Источник: портал "Архсовет Москвы"
Выставочный проект «MОСКВА: пространство города» в рамках параллельной программы 14-й Международной архитектурной выставки la Biennale di Venezia (7 июня – 23 ноября 2014) вдохновлен темой нынешней биеннале – «Fundamentals» («основы»).
В центре внимания создателей проекта – российская столица, эволюция градостроительной политики в городе и внутренние сдвиги, произошедшие в этой области за последние сто лет. А также актуальные стратегии и тактики, отвечающие вызовам современности и позволяющие не только решать насущные задачи, но и развивать потенциал крупнейшего российского мегаполиса.
Грани истории
Экспозиция разворачивается в выставочных залах и во внутренних двориках венецианской церкви Санта Мария делла Пьета, заняв в общей сложности около 700 квадратных метров и обыгрывая разнообразие выставочных пространств. Это своеобразное путешествие по истории московской архитектуры последних ста лет.
Прошлое Москвы предстает перед зрителями в затемненном зале: под потолком которого подвешены шесть перевернутых призм, и плоские грани служат для демонстрации фотографий культовых архитектурных сооружений – вроде экспериментальных жилищных комплексов эпохи авангарда, огромного дворца периода расцвета сталинского ампира или типовых объектов эпохи модернизма.
Рассказывая о современном московском архитектурном контексте, создатели выставки сделали акцент на публичном городском пространстве, удачным примером которого может служить амбициозный проект парка «Зарядье», который вскоре появится в центре Москвы. В этой части проекта приняли непосредственное участие архитекторы бюро Diller Scofidio + Renfro – авторы концепции, победившей на международном конкурсе. Воссозданный фрагмент будущего парка ведет в центральный парк Москвы XXI века.
100 лет московской архитектуры
Итак, накануне начала Первой мировой войны Москва была стремительно растущей деловой столицей Российской империи. Архитектура железнодорожных станций, гостиниц, банков, жилых домов, а также бытовавший в убранстве этих построек неоклассический и неорусский стиль соседствовали с новыми технологиями, внедрявшимися в то время, и с новыми подходами к планировке зданий. В экспозиции этот период иллюстрируют Саввинское подворье (1905 – 1907, архитектор Иван Кузнецов) Купеческий клуб (1907 – 1908, архитектор Илларион Иванов-Шиц), доходный дом И.В. Сокол на Кузнецком мосту (1903 – 1904, архитектор Иван Машков) и гостиница «Метрополь» (1901–1905, проект Вильяма Валькота под редакцией архитектора Льва Кекушева, инженер Владимир Шухов, художник Михаил Врубель).
В 1920-е годы Москва мыслила себя не только столицей первого в мире пролетарского государства, но и светочем мировой революции. Архитектура авангарда, появившаяся здесь, возникла благодаря совершенно новыми формами общественной жизни, на вызовы которых она должна была ответить. На выставке из построек того времени представлены Дом общества «Динамо» (1928 – 1931, архитекторы Иван Фомин и Аркадий Лангман), гараж «Интурист» (1934 –1936, архитекторы Константин Мельников и Владимир Курочкин), Клуб Союза Коммунальников имени И. Русакова (1927 – 1929, архитектор Константин Мельников) и здание Наркомзема (1928 – 1933, архитекторы Алексей Щусев, Дмитрий Булгаков, Исидор Француз и Григорий Яковлев).
В 1932 году в траектории развития местной архитектуры происходит важный поворот к «возрождению, возвращению классического наследия», вдохновивший профессионалов в области архитектуры и градостроения на создание архитектурного образа города победившего социализма с использованием исторических форм. Примерами могут служить жилой дом на Тверской улице (1937 – 1939, архитектор Аркадий Мордвинов, инженер Павел Красильников), жилой дом работников Министерства государственной безопасности СССР (1947 – 1949, архитектор Евгений Рыбицкий), жилой дом инженеров и технических специалистов (1935 – 1937, архитектор Илья Вайнштейн) и здание Министерства транспортного машиностроения на площади у Красных ворот (1947 – 1953, архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев).
1955 год отмечен очередным поворотом – на этот раз к промышленному строительству. Главной задачей архитектора становится обеспечение каждой советской семьи отдельной квартирой в кратчайшие сроки. Разрабатываются сборные панельные и железобетонные дома («хрущевки») – в том числе серии 1–510 (1957 – 1968, Специализированное архитектурно-конструкторское бюро, САКБ), 1–5101 (1958 – 1975, команда разработчиков завода железобетонных изделий No 2), серии K7 (1958 – 1966, архитектор Виталий Лагутенко).
Своих «героев», благополучно доживших до наших дней, породило и массовое строительство: жилые ширококорпусные дома серии КОПЭ (строятся с 1982 по проекту, разработанному командой архитектора Александра Рочегова), жилой дом серии П-44T (строятся с 1997 года, архитекторы Юрий Григорьев, Александр Надысев, Татьяна Принтц, и др.), жилой дом серии II-68 (строился в 1970 – 1980-е годы по проекту, разработанному командой архитектора Георгия Павлова), жилой дом серии П3 (строился с 1975 по 1998 год по проекту, разработанному командой архитектора Андрея Самсонова).
Развал Советского Союза в 1991 году породил ностальгию по дореволюционным временам и их эстетике. Столица постсоветской России пестрела колоннами и башенками, однако культура работы с историческими формами в архитектуре, существовавшая до 1917 года, к тому времени была уже утрачена. Наглядные иллюстрации тому – офисный центр «Голутвинский двор» (1999, архитектор неизвестен), бизнес-центр «Военторг» (2008, проект Владимира Колосницына), здание главного московского отделения «Сбербанка» (2002, архитектор неизвестен), бизнес-центр «Альфа Арбат Центр» (2003, проект мастерской Михаила Посохина).
С приходом нового тысячелетия Москва стремится встать вровень с другими мировыми столицами. Поколение архитекторов, сформировавшихся после распада СССР, говорит на одном языке с коллегами из тех стран, в которых развитие архитектуры было куда менее драматичным. Возникают такие постройки, как административно-офисный центр «Новатек» (2011, SPEECH), Универмаг «Цветной» (2010, «Проект Меганом»), ЖК «Copper House» (2004, архитектор Сергей Скуратов), бизнес-центр «Wall Street» (2014, ТПО «Резерв»).
В начале 2011 года инвестиционные контракты на развитие открытых городских пространств в Москве были разорваны, строительство офисных зданий в историческом центре заморожено, а снос объектов культурного наследия приостановлен. В то же самое время городские власти запустили проект всестороннего решения транспортных проблем.
Таким образом, cегодняшняя общественно-экономическая и культурная ситуация в Москве дает нам уникальную возможность поразмыслить над произошедшими здесь за последние сто лет изменениями в области создания городской среды и попытаться предсказать вектор будущего развития этого мегаполиса.
Новый поворот
Среди проектов, которые задали новое направление в градостроительной политике города, – новые пешеходные зоны, создание специального дизайн-кода для улиц и площадей, строительство социального жилья нового поколения и многое другое. Особенно эффективным инструментом распределения важных архитектурных заказов, качественным образом меняющих городскую среду, служат международные архитектурные конкурсы.
Только в 2013 году в Москве состоялось свыше 10 подобных конкурсов, рассмотревших проекты нового здания Третьяковской галереи, нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и многофункционального комплекса на территории международного делового центра Москва-Сити, проекты реорганизации территории завода «Серп и молот» и развития территории будущего Международного финансового центра (МФЦ) в районе «Рублево-Архангельское» города Красногорска Московской области. И, конечно же, парка «Зарядье», который совсем не случайно на венецианской выставке символизирует будущее Москвы.
Эта новая серия международных архитектурных конкурсов свидетельствует о важном сдвиге в стратегии городского планирования, которую взяло на вооружение правительство Москвы. Движущей силой, катализатором происходящих в городе изменений служит сотрудничество между мэром Москвы Сергеем Собяниным и правительством города с Главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. За первый год, который Кузнецов находится на своем посту, город инициировал не менее 20 международных конкурсов в области архитектуры, планирования, городского развития, создания инфраструктуры и регулирования транспортной ситуации. На сегодняшний день запланировано еще 30 подобных конкурсов.
В проектах, присланных на конкурсы, город стремится найти разнообразие, качество и инновационность. Интернациональный пул отобранных участников способствует возникновению новой культуры международного обмена, которая через учебные семинары и стратегическое сотрудничество поддерживает экспертное знание и появление новых идей.
Общественное городское пространство как средство создание городской идентичности
Еще одним двигателем новой строительной политики Москвы служит прозрачный менеджмент многих проектов и участие горожан – впервые в истории столицы! – в публичных обсуждениях и дебатах относительно будущего облика города. «Не архитекторы, а сами граждане создают города и архитектуру вне зависимости от модели государственного управления», – подчеркивает Сергей Кузнецов, который, будучи главным архитектором Москвы, выступает еще и куратором выставки.
Московская архитектура сегодня развивается в новой системе координат, повинуясь новым принципам и правилам игры: в городе создаются новые общественные пространства, ценность зданий теперь оценивается, исходя из их социальной функциональности, разворачивается проектирование современных жилых кварталов. На передний план выходит человек – именно он и его потребности находятся в фокусе архитектурной биеннале «Fundamentals», посвященной развитию современной архитектуры и урбанизму, созданию пространств для людей и ради людей.
«За последнее столетие лицо Москвы определялось главным образом архитектурой зданий, отражавшей политические и экономические изменения, происходившие в городе. Сегодня же уникальность городского облика строится на так называемой «соединительной ткани» городских общественных пространств, которые превратились в не менее важные маркеры идентичности, вносящие важный вклад в улучшение качества жизни горожан».
Это еще одна причина, почему проект парка «Зарядье» в контексте будущего Москвы наиболее репрезентативен. Основным элементом любого городского парка традиционно считается озелененное пространство с антропогенным ландшафтом, однако новые, современные функции парков и общественные потребности, которым они призваны отвечать, ставят перед проектировщиками совершенно новые задачи.
В сегодняшней Москве можно наблюдать своего рода смену поколений. Молодое поколение, как более современное и не понаслышке знающее о важности социальных «горизонтальных» связей внутри мегаполиса, все больше обращает к городским властям запрос на создание публичных общественных пространств, повышение качества жизнии уровня комфорта. Город отвечает на эти запросы созданием публичных пространств для отдыха, творчества и плодотворного диалога.
Новые подходы к планировке городских пространств превратили российскую столицу в одну из самых актуальных и интересных площадок для обсуждения проблем и перспектив городского развития, привлекающую в город ведущих мировых архитекторов, дизайнеров и проектировщиков в области градостроения.
При этом граждане, архитекторы и муниципалитет играют в городском планировании одинаково важные роли. Архитекторы принимают активное участие в разработке проекта, горожане – в его обсуждении и принятии решения о его практическом воплощении, а городские власти управляют процессом реализации. Система, которая в настоящее время функционирует в Москве, построена на артикулированной мотивации и разумной, продуманной организации всего процесса с участием всех вовлеченных сторон.
Организаторами выставки «МОСКВА: пространство города» выступили Москомархитектура (куратор экспозиции - главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов), при поддержке Правительства Москвы и компании RDI (комиссар павильона - основатель компании RDI, меценат и коллекционер Дмитрий Аксенов). Художественный консультант - архитектурный критик и эксперт Кристин Файрайс. Воплощение экспозиции – агентство TRIAD Berlin.
Комментарии (0)