

При каждой попытке наведения порядка в построении системы добросовестных саморегулируемых организаций в строительной деятельности, эти деструктивные силы продолжают активные попытки, явно или не явно, внедрять в законодательство и, особенно, в стандарты деятельности и в другие внутренние документы саморегулируемых организаций, положения, обеспечивающие дальнейшую коммерциализацию и криминализацию процессов построения саморегулируемых организаций в строительстве. ++

Президент России В.В. Путин на Госсовете 17 мая текущего года отметил: «Нужно учесть все ошибки, провести необходимую реформу и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, где оно действительно может привести пользу».++

По моему убеждению, несмотря на поручения Президента России В.В. Путина по итогам рассмотрения вопросов на Государственном Совете, и в настоящее время продолжаются упорные и настойчивые поиски многими заказными юристами, нанятыми недобросовестными руководителями (собственниками) квази-саморегулируемых организаций в строительстве, которые к удивлению существуют, процветают и имеют большое влияние на проходящие процессы переходного периода в настоящее время, так называемых, разночтений в принятом Государственной думой законе от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ, которые, так или иначе, можно было бы использовать этими деятелями для дальнейшего «десаморегулирования» строительной деятельности. ++

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РЕЕСТРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Если здоровые силы саморегулируемых организаций и Национальных объединений не предпримут чрезвычайные меры в борьбе с коммерциализацией и даже с криминализацией деятельности СРО, не проникнут ответственностью в своей деятельности и не будут следовать установленному Президентом России вектору построения саморегулирования, я не удивлюсь, что вскоре в интернете появится повсеместная настойчивая информация о том, что очередные посредники, агенты, «рекрутинговые» фирмочки и фирмы будут предлагать, так называемую, «помощь» вчерашним и сегодняшним руководителям коммерческих квази-СРО строителей, проектировщиков и изыскателей умножать членство своих квази-СРО путем прямой криминальной продажи фиктивных документов на «мертвые души» специалистов по организации строительства, проектирования и инженерных изысканий и других необходимых документов.++

В этой части большое значение имеют максимальная открытость и добросовестность разработки и ведения двух типов взаимосвязанных реестров:++

  • открытого общедоступного Национального реестра специалистов в области строительства (п.11, части 8, статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ);
  • реестров членов саморегулируемых организаций, которые, по моему мнению, должны быть органической частью в составе Единого реестра членов саморегулируемых организаций, который обязано вести Национальное объединение и, в то же время, размещаться и на сайтах саморегулируемых организаций в сети «Интернет» (часть 1, статья 55.17 Градостроительного кодекса РФ);

Необходимо учесть, что законодатель предусмотрел ведение открытого Национального реестра специалистов в области строительства, органической частью которого обязан быть реестр специалистов по организации строительства, рамки которого описаны в законе. Из этого вытекает, что саморегулируемые организации через Национальное объединение обязаны принять самостоятельное решение, сведения о каких специалистах кроме специалистов по организации строительства должны быть включены в Национальный реестр специалистов в области строительствадля нормального функционирования саморегулируемых организаций и строительных организаций в области строительства.Такой перечень специалистов должен быть сформирован, по моему мнению, до конца переходного периода.++

До начала разработки программного обеспечения, установления порядка подачи сведений в эти реестры, порядка пользования сведениями из этих реестров, обеспечение достоверности, открытости и доступности информации из них, мы должны ответить в документах Национального объединения на следующие вопросы: ++

  • зачем необходимы эти реестры;
  • кто будет иметь исключительное право подавать сведения в Национальное объединение информации о членах этих реестров и изменений в ранее поданную информацию, и какую ответственность эти заявители будут нести за достоверность и полноту подаваемой информации;
  • каким образом будет подаваться необходимая информация и возможные изменения в нее;
  • кто будет пользователями этих реестров, кому будет доступен полный объем информации (в том числе, в разрезе субъектов федерации, в разрезе саморегулируемых организаций, в разрезе отдельного члена СРО) и с какой целью им необходима эта информация из этих реестров;
  • кто и каким образом будет нести персональную ответственность за возможную коммерциализацию включения сведений о специалистах в Национальный реестр и, в частности, за возможную криминализацию подготовки фиктивных данных и данных о «мертвых душах» для включения в реестр (на уровне НОСТРОЙ, на уровне СРО, на уровне члена СРО, на уровне специалиста);
  • какие способы проверок при внесении данных и периодических проверках при эксплуатации системы будут предусмотрены в Положении о Реестре специалистов в области строительства; кто персонально будет вести проверки и отвечать за результаты таких проверок?;
  • каким образом и что конкретно будет сделано для недопущения размещения в сети «Интернет» рекламных и информационных материалов о, так называемой, «помощи» желающим подать несоответствующих специалистов и/или «мертвых душ» в Национальные реестры специалистов; кто конкретно будет нести за это ответственность?;
  • в какие Федеральные законы, НПА Российской Федерации, своды правил и в Положения исполнительных органов власти и органов управления муниципалитетов, а также контрольно-надзорных органов целесообразно внести соответствующие изменения или дополнения?

Так же считаю, что предусмотренные Градостроительным кодексом РФ Национальные реестры должны формироваться с учетом их сопряжения в ближайшее время с информационными системами государственных органов контроля и надзора для использования их информации при верификации подаваемых или ранее поданных данных по специалистам в реестрах.++

По моему мнению, без формулирования в документах Национального объединения строителей ответов на все эти и другие подобные вопросы, бессмысленно приступать к работе по формированию рабочих документов, касающихся построения пока только Национального реестра специалистов по организации строительства.++

Считаю:

1). Для обсуждения выше приведенных важнейших вопросов и принятия необходимых решений необходимо привлечь реально в это заинтересованных квалифицированных специалистов, а также необходимых специалистов соответствующих Федеральных органов власти, надзора и контроля и известных российских специалистов по пресечению распространения недобросовестности рекламы и информации о деятельности посредников в сети «Интернет», которая способствует криминализации саморегулирования и созданию условий для недобросовестной конкуренции в закупках в строительстве, на что обратил внимание Президент НОСТРОЙ А.Ю. Молчанов в своем выступлении на Госсовете при Президенте России В.В. Путине 17 мая 2016 года.

2). Для разработки и предложения Национальному объединению Технического задания на программное обеспечение Единого реестра саморегулируемых организаций во взаимосвязи с Национальным реестром специалистов, с учетом разработки предложений по вводу информации о членах саморегулируемых организаций и о деятельности саморегулируемых организаций, как отдельных взаимосвязанных блоков информации с учетом вышесказанного, необходимо провести открытый конкурс предложений между потенциальными разработчиками в ноябре этого года.

Заключение договоров на разработку концепции и программного обеспечения Единого реестра саморегулируемых организаций в комплексе с Национальным реестром специалистов на безальтернативной основе недопустимо.++

Безальтернативность выбора влечет, по моему мнению, высокие репутационные риски, прежде всего, для руководства Национального объединения в случае некачественного (сырого) исполнения технической части задачи или неполного выполнения требований законодательства по раскрытию информации и недопустимости коммерциализации построения и развития саморегулирования в строительстве.++

Необъективность при выборе разработчика, положенная на возможные интересы лоббистов из числа работников аппарата и влиятельных руководителей некоторых СРО,может породить коррупционные истории, может сделать процесс движения информации непрозрачным с целью последующих манипуляций информацией с целью коммерциализации процессов, сопутствующих членству в СРО и наполнении Национального реестра специалистов. ++

Кроме того, считаю крайне необходимым:

1). Четко и однозначно определить, кто такой специалист по организации строительства.

Считаю, что специалист по организации строительства – это тот специалист, который закрепляется за конкретным объектом и обязан реально организовывать строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства, который приказом руководителя строительной организации назначается ответственным за организацию строительства, обеспечение охраны труда, пожарную безопасность на объекте, подписывающий всю исполнительную документацию и акты выполненных и подлежащих оплате работ, организует подписание всех необходимых документов для передачи выполненных работ заказчику.++

2). Четко понимать, что законодатель определил только необходимое минимальное количество специалистов по организации строительства у каждого члена саморегулируемой организации. Национальное объединение обязано разработать и принять Стандарт требований к членам СРО, в котором необходимо определить, от каких показателей должно зависетьнеобходимое количество специалистов по организации строительства (объемы необеспеченных обязательств, количество объектов в одно время, пропорции между КФ ВВ и КФ ОДО или что-то другое) и определить эту градацию в количестве специалистов по организации строительства.

3). Введение в открытый Национальный реестр специалистов по организации строительства реестрового номера специалиста, включающий необходимую информацию об этом специалисте.

4). Возможность фильтрации Национального реестра специалистов по субъектам Российской Федерации (по месту проживания и по месту работы).

5). Обязанность специалиста подавать сведения в Национальный реестр специалистов при изменении места жительства и основного места работы не позже трех дней после прошедших изменений (ответственность специалиста и работодателя).

6). Обязанность специалистов по ведению Национального реестра (Национального объединения) проверять реальность информации конкретного специалиста по организации строительства используя данные СНИЛС, другие государственные ресурсы и информацию от работодателя.

7). Введение в реестр саморегулируемых организаций, как обязательной, открытой и доступной информации относительно Ф.И.О. специалистов по организации строительства и их номеров в Национальном реестре специалистов.

8). В составе информации о специалисте, подаваемой в Национальное объединение, обязательно должна представляться фотография (портрет) этого специалиста, сделанная не ранее месяца тому назад.

9). Выработать предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ. Всоставе заявок при закупках в строительстве должна содержаться информация о лице, которое будет организовывать строительство, реконструкцию, капитальный ремонт на данном объекте капитального строительства, его функциональные обязанности на объекте и его номер в открытом Национальном реестре. После подписания контракта с заказчиком подрядчик обязан обеспечить наличие этого специалиста в качестве ответственного за организацию строительства и выполняющего все другие обязанности. Если подрядчик представляет другого специалиста, контракт обязан быть расторгнут в одностороннем порядке заказчиком, как и сегодня, предписывает закон № 44-ФЗ.

Заказчик обязан контролировать наличие лица, организующего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, заявленного при проведении закупки, на строительной площадке и выполняющего установленных для него функций. ++

10). Выработать предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ в части введения понятия «договор строительного подряда» в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ при проведении закупок в области строительства вместо имеющегося в этом законе слова «контракт».

Понятие «договор строительного подряда» согласуется с положением статьи 768 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым отношения по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной кодексом, должны регулироваться законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд, который строительное сообщество обязано разработать и добиться его принятия Государственной думой РФ.++

11). Выработать предложения по внесению измененийв постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты, регулирующие квалификационные и другие требования к участникам закупок в области строительства в развитие Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

12). Предложить внести измененияв часть 4 Положения «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54, следующие изменения:

в пункте в) после слов «статьи 52» добавить «и части 4 статьи 55.5-1», далее по тексту.++

13). Предложить внести изменения СП 48.13330.2011 свод правил ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА «Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»:

В пункт 6.2.8 –++

относительно дополнительного обязательного внесения на информационный щит информации о саморегулируемых организациях (полное наименование, номер в государственном реестре, наименование сайта в сети «Интернет», адрес и номер телефона, Ф.И.О. руководителя исполнительного органа СРО) застройщика (при наличии), проектной организации, строительной организации организующей строительство, а также полная информация о юридических лицах - застройщике, проектировщика и строительного подрядчика, а также о физических лицах организующих работы с их сторон с контактными данными всех поименованных.++

В пункты 5.2 и 5.3 раздела «Подготовка к строительству» –++

внести изменения в соответствииновым требованиям Градостроительного кодекса РФ.++

14). В соответствии положений Градостроительного кодекса РФ в части квалификационных требований к юридическим и физическим лицамвнести необходимые изменения в Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".

15). Крайне необходимо на уровне Национального объединения строителей определить и утвердить квалификационные требования (стандарт деятельности) к членам саморегулируемых организаций строителей, которые не планируют участвовать в конкурентных процедурах при получении подрядов и которые оплатили взносы только в компенсационный фонд возмещения вреда.

Валерий Мозолевский, 08 ноября 2016 года 

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!