Безопасность высотных зданий

П Р Е С С – С Л У Ж Б А
Департамента градостроительной политики города Москвы
Тел.: (495) 956-69-49, 629-22-61, 956-66-25

88343c7323aeed5ca4b97f12af3cf5b3.jpeg

Начальник Управления научно-технической политики столичного Департамента градостроительной политики Александр Степанов в интервью корреспонденту Информационного центра Правительства Москвы рассказал о строительстве небоскребов в Москве и предъявляемым к ним особым требованиям безопасности при строительстве и эксплуатации.

ИЦ: Александр Юрьевич, уточните, какое здание считается высотным?

А.Ю.: Высотное здание-комплекс - это здание высотой более 75 м, включающее обязательный перечень объектов обслуживания местного уровня для жителей и работающих в таком здании, места хранения автомобилей для жителей, работающих и посетителей. Существуют также и высотные градостроительные комплексы - группы разновысоких зданий, в том числе высотой более 75 м, объединенные общими функционально-планировочными и архитектурно-пространственными решениями.

ИЦ: Какие первоочередные особенности должны учитывать проектировщики высоток?

А.Ю.: Для потенциальных жильцов высоток особенно важный вопрос— качество обслуживания их домов. Обусловлено это тем, что каждый небоскреб представляет собой уникальный и сложный «организм», и необходим постоянный контроль над состоянием всех инженерных систем. К примеру, элементарная остановка лифта в таком доме является серьезным испытанием для всех его жильцов. Особое внимание уделяется специализированным службам, эксплуатирующим высотные комплексы. В целях технического регулирования безопасной эксплуатации высотных зданий и комплексов в настоящее время по заказу Департамента градостроительной политики города Москвы ведущими специализированными организациями московского строительного комплекса разработаны автоматизированные станции мониторинга технического состояния уникальных зданий и сооружений, включая высотные, которые в настоящее время успешно функционируют. Например, на Крытом конькобежном центре в Крылатском. Также с этой целью по заказу Департамента завершается подготовка к выпуску актуализированной редакции ГОСТ 32019-2012 "Мониторинг технического состояния уникальных зданий и сооружений. Правила проектирования и установки стационарных систем (станций)» и осуществляется подготовка к выполнению НИР по разработке проекта Свода правил по безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

ИЦ: Расскажите о новых стандартах спасения людей из высотных зданий?

А.Ю.: В связи с отсутствием единой специализированной нормативно-технической базы по высотному строительству, в настоящее время для проектирования и строительства каждого высотного здания или комплекса в городе Москве разрабатываются и утверждаются в установленном порядке специальные технические условия. По заказу Департамента градостроительной политики города Москвы в 2013г. разработан новый Национальный стандарт спасения людей из высотных зданий - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования» (разработчик - ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), который утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 10.10.2013г. № 1146-ст.

ИЦ: Какие спасательные средства должны обязательно приобрести собственники высоток?

А.Ю.: В соответствии с требованиями Национального стандарта «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования», средства спасения людей из высотных зданий подразделяются на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные средства спасения – средства, предназначенные для самоспасения человека из здания при чрезвычайных ситуациях. Коллективные спасательные средства – средства спасения при возникновении чрезвычайных ситуаций, предназначенные для одновременного пользования группой людей. Собственники высоток должны оборудовать на объекте Систему оперативной радиосвязи, которая выполняется по Техническим условиям ГУВД г. Москвы. Кроме того, объект должен иметь проезды для пожарных автомобилей и площадки для спасательных вертолетов. Рабочие места персонала, обеспечивающего эвакуацию, необходимо оснащать индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения от опасных факторов пожара, а также средствами локальной защиты от повышенных тепловых воздействий, самоспасателями изолирующими и огнетермостойкими накидками. Помимо индивидуальных средств защиты возможно предусматривать средства спасения в виде спускаемых рукавов и канатно-спусковых устройств, пожарных спасательных лестниц.

3261bb4d3a57b5a382c55bee23cc6434.jpg

ИЦ: Какие требования предъявляются к оборудованию для эвакуации людей?

А.Ю.: В соответствии с требованиями Национального стандарта «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования», к оборудованию для эвакуации людей предъявляются следующие основные технические требования. Требования назначения, в соответствии с которыми аварийно-спасательные средства должны обеспечивать быстроту их приведения в готовность, удобство и надежность размещения людей, безопасный спуск и безаварийный выход из здания, обеспечивать спасение людей из зданий высотой от 75 (и ниже) до 450 м включительно. Требования надежности, согласно которым аварийно-спасательные средства спасения по характеру функционирования должны относиться к средствам многократного циклического применения, отказы которых приводят к последствиям катастрофического характера. Требования стойкости к внешним воздействиям и живучести (механические

факторы, климатические факторы, радиационные факторы, факторы пожара). Далее, конструктивные требования, к примеру - конструкция рукава независимо от формы (эластичной, спиральной), элементов несущего каркаса узла крепления и входа, капсулы выхода должны обеспечивать беспрепятственный и безопасный спуск с высоты неподготовленных людей различного телосложения. И, наконец, собственно требования по безопасности.

6d94fd4bb5f69f55a452b42466c257f0.jpg

ИЦ: Какие требования предъявляются к лифтам?

А.Ю.: Требования к лифтам высотных зданий разрабатываются в СТУ для каждого высотного объекта. Пассажирские лифты, как правило, следует располагать компактно. В случае необходимости пересадки пассажиров с лифта на лифт места пересадки целесообразно располагать на границе пожарных отсеков по вертикали. Количество лифтов и их параметры, необходимые для функционирования каждой группы помещений высотной части здания, определяются с учетом провозной способности лифтов (подъемной мощности) и времени ожидания. Требуемая подъемная мощность на каждую группу лифтов рассчитывается исходя из суммы вероятных пользователей каждого этажа при заполнении (освобождении) высотного здания. В среднем время ожидания лифта следует принимать 30-35 с в высотных зданиях с помещениями общественного назначения и 60-80 с в зданиях с жилыми и гостиничными помещениями. На этажах высотного здания выход из лифтов необходимо осуществлять через лифтовые холлы, а двери выхода на лестничные клетки должны находиться напротив лестничного марша, ведущего вниз. Кроме того, отдельные требования, предъявляемые к лифтам высотных зданий, были сформулированы в МГСН 4.19-2005 «Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов», утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1058-ПП. Учитывая сказанное выше, проектирование и строительство высотных зданий нуждается в создании специальной нормативно-технической базы, которая аккумулировала бы в себе особенности присущие именно высотному строительству. Москва имеет определенный опыт разработки таких нормативно-технических документов. Например, упомянутые выше МГСН 4.19-2005. К сожалению, московские нормы технического проектирования и строительства зданий и сооружений были выведены из сферы технического нормирования (в соответствии с законодательством о техническом регулировании). Однако общероссийские нормативно-технические документы, в части, касающейся проектирования и эксплуатации высотных зданий, отсутствуют. Полагаю, что для ликвидации нормативного вакуума по данному вопросу, необходимо проведение научно-исследовательских работ по подготовке предложений для разработки на федеральном уровне документа или комплекса документов (ГОСТ и СП) по проектированию, строительству и эксплуатации высотных зданий.

Комментарии