О Сити и о Москве: из первых уст

e7b4e6611372340d72a5bea9f83a5878.jpg

22 апреля 2014 г. в деловом центре «Башня Федерация» состоялась конференция «Высокий Мир. Москва-Сити. Перспективы развития». Речь шла не только о стремительно растущем на наших глазах Московском международном деловом центре и отдельных его объектах, но и о градостроительном развитии столицы в целом. Публикуем подробный репортаж.

b2e5ad0abe4c75e5b5ab748e95d0face.JPG

Первая сессия конференции была посвящена тематике «Москва-Сити: значение, структура и взаимосвязь с городом». Заседание открылось выступлением генерального директора ЗФО «Башня Федерация» Михаила Смирнова. К моменту окончания строительства комплекс из двух башен на едином стилобате, где собрались участники форума, будет самым высоким небоскребом Европы. 63-этажный «Запад» высотой 242 м уже возведен и полностью «заселен» арендаторами. 93-этажный «Восток», кровля которого, по утвержденному проекту, вознесется над землей на отметке 360 метров, планируется ввести в эксплуатацию в 2015 г.

В создании «Башни Федерация» принимают участие мировые лидеры строительной индустрии, включая транснациональную американскую компанию Turner International, немецкую Thyssen Krupp AG и китайскую Yuanda Façade LLC. Конструкции комплекса выполняются из высокопрочного бетона B90, способного избежать обрушения даже в случае прямого попадания в здание самолета.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов обратил внимание собравшихся на особое значение ММДЦ «Москва-Сити» как первого полноценного альтернативного общегородского центра в градостроительной структуре столицы. Необходимость рассредоточения объектов государственного значения с целью разгрузки исторического ядра города провозглашалась еще составителями генерального плана 1971 г.

По словам Сергея Олеговича, реально приступить к осуществлению серьезной децентрализации городской активности удалось только на рубеже тысячелетий, когда начались масштабные работы по возведению небоскребов на Краснопресненской набережной. Теперь на очереди развитие Большого Сити, названного главным архитектором «одной из самых перспективных территорий для девелопмента». Эстафету Сити должны будут подхватить новые «точки роста» на карте Москвы – преобразованные районы «ЗИЛа», «Серпа и Молота», Сколково и будущие репрезентативные комплексы в Коммунарке и Рублево-Архангельском.

f8a12ea19921b903a22aabfddeded2b8.JPG

В каждом из этих районов , отметил С. Кузнецов, очень важно избежать допущенных ранее при проектировании Сити серьезных ошибок: на всех вновь осваиваемых территориях необходимо создать сеть улиц, все они должны быть проницаемы для сквозного движения. И самое главное: нельзя ориентироваться только на эффектный визуальный образ, начинать всегда лучше с решения функциональных вопросов. В любом случае, подчеркнул главный архитектор, «первоочередная задача – это качество городской среды».

Сходство Сити с Манхэттеном – в основном внешнее: в одном случае все высотные здания размещены внутри предельно понятной «шахматной» уличной сети, в другом - маршрут для передвижения приходится составлять заранее и не без трудностей. Проблема не только в том, что строительство Сити не закончено: шлагбаумы, заборы и избыток охранников – следствие изначального невнимания проектировщиков к проблеме разграничения приватных зон и общественных пространств, которые должны быть открыты для всех.

В небоскребах центра Нью-Йорка, заметил Сергей Олегович, можно зайти в любой вестибюль, пройти через него насквозь и выйти с другой стороны. По его убеждению, столь же проницаемыми должны быть и первые этажи башен московского Сити, поскольку пешеходная доступность нужна везде и всегда – она обеспечивает атмосферу доверия, способную облегчить проведение деловых переговоров в офисах широко представленных на этой территории крупных российских и зарубежных компаний.

Тему Большого Сити и перспектив комплексного развития городских территорий поддержала исполняющая обязанности директора НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина. Напомнив, что концепция Большого Сити была утверждена еще в 2009 году, Карима Робертовна рассказала, что на сегодняшний день этот проект четко вписывается в более широкие планы комплексного преобразования срединного пояса столицы и побережья Москвы-реки.

Расположение Московского международного делового центра «Сити» на пересечении реки и Малого кольца железной дороги делает ММДЦ «магнитом развития» одновременно для пояса реорганизуемых промзон и для системы взаимосвязанных приречных пространств, которые в перспективе планируется максимально «эстетизировать» и наделить рекреационной функцией. В первую очередь, отметила К. Нигматулина, вокруг Сити необходимо сформировать разветвленную транспортную сеть с участием нескольких дополнительных мостов.

Это позволит создать на набережных Москвы-реки и примыкающих территориях реорганизуемых промзон прогулочную зону с видовыми точками на комплекс башен-небоскребов. Примером комплексного подхода к решению масштабной задачи, подобной созданию Большого Сити, докладчица назвала деятельность корпорации «Дефанс» в Париже. Единая концепция, по ее мнению, должна быть сформулирована и в отношении реновации всех московских промышленных территорий.

619f8f36985037e784c295a3447ea02a.JPG

Продолжая тему, главный архитектор НИиПИ Генплана Андрей Гнездилов акцентировал внимание на уникальности местоположения Сити. Москва-река – ключевой элемент объемно-планировочной композиции города. ММДЦ, подобно Кремлю, возник в одной из живописных центральных излучин Москвы-реки. Всего лишь четверть века назад на месте Сити находилась маргинальная, непривлекательная промышленная территория, соединенная с другими подобными же зонами Малым кольцом железной дороги.

Теперь заброшенное еще совсем недавно МКЖД - на пути к превращению в полноценную ветвь общественного городского транспорта. Некоторое время спустя на карте столицы возникнет еще один градостроительный центр общегородского значения, расположенный столь же удачно, как и Сити: на пересечении Москвы-реки с МКЖД. Речь идет о «переформатируемой» территории ЗИЛа.

Параллельно будет создаваться Большой Сити. Этот новый район cбольшим «ландшафтным ресурсом» включит в себя три теперешние промзоны – «Западный порт», «Силикатные улицы» и «Магистральные улицы», а также Шелепихинскую набережную. Планировка транспортного каркаса Большого Сити, сообщил А. Гнездилов, уже проработана. Новые улицы соединят пока что очень слабо связанные друг с другом территории северо-запада столицы между Кутузовским и Ленинградским проспектами.
.

Начальник управления Генерального плана Москомархитектуры Александра Сытникова

Более подробно о проекте Большого Сити рассказала начальник управления Генерального плана Москомархитектуры Александра Сытникова, представившая участникам конференции подробную презентацию. В ходе обсуждения ее выступления в президиуме возникла небольшая дискуссия о перспективах дальнейшего развития высотного строительства в Москве.

В ответ на сообщение К. Нигматулиной о том, что в будущем финансовом центре в Рублево-Архангельском тоже планируется возведение зданий башенного типа, директор ЗАО «Башня Федерация» Михаил Смирнов выразил большое сомнение в потенциальном наличии нужного количества покупателей для квадратных метров «еще одного Сити». 
.

Директор ЗАО «Башня Федерация» Михаил Смирнов

Журналист и эксперт по коммерческой недвижимости Валерия Мозганова добавила, что и в самом Сити многие из помещений все еще ждут арендаторов и задала «генплановцам» довольно риторический вопрос, как же будут использоваться новые здания в упраздняемых промзонах. Ответ, судя по всему, пока еще неочевиден. По словам К. Нигматулиной, полный вывод промышленности из Москвы не нужен, но в любом случае от крайне неэффективно используемых и давно ставших криминогенными комплексов бывших фабрик и заводов необходимо избавляться.

А. Гнездилов добавил, что тяжелая индустрия сегодняшней Москве не нужна, хотя пищевая и мусороперерабатывающая промышленность, совершенно очевидно, востребованы. Главная проблема для города – в том, что старые промзоны представляют собой барьеры на пути сквозного кольцевого движения по Москве. После того, как городской каркас будет соединен по всему периметру, вопрос о функциональном использовании отдельных участков внутри более рационально организованной планировочной структуры можно будет решить естественным образом, так как это и происходит во многих других мегаполисах.
.

Архитектор Михаил Мандрыгин

Следующее выступление прямо не касалось тематики Сити, но вызвало немалый интерес, поскольку было посвящено одному из новых лондонских высотных районов, во многом родственному московскому ММДЦ. Работающий в Англии архитектор Михаил Мандрыгин продемонстрировал проектные чертежи и визуализации многофункционального комплекса RoyalBoroughofGreenwich, построенного на заболоченном берегу Темзы, осушение которого было организовано по особой технологии под руководством специалистов из Нидерландов. Объемная композиция района построена по единому проекту на основе пирамидальной схемы нарастания высоты. Все здания окружены зеленью парка, разбитого прямо на покрытии общего стилобата. Ландшафтный проект комплекса также выполнен голландскими архитекторами. Поскольку значительная часть площади зданий отведена под жилье, девелоперская компания взяла на себя обязательство построить детские сады и школы на необходимое количество мест. Сравнение оказалось явно не в пользу Сити. Как показало последующее обсуждение, это выступление послужило прологом к последующим довольно многочисленным предложениям по улучшению ситуации в Московском международном деловом центре.
.

Руководитель Центра исследования транспортных проблем мегаполисов в Высшей школе экономике Константин Трофименко

Руководитель Центра исследования транспортных проблем мегаполисов в Высшей школе экономике Константин Трофименко ознакомил участников конференции с результатами проведенного под его руководством анализа потребностей Сити. В настоящее время комплекс частично «обжитых» высотных зданий на Краснопресненской набережной плюс торгово-развлекательный центр «Афимолл» связывается с остальным городом двумя станциями метрополитена с пропускной способностью 35 000 человек в час. Даже с учетом очевидной предпочтительности личного автотранспорта для многих работающих и проживающих в Сити, эта цифра не слишком велика и по мере ввода в эксплуатацию новых объектов неизбежно окажется абсолютно недостаточной. После превращения МКЖД в действующую транспортную линию станет возможной одновременная перевозка еще десятков тысяч человек.

По словам К.Трофименко, предполагается установление прямого железнодорожного сообщения между Сити и Новой Москвой через Внуково (в данном случае речь идет еще и о быстрой беспробочной дороге на аэропорт) и Мосрентген. Можно задействовать еще и речной транспорт, но, по сравнению с метро и модернизированной железной дорогой, его потенциальная привлекательность не слишком велика. Что касается системы паркинга Сити, она рассчитана на 33 000 машиномест, и при дальнейшем росте местного «народонаселения» дефицит парковок неизбежен. Выход только один, тот же, что и в целом в центре Москвы – «нужно пересаживать людей в общественный транспорт». Рецепт достижения цели также не оригинален – речь идет об организации платного въезда на территорию комплекса.

А. Гнездилов счел нужным еще раз заметить, что в кардинальном обновлении нуждается прежде всего автодорожная сеть за пределами Сити и призвал «в первую очередь тратить деньги на мосты и тоннели». Очень важный шаг в этом направлении, как указал главный архитектор НИиПИ Генплана, уже сделан: в ноябре 2013 г. руководство Москвы приняло решение о строительстве моста между Филями и Нижними Мневниками. Как добавила К.Нигматулина, необходимо также установить более тесную связь между Сити и соседним Дорогомилово, а это означает, что одного лишь уже действующего пешеходного моста «Багратион» для сообщения с территорией на противоположном берегу Москвы-реки совершенно недостаточно.
.

Генеральный директор ОАО «МКЖД» Алексей Зотов

Выступивший затем генеральный директор ОАО «МКЖД» Алексей Зотов рассказал, что работы по реконструкции Малого кольца железной дороги уже предварительно профинансированы, движение по кольцевой трассе закрыто и в не столь отдаленном времени на территории Сити появится единый пересадочный узел для нового поколения общественного транспорта – быстрого, удобного и дешевого. На метро и поезда МКЖД будет единый билет. Со строителями-железнодорожниками теперь активно сотрудничают расположенные рядом с будущими станциями МКЖД торговые центры , заинтересованные в увеличении притока покупателей.

Вторая сессия конференции называлась «Объекты, конструкции, энергия, эффективность». Она началась с очень экспрессивного выступления автора первоначального проекта башни «Федерация», руководителя архитектурной мастерской SPeeCH Сергея Чобана. «У комплекса Сити судьба в известной степени трагическая, поскольку единая градостроительная воля здесь не раз ломалась», заявил Сергей Энверович. Продемонстрированный им на широком экране макет ММДЦ, выполненный в 2003 г., показывает разницу между первоначальным замыслом и его последующей реализацией очень наглядно.
.

Руководитель архитектурной мастерской SPeeCH Сергей Чобан

Одиннадцать лет назад общая композиция московского «даунтауна» представлялась намного более ясной и просторной, у каждой башни был свой угол осмотра. Решение о строительстве торгового центра «Афимолл» C.Чобан считает «колоссальной ошибкой», поскольку в результате Сити остался без широкого общественного пространства. По мнению основателя бюро SPeeCH. увеличение количества башен комплекса вдвое превращает ММДЦ в пафосный, но, по сути, очень нелицеприятный «памятник своему времени». 

Задача архитекторов и их заказчиков на сегодняшний день - «очеловечить эту груду пыльного стекла, расставленного, как в антикварной лавке», сделав так, чтобы этот мини-город «воспринимался и с человеческой перспективы, а не только c вертолета». В этой связи предложенный SPeeCH проект двух новых зданий на участках Сити под номерами 17 и 18, расположенных по соседству с Северной башней, программно отличается от «нагромождения остальных объемов» подчеркнуто рациональными прямоугольными формами.

При строительстве башни «Федерация», отметил С.Чобан, были допущены очень серьезные отступления от проекта. Пассаж на первом этаже реализован только частично. Фасад подиума совершенно не соответствует авторскому замыслу и назван архитектором «недостойным». Ныне заключен договор о реализации нового проекта внешнего оформления нижнего объема. В заключение своего выступления С.Чобан выразил надежду, что при завершении строительства входящей в комплекс «Федерация» башни «Восток» никаких «неожиданностей» больше не произойдет.
.

Генеральный директор московского офиса немецкого архитектурно-конструкторского бюро WernerSobek Иван Томович

Генеральный директор московского офиса немецкого архитектурно-конструкторского бюро Werner Sobek Иван Томович рассказал некоторые подробности о проекте башни «Гранд Сити Москва», возводимой ныне на 15-м участке Сити, где первоначально планировалось возвести здание для правительства Москвы. После решения новой столичной мэрии об отказе от переезда на территории ММДЦ участок был выставлен на аукцион. В результате новым застройщиком территории стала компания «Гранд-Титул».

По ее замыслу, будущий многофункциональный комплекс с гостиницей и апартаментами должен соответствовать всем требованиям, необходимым для получения экологического сертификата LEEDPlatinum. Проект выполнен под личным руководством руководителя фирмы-проектировщика Вернера Зобека. Активная фаза строительных работ началась совсем недавно, весной 2014 г. Заказчик настаивает на окончании всех строительных работ в 2016 г. Назвав этот строк «авральным и неестественным», И.Томович, тем не менее, заверил: «мы будем стараться».
.

Руководитель проектного бюро UNKProject Юлий Борисов

Руководитель проектного бюро UNK Project Юлий Борисов представил проект «Ворота Сити», принятый к реализации по итогам конкурса на архитектурное решение второй очереди комплекса «Империя Тауэр». Поскольку об этом прошлогоднем конкурсе и его результатах есть достаточно много информации в интернете, основное внимание в этом выступлении было привлечено к отдельным деталям проекта, прежде всего к созданию пешеходной улицы в «ущелье» атриума между набережной и основным ядром здания.

Один из слушателей, руководитель отдела стратегического консалтинга и исследований компании Cushman&Wikefield Денис Соколов, высказал сомнение относительно готовности инвестора реализовать идею строительства над этой улицей-пассажем нескольких мостиков, расположенных на разной высоте.
.

20003aad75dc094b1b59601d3bd8b4f4.JPG

Генеральный директор компании «ВСК-Электро» Николай Курочкин сообщил собравшимся, что возглавляемая им фирма занята обустройством всех инженерных систем ММДЦ «Москва-Сити». Основная ее специализация – освещение. «ВСК-Электро», являющаяся эксклюзивным партнером ведущих светотехнических компаний Германии, работала на сочинских олимпийских объектах и выполнила заказ по подсвечиванию Соборной площади Кремля. Теперь она готова выполнить самые сложные работы по архитектурной подсветке атриума «Ворот Сити».
.

Исполнительный директор компании Knight Frank Russiaand CiS Мария Котова

Темой выступления исполнительного директора компании Knight Frank Russiaand CiS Марии Котовой стали довольно серьезные проблемы с продажей и сдачей в аренду отдельных помещений Сити. По ее словам, количество вакантных площадей коммерческого назначения высоко и по Москве в целом, а в ММДЦ – в особенности. Одна из причин недостаточного спроса – в том, что ни в одной из уже построенных башен не учтены требования экоустойчивости, а для западных компаний, на которые едва ли не в первую очередь рассчитаны офисы московских небоскребов уже привычно обязательное экологическое сертифицирование бизнес-центров.

Не всегда приемлемы для арендаторов и эстетические решения отдельных зданий, в особенности «спирально закрученной» башни «Эволюция». Есть большие сложности и с торговым центром «Афимолл», заметно пустеющим по выходным дням, когда многие покупатели предпочитают «точки», расположенные ближе к дому или хотя бы в более «обжитых» районах Москвы. Не сомневаясь в том, что рано или поздно все «квадратные метры» Сити будут распроданы, М.Котова предполагает, что это произойдет только к 2030 г. Строительство невозведенных пока башен также может сильно растянуться из-за неуверенности инвесторов в быстрой отдаче вкладываемых средств.
.

Президент ОАО «Сити» Дмитрий Гранов

Заключительная сессия конференции называлась «Комплексное освоение: среда, функции, комфорт, культура». В начале заседания слово было предоставлено президенту ОАО «Сити» Дмитрию Гранову. Подтвердив твердое намерение, невзирая ни на какие трудности, завершить строительство всех спроектированных в Сити зданий к 2018 г., он определил возглавляемую структуру как орган управления и координации строительных работ, сосредоточивший все полномочия и обязательства, «глаза и руки» столичной мэрии.

Отметив, что пока еще ни у кого в России нет опыта управления подобными комплексами, Д. Гранов сообщил о планах по разработке с помощью зарубежных экспертов соответствующей концепции, которая будет положена в основу всей практической деятельности ОАО. Есть договоренность о создании координационного комитета по совместному управлению территорией со всеми собственниками зданий и земельных участков. «Мы тоже не любим заборов и шлагбаумов, - заявил Д.Гранов, отвечая на критику, прозвучавшую в выступлении Сергея Кузнецова, - но сразу избавиться от них не можем», так как на освоение передовых технологий работы охраны, применяемых в Лондоне, Гонконге и некоторых других мегаполисах нужно время. Пока заборы остаются, первым шагом на пути к созданию более эстетичной среды может быть их дизайнерское оформление на подобие фасадов «Афимолла».

Ключевым вопросом функционирования высотного «микрорайона» президент ОАО «Сити» назвал решение транспортной проблемы. Он объявил о предстоящем вскоре создании музея Сити, который станет центром организации и проведения экскурсий по комплексу. В заключении Д. Гранов сообщил, что возглавляемая им управляющая компания поддерживает планы Москомархитектуры по организации конкурса на благоустройство Набережной Тараса Шевченко, тоже входящей в состав территории, находящейся под управлением ОАО «Сити».
.

Начальник Управления по территории «Москва-Сити» префектуры САО Москвы Андрей Шостак

Начальник Управления по территории «Москва-Сити» префектуры САО Москвы Андрей Шостак информировал участников конференции о планах муниципального руководства завершить в 2015 году создание общегородской площади на стилобате ТРЦ «Афимолл». По его словам, это будет зеленая зона отдыха, рассчитанная на постоянное массовое посещение москвичей и гостей столицы. Уже сейчас, по озвученным А. Шостаком статистическим данным, ежедневно на пространстве ММДЦ концентрируется до 120 тысяч человек (для сравнения: 125 тысяч – это все население Пресненского района).

Городские власти, сказал А.Шостак, «понимают проблемы с транспортом». В 2016 г. функционирующие на территории Сити станции метро намечено соединить с третьим пересадочным контуром метрополитена. Еще одна важная новость: вице-мэр и руководитель строительного комплекса Москвы Марат Хуснулин считает необходимым добиваться окончания всех строительных работ по объектам Сити уже к концу 2017 г.

9f6107a3dbf95c241763933463961396.JPG

Директор Центра градостроительных компетенций Российской академии народного хозяйства и государственной службы Ирина Ирбитская предложила несколько конкретных шагов к качественному улучшению функционирования Сити, некоторые из которых «озвучивались» и в выступлении С.Кузнецова. «Сити мне нравится», комплекс «вполне хорошо выглядит как монолит», сказала она, оценив, однако, создание в его сердцевине «Афимолла» как градостроительную ошибку. По мнению И.Ирбитской, «здесь, по хорошему, должен бы быть парк», но ситуацию можно частично исправить, если устроить четко артикулированные сквозные проходы через молл».

На крыше ТРЦ она призвала устроить общественное пространство с летними кафе и детскими площадками, а часть интерьера молла использовать для размещения детских центров развития: «социальная инфраструктура необходима как неотъемлемый элемент городской жизни». Нужно, добавила докладчица, «открывать городу гигантские вестибюли и холлы» первых этажей – они могут быть преобразованы в выставочные пространства. Набережную необходимо избавить от транспортного транзита и одновременно устроить на ней знаковый, визуально притягательный причал для речных трамваев. Кроме того, целесообразно обеспечить пешеходный транзит между ММДЦ и парком «Красная Пресня».

Небольшой дополняющий комментарий к этому выступлению прозвучал из уст вновь взявшего слово Андрея Гнездилова. Главный архитектор НИиПИ Генплана отметил, что у Сити есть «колоссальный потенциал» по развитию пока что недостаточно выразительного композиционного контакта комплекса с рекой. Развитию общественных пространств мешает также исторически сложившаяся установка на самодостаточность каждой башни наподобие феодального замка, однако, заметил А.Гнездилов, всем собственникам нужно договориться о совместном использовании общей территории. Если это получится, заявил он, «все в будет хорошо, потому что все козыри в руках».

Алиса Белякова, руководитель отдела архитектурно-градостроительных конкурсов НИиПИ Генплана

Алиса Белякова, руководитель отдела архитектурно-градостроительных конкурсов НИиПИ Генплана, рассказала о проведенном недавно исследовании перспектив и возможностей комплексного преобразования системы пространств, связанных с Москвой-рекой. Сити, по ее словам, должен стать отправной точкой развития в этом масштабном начинании. Москве предстоит пройти тот же путь, на который совсем недавно встали крупнейшие мегаполисы, в том числе Берлин, Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Шанхай.

Во всех этих городах создаются репрезентативные «водные фасады» по всей протяженности речного и морского побережья. Разрабатываемые в Институте Генплана условия конкурса на создание детальной концепции реорганизации берегов Москвы-реки предусматривают тридцатилетний срок осуществления программы. В систему общественных пространств Москвы может быть включено 30% от общей площади прибрежных территорий. По словам А. Беляковой, столица нуждается в строительстве 16 новых мостов, некоторые из них будут расположены в непосредственной близости от Сити.

439bcd1b9ad89739064405f3654443a5.JPG

Руководитель архитектурной мастерской Wowhaus Олег Шапиро тоже говорил о функциональном потенциале московских набережных. Он напомнил, что неподалеку от Сити на Шелепихинской набережной ведется строительство очень масштабного жилого комплекса «Сердце столицы» с общегородскими парками, скверами и пешеходной зоной на берегу Москвы-реки.

Есть возможность, отметил О.Шапиро, создать прибрежный рекреационный участок очень крупного размера на территории между ММДЦ и новым ЖК к западу от Третьего транспортного кольца. Сама набережная Сити, как было сказано в этом выступлении, тоже нуждается в преобразовании, и хотя заняться ей вплотную можно будет только после завершения основных строительных работ, создавать проект ее реконструкции нужно уже сейчас.
.

Директор Школы современного искусства «Арт-Политика», преподаватель ВШЭ Арсений Сергеев

По убеждению следующего - и уже последнего – спикера конференции, директора Школы современного искусства «Арт-Политика», преподавателя ВШЭ Арсения Сергеева, качественно изменить облик Сити и сделать его гораздо более «человечным» можно самыми минимальными средствами. Сделав обширный экскурс в самую новейшую историю современного стрит-арта, он очень убедительно показал, что удачно задуманные и размещенные художественные объекты способны не просто стать символами целых территорий, но и принести ощутимый экономический эффект за счет притока посетителей в близлежащие магазины и кафе.

Конференция привлекла большое внимание прессы. Ее организатором выступило Агентство маркетинговых коммуникаций «Креативный класс», объявившее о запуске проекта «Высокий мир», в рамках которого будет проведена целая серия мероприятий по исследованию и популяризации урбанистического, общественно-культурного и рекреационного потенциала комплекса «Москва-Сити».

fea5e087ac0924e2789e6a78c7d792dd.jpg

c0fe9660e1cb0b1ca39382f6353903fd.jpg

b64a10206d3345b400f9f319da2acc01.jpg

Комментарии