Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

​Архитектура новых станций метро: дизайн или функциональность?

Масштабная программа Правительства Москвы по развитию столичного метрополитена продолжает традиции основоположников российского метростроения по созданию самого красивого метро в мире.

Станут ли новые станции метрополитена памятниками архитектуры, каковы основные принципы художественного оформления станций и войдут ли их архитекторы в историю обсудили эксперты в рамках круглого стола «Архитектура новых станций метро», состоявшегося 6 июня в рамках деловой программы Международной выставки «Метро. Мосты. Тоннели. ТПУ. 2017». Организатором круглого стола выступило Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».

Спикерами круглого стола выступили:

- Александр Змеул, главный редактор интернет-изданий archspeech и archigramma, соавтор книги «Скрытый урбанизм. Архитектура и дизайн Московского метро 1935-2015»;

- Анастасия Мингалеева, исполнительный директор Бустрен РМ;

- Евгений Косыгин, главный архитектор ООО «Институт Инжпроект»;

- Алексей Арбузов, начальник комплекса АО «Мосметрострой».

Модерировал обсуждение директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский, который отметил, что одним из эффективных инструментов поиска новых идей для архитектурно-художественного облика станций является конкурсная практика.

0071a37ec7770e89ce26a4a1bb32bd30.jpg

«На примере последнего международного конкурса на дизайн будущих станций метро «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» мы видим, что задача архитекторов выходит за границы разработки интерьеров и экстерьеров платформ и павильонов станций. Финалисты должны учитывать архитектурное окружение и идентичность локации станции, создать уникальное решение, которое будет интегрировано в окружающую среду», – отметил С. Георигиевский. «Одновременно участники должны учитывать все технические ограничения и нормативы для будущей реализации предложений и эксплуатации станции. И мы как оператор данного конкурса учли все эти требования в техническом задании, ведь в конкурсе принимали участие и зарубежные команды, для которых особенно важно предоставить детальные исходные данные», – добавил он.

В период с 2014 года в столице при поддержке Правительства Москвы состоялись 3 архитектурных конкурса. Первый конкурс – в 2014 году на облик станций «Новопеределкино» и «Солнцево», в 2015-2016 году прошел конкурс на дизайн станций «Нижние Мневники» и «Терехово». Итоги третьего конкурса на облик станций ТПК «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» будут подведены в ближайшие дни.

О растущем качестве проектов конкурсной практики рассказал Александр Змеул.

«Для архитекторов, у которых нет внушительного портфолио, конкурс – это социальный лифт, возможность себя проявить. А конкурс на облик новых станций метро, где заданием совмещена разработка интерьеров и экстерьеров в увязке с локацией места – это, по сути, возможность войти в историю», – отметил он.

60ebb27dd80c3ec08cc84306d20ff1a4.jpg

«Станции, построенные за последние 15-20 лет имеют довольно «суверенную» архитектуру и именно конкурсы и участие в них зарубежных экспертов как в жюри, так и в участниках, позволяет получить новый взгляд и идеи. И хотя сейчас проходит уже третий конкурс, появляются все новые и новые нестандартные и свежие решения», – добавил А. Змеул.

Несмотря на то, что метрополитен – это в первую очередь транспортная инфраструктура, традиции метростроения создали уникальный архитектурный облик, который стал отражением политических и экономических эпох страны. Об этом в своем выступлении подробно рассказала Анастасия Мингалеева.

«Московский метрополитен – это лейбл. Начинавший свою историю в стиле империализма и «подземных дворцов», метрополитен стал общественным достоянием и памятником архитектуры. Пройдя через этап стагнации в художественном облике в хрущевский период в сторону утилитарного функционализма, сегодня метрополитен вышел на «золотую середину» в своем оформлении, во многом и благодаря конкурсам, которые стали престижными площадками соревнования не только российских, но и зарубежных архитекторов», – отметила Анастасия.

Ключевыми современными принципами художественного оформления станций Анастасия Мингалеева назвала безопасность для пользователей и доступность для маломобильных групп населения, интеграцию архитектуры в окружающую среду, современное освещение, предусматривающее экономию в эксплуатации, а также поиск индивидуальности облика станции и комфортность пространств.

«Сегодня, учитывая объемы перевозок, комфорт для пассажира – это, в первую очередь, –возможность перемещения из одной точки города в другую. Мы имеем уже сложившуюся инфраструктуру станций, которые останутся в прежнем физическом объеме и это необходимо учитывать при проектировании новых пересадочных узлов. Например, лестничные пролеты и коридоры, предназначенные для будущих пересадок должны, конечно, учитывать существующую пропускную способность. И здесь надо искать компромисс», – подчеркнула она.

Об опыте реконструкции станций Филевской линии метрополитена в условиях сохранения существующего пассажиропотока и функционирования станции рассказал Евгений Косыгин. В рамках реконструкции производится не только замена конструктивных и ограждающих элементов, но и внедрение новых планировочных и художественных решений, отвечающим современным пользовательским требованиям, включая инфраструктуру для маломобильных групп граждан и систему навигации, позволяющую правильно направлять пассажиропотоки. «Новое художественное оформление сделает облик станций светлым и современным. В вестибюлях появятся новые пассажирские сервисы: обновленные кассовые зоны с возможностью безналичной оплаты проезда, турникеты из нержавеющей стали, элементы навигации, выполненные в соответствии с брендом Московского метрополитена. На сегодняшний день метростроители уже приступили к архитектурно-отделочным работам согласно концептуальным решениям», – отметил он.

Как отметил Алексей Арбузов монтажно-строительные работы ведутся на действующих станциях, поэтому проходят в ночное время и в четкой координации с эксплуатирующими службами. Завершение работ по реконструкции 7 станций Филевской линии запланировано на 2018 год.

Агентство стратегического развития «ЦЕНТР»

Комментарии