Аудитор и футбол. Цена вопроса

Подпишитесь на канал

За спрос денег не берут - гласит русская пословица. И она не права. Почему-то именно это первым приходит в голову, когда читаешь новость о заключенном ФГУП «Спорт-инжиниринг» договоре.

С 2014 года главной задачей ФГУП «Спорт-Инжиниринг» становится выполнение функций заказчика (застройщика) стадионов к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России /так они сами о себе пишут/. 

В ходе строительства возникло немало вопросов к строителям, поэтому и цель заказанной работы на первый взгляд выглядит убедительно:

«Оценка стоимости строительства стадионов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 на базе сравнительного анализа по определенным критериям с зарубежными стадионами, построенными к чемпионатам мира по футболу 2010 и 2014 годов, с учетом специфичных факторов проектирования и строительства, а также требований ФИФА и законодательства в области градостроительной политики и безопасности».

За полтора месяца исполнитель должен многое успеть: к 30 апреля оформить окончательную версию своего Отчёта, в котором должен быть сравнительный анализ стоимости российских и импортных футбольных стадионов. И не просто абы какой анализ, а с учётом специфических факторов, оказавших прямое влияние на стоимость объектов.

Объяснение /как сей трудовой подвиг исполнитель совершит/ находится в том же договоре, в разделе «Ограничения по объёму работ». Мы не будем тут ничего комментировать, просто перечислим эти договорные условия. Без изъятий.

«Исполнитель не будет проводить / не проводил каких-либо процедур независимой проверки, которые затрагивают следующие аспекты:

  • юридические вопросы,
  • вопросы природоохранного характера,
  • кадровые вопросы,
  • анализ рынка, включая конкурентную среду,
  • аспекты, связанные с макроэкономическим или геополитическим воздействием,
  • вопросы страхования,
  • информационные технологии,
  • синергетический эффект,
  • проверку кибербезопасности».

А это означает, что с большой долей вероятности будут использованы укрупненные, всем известные показатели, которые размещены в сети Интернет. Будут произведены наукоподобные манипуляции с цифрами в целях /якобы/ приведения их в сопоставимый вид, отчет насытят первичной информацией, чтобы он был максимально толстым. Любой грамотный исполнитель сможет представить пухлый отчёт со множеством картинок и пересказов общеизвестного. Времени для этого более чем достаточно.

К примеру так:

Вот здесь список всех стадионов ЧМ 2010 г. в ЮАР и данные по ним:

http://stadiumdb.com/tournaments/world_cup/2010

Вот здесь список всех стадионов ЧМ 2014 г. в Бразилии и данные по ним:

http://stadiumdb.com/tournaments/world_cup/2014

А вот здесь список всех стадионов ЧМ 2018 г. в России и данные по ним:

http://stadiumdb.com/tournaments/world_cup/2018

Пары часов хватит для сведения данных.

Любопытный читатель, если потратит некоторое время и не поленится свести данные в Excel /или в любой другой, подходящей для этого программе/, получит похожую табличку:

Город Стадион Кол-во мест до реконструкции Кол-во мест после реконструкции Стоимость млн.долл. США
ЮАР 2010
Йоханнесбург Soccer City 91141 88460 440
Кейптаун Cape Town Stadium 69070 64100 385
Дурбан Durban Stadium 70000 62760
Йоханнесбург Ellis Park Stadium нет данных 55686 нет данных
Претория Loftus Versfeld Stadium нет данных 42858 нет данных
Порт Элизабет Nelson Mandela Bay Stadium новое стр-во 42486 270
Полокване Peter Mokaba Stadium новое стр-во 41733 120
Нелспрейт (Мбомбела) Mbombela Stadium 45000 40929 140
Блумфонтейн Free State Stadium нет данных 40911 27
Пхокенг Royal Bafokeng Stadium нет данных 38646 45
Бразилия 2014
Рио де Жанейро Estadio do Maracana нет данных 74738 315

по проекту 212

Бразилия Estadio Nacional de Brasilia новое стр-во 69349 420

по проекту 209

Сан Пауло Arena de Sao Paulo 65000 62601 360

по проекту 246

Форталеза Estadio Castelao 63903 60342 155

по проекту 155

Белу Оризонти Estadio Mineirao 62160 58170 209

по проекту 225

Сальвадор да Байа Arena Fonte Nova 55000 51900 178

по проекту 120

Порто Алегре Estadio Beira-Rio 59306 43394 99

по проекту 60

Сан-Лоренсу-да-Мата Arena Pernambuco 46154 42610 195

по проекту 160

Куяба Arena Pantanal новое стр-во 41112 194

по проекту 103

Манаус Arena Amazonia новое стр-во 40549 200

по проекту 150

Натал Estadio das Dunas новое стр-во 39971 127

по проекту 120

Куритиба Arena da Baixada 41375 39631 108 по проекту

56

Останется украсить сводную таблицу, для того чтобы это выглядело как исполнение технического задания заказчика. Там и разделы имеются соответствующие:

  • определение списка объектов, завершенных строительством или находящихся в процессе строительства, в качестве объектов аналогов;
  • обоснованное определение окончательного списка стадионов для проведения сравнительного анализа.

Заявленная цель заключенного договора выглядит как минимум странно, ведь существует /обязательный даже и для этого заказчика/ п. 10 Постановления Правительства РФ от 20 мая 2015 № 485 «Об утверждении требований к объектам спорта, предназначенным для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года» (с изменениями и дополнениями), в котором сказано:

«Проектная документация стадионов, финансирование строительства и (или) реконструкции которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", до получения акта ввода в эксплуатацию подлежит в полном объеме проверке достоверности определения сметной стоимости строительства в сметно-нормативной базе, используемой для подготовки сметной документации, получившей положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости. (Дополнен Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 г. N 1329)».

Никакой сравнительный анализ со стадионами в других странах не предусмотрен. Почему на свет появился договор по которому аудиторам должны быть выплачены почти восемнадцать миллионов бюджетных рублей?

Тут, вспоминается работа П.Н. Сараева, аспиранта кафедры уголовного права, криминалистики и криминологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева: Как эффективнее увидеть в преступлениях /совершаемых при строительстве/ целостную, единую деятельность, направленную на получение вполне конкретных результатов — незаконного получения материальной выгоды?

С помощью таких критериев как:

  • использование договорных отношений в сфере строительства для создания благоприятных условий совершения названных преступлений;
  • использование особенностей строительных работ для достижения преступного результата;
  • получения незаконной материальной выгоды;
  • принятие мер к тому, чтобы совершаемые преступные действия воспринимались окружающими как законные, а потому не вызывали подозрений, в том числе у правоохранительных органов;
  • заблаговременная подготовка средств для последующего возможного противодействия выявлению преступления и его расследованию;
  • плановость выполнения всех этапов преступной деятельности;
  • превращение преступной деятельности в преступный промысел, приносящий постоянный доход.

Это, конечно, отдельная тема для обсуждения. Мы обязательно поговорим подробнее в середине мая, в Воронеже.

Сергей СтепановАкадемстройнаука

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!