Когда архитектура нового здания в центре большого города вызывает разноголосые, а главное — разнонаправленные суждения, будоражит отраслевой и просто городской интернет, значит здание удалось. Значит зданию удалось войти в историю.
Комплекс отеля «Марриотт» в самом центре Новосибирска, законченный строительством в 2013 году, часть местных архитекторов назвали прорывом, другая часть — ещё одним кошмаром сибирской столицы, и все это — под бурный восторг горожан, обнаруживших на площади Ленина каменный островок Европы начала века в стиле модерн.
Новосибирск архитектурный никогда не был избалован тягучими линиями арт-нуво. От дореволюционной купеческой эклектики он быстро и масштабно ворвался в пост-революционный брутальный конструктивизм, перейдя к ещё более грандиозной и помпезной застройке орнаментальным сталинским ампиром.
Проект гостиницы был разработан новосибирской АПМ Владимира Фефелова, архитекторами Марией Фефеловой и Татьяной Голяковской по заказу ЗАО «Сибирские отели», принадлежащее Александру Бойко и его супруге Маргарите Риттер. Инвесторы известны своей постройкой бизнес-центра «Гринвич», в свое время ставший эталоном качества реализации проекта.
В новой постройке стоимостью 1,5 млрд. рублей инвесторы не стали отходить от своих принципов — делать дорого, качественно и эффектно. Между прочим, здание имеет настоящий каменный фасад из специально отобранного песчаника и гранита, а также гнутый витраж, кованные ограждения, фасадные скульптуры (вкл. трехметровую Гестию, богиню домашнего очага и гостеприимства) и барельефы по мотивам сказок Пушкина. В стране здания такого типа по-прежнему являются приятным исключением.
«Не в моих правилах диктовать архитекторам. Потому что они крейзи, а я человек прагматичный. И если я буду вмешиваться в творчество, получится убожество, которое в городе сегодня есть», — отметил Александр Бойко.
По замыслу архитекторов новая гостиница должна привнести в жизнь города, пусть и отживший, но незнакомый для горожан богатый на декор стиль. И при этом, сочетаться по масштабу и цветовому решению с окружающей застройкой, особенно с главной архитектурной звездой Новосибирска — Оперным театром.
Как рассказала Мария Фефелова: «Мы ездили в Питер и смотрели здания. У нас не было цели сделать полное копирование исторического стиля. Все-таки XXI век, и мы хотели придать современное прочтение историческому стилю, — описывает Мария Фефелова. — Элементы классического модерна в нашем здании — это растительные орнаменты. В итоговом варианте меня не совсем устраивает стекло, оно синее. То стекло, которое я хотела выбрать первоначально, не подошло по характеристикам под организацию витража».
По мнению заведующего кафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА Игоря Поповского, здание получилось эклектичным с модерновым наполнением. «У объекта есть стилистические недостатки, но есть и плюсы: качество каменной облицовки (это первый полностью отделанный каменный дом) и деталей. Карниз поддерживает ансамблевый горизонт, несмотря на превышение высоты надстроенной мансардой». Как считает Игорь Поповский, горожане отнеслись к зданию позитивно не потому, что оно принадлежит определенному архитектурному стилю, а потому, что им понравилось качество каменной отделки и проработка деталей — люди устали от бежевого керамогранита и сайдинга. «Я вполне ожидал такой реакции горожан. Это ментальная картина наших горожан, которая не особо отличается и от мировых сообществ. Скажем, 70 % жителей Великобритании не любят современную архитектуру и предпочитают традиционную», — отмечает Игорь Поповский.
«Здание было спроектировано с любовью и построено было так же. Но вообще это — ретроспектива и, может быть, даже рефлексия. Если бы это было построено 100 лет назад, это было бы здорово и чрезвычайно. А здесь даже несколько неожиданно, что такой старенький, очень сентиментальный модерн появился в нашем центре. Все, конечно, хорошо. Жалко, что новой идеи нет», — считает Денис Герасимов, учредитель компании «Гласстоун», известной своими стеклянными проектами в центре Новосибирска.
Архитектор Андрей Буслаев считает, что нельзя такие тяжелые и аляповатые сооружения ставить напротив оперного театра, который есть и пока остается самым красивым зданием города: «По сути, мы видим гордое заявление «у нас есть бабло», воплощенное в камне и стекле. Ликованию зрителей у меня простое объяснение — усталость от разнузданного и дикого строительства последних лет в сочетании с общим невежественно низким уровнем восприятия городской архитектуры.
Использованы материалы Новосибирского фотоблога
Комментарии (0)