«Марриотт» модерна или Новосибирская цитата в духе Шехтеля

Подпишитесь на канал

Когда архитектура нового здания в центре большого города вызывает разноголосые, а главное — разнонаправленные суждения, будоражит отраслевой и просто городской интернет, значит здание удалось. Значит зданию удалось войти в историю.

0f483141a54a53ce3215d86bb4ef9f4e.jpg

Комплекс отеля «Марриотт» в самом центре Новосибирска, законченный строительством в 2013 году, часть местных архитекторов назвали прорывом, другая часть — ещё одним кошмаром сибирской столицы, и все это — под бурный восторг горожан, обнаруживших на площади Ленина каменный островок Европы начала века в стиле модерн.

Новосибирск архитектурный никогда не был избалован тягучими линиями арт-нуво. От дореволюционной купеческой эклектики он быстро и масштабно ворвался в пост-революционный брутальный конструктивизм, перейдя к ещё более грандиозной и помпезной застройке орнаментальным сталинским ампиром.

ecd8e3acf1c32515da664b3bc82e1acd.jpg

Проект гостиницы был разработан новосибирской АПМ Владимира Фефелова, архитекторами Марией Фефеловой и Татьяной Голяковской по заказу ЗАО «Сибирские отели», принадлежащее Александру Бойко и его супруге Маргарите Риттер. Инвесторы известны своей постройкой бизнес-центра «Гринвич», в свое время ставший эталоном качества реализации проекта.

В новой постройке стоимостью 1,5 млрд. рублей инвесторы не стали отходить от своих принципов — делать дорого, качественно и эффектно. Между прочим, здание имеет настоящий каменный фасад из специально отобранного песчаника и гранита, а также гнутый витраж, кованные ограждения, фасадные скульптуры (вкл. трехметровую Гестию, богиню домашнего очага и гостеприимства) и барельефы по мотивам сказок Пушкина. В стране здания такого типа по-прежнему являются приятным исключением.

52d2925436b60658da0bd6637b12617c.jpg

«Не в моих правилах диктовать архитекторам. Потому что они крейзи, а я человек прагматичный. И если я буду вмешиваться в творчество, получится убожество, которое в городе сегодня есть», — отметил Александр Бойко.

По замыслу архитекторов новая гостиница должна привнести в жизнь города, пусть и отживший, но незнакомый для горожан богатый на декор стиль. И при этом, сочетаться по масштабу и цветовому решению с окружающей застройкой, особенно с главной архитектурной звездой Новосибирска — Оперным театром.

67c8e1ab903dcefce38fb88e0650d440.jpg

Как рассказала Мария Фефелова: «Мы ездили в Питер и смотрели здания. У нас не было цели сделать полное копирование исторического стиля. Все-таки XXI век, и мы хотели придать современное прочтение историческому стилю, — описывает Мария Фефелова. — Элементы классического модерна в нашем здании — это растительные орнаменты. В итоговом варианте меня не совсем устраивает стекло, оно синее. То стекло, которое я хотела выбрать первоначально, не подошло по характеристикам под организацию витража».

По мнению заведующего кафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА Игоря Поповского, здание получилось эклектичным с модерновым наполнением. «У объекта есть стилистические недостатки, но есть и плюсы: качество каменной облицовки (это первый полностью отделанный каменный дом) и деталей. Карниз поддерживает ансамблевый горизонт, несмотря на превышение высоты надстроенной мансардой». Как считает Игорь Поповский, горожане отнеслись к зданию позитивно не потому, что оно принадлежит определенному архитектурному стилю, а потому, что им понравилось качество каменной отделки и проработка деталей — люди устали от бежевого керамогранита и сайдинга. «Я вполне ожидал такой реакции горожан. Это ментальная картина наших горожан, которая не особо отличается и от мировых сообществ. Скажем, 70 % жителей Великобритании не любят современную архитектуру и предпочитают традиционную», — отмечает Игорь Поповский.

0b1524bed7561ceae70997b113929bd2.jpg

«Здание было спроектировано с любовью и построено было так же. Но вообще это — ретроспектива и, может быть, даже рефлексия. Если бы это было построено 100 лет назад, это было бы здорово и чрезвычайно. А здесь даже несколько неожиданно, что такой старенький, очень сентиментальный модерн появился в нашем центре. Все, конечно, хорошо. Жалко, что новой идеи нет», — считает Денис Герасимов, учредитель компании «Гласстоун», известной своими стеклянными проектами в центре Новосибирска.

Архитектор Андрей Буслаев считает, что нельзя такие тяжелые и аляповатые сооружения ставить напротив оперного театра, который есть и пока остается самым красивым зданием города: «По сути, мы видим гордое заявление «у нас есть бабло», воплощенное в камне и стекле. Ликованию зрителей у меня простое объяснение — усталость от разнузданного и дикого строительства последних лет в сочетании с общим невежественно низким уровнем восприятия городской архитектуры.

bfb02a336974fd0d97552936b69f6967.jpg

91ce6bb9f2c4adbbe69e610c5172dcc7.jpg

c35ac8abb3478d96a70a005b20f21be5.jpg

8ef58caabc79890cc3d651ced3289105.jpg

971c6a7066823ace2696fc34de0d7029.jpg

d0c69e19f57282c38643ddc8b9afd6aa.jpg

2262f605d025f6373a50c781506117f2.jpg

ae5be462589fb877fc085b69f840908b.jpg

8dd9436539108fd77c6167ca337ed359.jpg

f28ef8ac7abd71b2de2b084a3583b933.jpg

a51e797b200342afe8e599676d157d4b.jpg

f568a45579372459c9ce32407c1ec86d.jpg

ff9f7b9218dff9f5cb008993cad0ffb6.jpg

Использованы материалы Новосибирского фотоблога

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!