Сравнение европейского и российского рынков стройматериалов

Подпишитесь на канал

Общие показатели рынка DIY

Объем отечественного рынка розничной торговли строительными материалами и товарами для дома в рублевом выражении уменьшился в 2015 году на 5% — до 1,46 трлн. рублей. Возможной точкой роста в 2017 году может стать увеличение количества проводимых ремонтов: если раньше на ремонт проводился раз в 7–8 лет, то теперь косметический ремонт осуществляется в среднем раз в 4–5 лет.

0f4608be08059186ed050fda5649eaca.jpeg

В 2015 году оборот европейского рынка DIY составлял 148,9 млрд. долларов, а к 2020 году западные аналитики прогнозируют его рост до 160,6 млрд. долларов. Такие данные стали результатом исследования перспектив развития рынка строительных материалов и товаров для дома в 28 странах Европы. При подсчете размеров рынка использовались показатели дохода от розничной торговли DIY-продукцией в магазинах стройматериалов и товаров для дома.

Большинство торговцев DIY товарами западных стран стремятся к географическому расширению своего бизнеса в поисках новых источников прибыли. В России основная часть крупных ритейлеров сосредоточена в городах-миллионниках. Их список возглавляет Санкт-Петербург, затем следует Москва. Большая часть страны оказывает слабое влияние на показатели объемов торговли DIY товарами, преимущественно из-за тяжелого финансового положения регионов в кризисное для страны время.

Самыми активными странами на европейском рынке DIY являются Германия, Франция, Англия и Италия.

Ушел в онлайн и не вернулся

В последние годы европейцы все чаще приобретают строительные материалы и товары для дома через интернет. Например, в Англии количество онлайн покупателей DIY продукции составляет 45% от их общего числа. Такой же способ совершения покупок набирает популярность в России. В начале 2016 года в интернете можно было встретить более 180 сайтов разных DIY ритейлеров.

065cdc97b56dec5f4d29f64db3db90b9.jpg

При этом площади как российских, так и европейских строительных магазинов в размерах не уменьшаются, и, даже напротив, сохраняют тенденцию к росту. Эта ситуация обусловлена потребностью покупателей вживую выбирать товары таких групп как обои, напольные покрытия, двери и т.д. Возможность оценить материал наощупь, увидеть реальный цвет не через монитор необходима, чтобы сделать правильный выбор.

Ориентация на Запад

Большинство отечественных тенденций в сфере строительных и отделочных материалов родом из Европы. Если внимательно следить за западными трендами, то можно составить представление о том, какие товары в скором времени обретут популярность на российском рынке. При этом необходимо учитывать, что процесс адаптации почти всегда занимает несколько лет.

Например, сейчас россияне стали уделять внимание экологичности товаров. Предпочтение отдается пробковым покрытиям, деревянным стеклопакетам, обоям из натуральных материалов и так далее.

В России, вслед за Европой растёт количество женщин-покупательниц магазинов DIY товаров. Данная тенденция продолжается уже 3-4 года. Во второй очереди ТК «Каширский Двор» женщины уже составляют около 52% от общего количества посетителей.

Основные игроки на рынках DIY

Еще одна тенденция, пришедшая к нам с Запада, относится к смене формата торговли. Практика показывает, что в течение последних трех лет внимание покупателей сместилось с рынков в сторону крупных торговых центров. Вслед за европейцами, наши сограждане, помимо широкого ассортимента, оценивают комфорт больших магазинов. На сегодняшний день почти 70% российского DIY рынка составляют современные форматы розничной торговли. Таким образом, они конкурируют друг с другом в гораздо большей степени, чем ведут соперничество с классическими рынками.

В России новый формат торговли используется не только международными сетями, но и отечественными ритейлерами, которые активно догоняют первых по объему торговли.

26fe2b2c0a1251ee4a3fc1346bcd2cd3.jpg

В отличие от российских граждан, которые предпочитают иметь большой выбор разных товаров в одном месте, европейцы обычно делают покупки в гипермаркетах, интернете и монобрендовых магазинах у дома. Поэтому многоарендаторная форма, популярная в России, в Европе практически не представлена.

Например, подавляющее большинство игроков в Италии составляют небольшие локальные компании, не уступающие представителям международных сетей в проведении политики низких цен и распродаж.

Что сближает российский и европейский рынки строительных материалов, так это тенденция на привлечение посредников к разработке продукции, её экспертизе и транспортировке. Дилеры, в отличие от конечных потребителей, которые, по большей части, удовлетворяют свой спрос на локальных рынках, тоньше чувствуют перспективы развития DIY рынка и активно используют широкое рыночное пространство для достижения высоких показателей эффективности. 

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!