Лужайки или полноценные сады на крышах домов в Московском регионе – скорее редкость и исключение из правил. Это вполне объяснимо: столичный климат трудно назвать мягким. Да и привычки проводить много времени вне дома у россиян не сформировалось. Между тем в Москве время от времени появляются примеры озелененных кровель. Приживется ли эта практика, или так и останется единичными случаями? Что мешает сегодня разбить сад на крыше офиса или многоквартирного дома? Об этом шел разговор на конференции «Комфортный город. Новые вызовы», организованной недавно Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
По данным Москомархитектуры, общая площадь всех крыш в Москве достигает 20 млн кв. м. Эксперты подсчитали, что примерно треть всех кровель в мегаполисе можно так или иначе озеленить и эксплуатировать. Пока такие случаи единичны. Сейчас в Москве есть прекрасная возможность презентовать общественности новые подходы в строительстве и эксплуатации крыш зданий и сооружений благодаря программе реновации жилищного фонда. Основным сдерживающим фактором для архитекторов является отсутствие полноценной законодательной базы. Заполнить эту лакуну призван национальный стандарт ГОСТ Р «Зелёные стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений. Технические и экологические требования», над которым в настоящее время работает группа экспертов.
Заместитель председателя Москомархитектуры Татьяна Гук уверена, что чем сложнее вызовы времени, тем более нестандартные должны быть решения. Она привела цитату известного архитектора, пионера модернизма и функционализма Ле Корбюзье: «Это противоречит всякой логике, когда площадь, равная целому городу, не используется, и шифер остается любоваться звездами». С поправкой на время – сегодня это рулонные кровли из рубероида. По ее мнению, во всем мире эксплуатация кровель не является чем-то экстраординарным.
Практичная Европа все более массово использует эту возможность именно по экономическим и экологическим соображениям. Так, в некоторых немецких землях озеленение крыш является обязательством домовладельца. При этом государством предусматривается субсидирование этих работ в объеме от 18 до 46 евро за кв. м. «Таким образом государство задает новый тренд, который позволяет решать ряд вопросов, в первую очередь – в области экологии», – комментирует Татьяна Гук.
Она привела конкретный пример: в Гамбурге изменение типа кровель привило к снижению температуры воздуха в центре города на два градуса. Еще один плюс – технологическое оборудование на эксплуатируемой кровле работает дольше. Так, срок службы солнечных батарей, установленных на крыше, покрытой гудроном, – год, а на теплой – десть лет. Существенный минус садов на крыше – это, конечно, стоимость. Однако эксплуатируемая кровля экстенсивного характера (которая требует человеческого присутствия всего пару раз в год) окупает себя за 15-20 лет за счет за счет снижения затрат на эксплуатацию. То есть ремонтировать оказывается дешевле, чем полностью перестилать кровлю из рулонного покрытия. А «ковер» из травы может надолго сохранить качественные характеристики поверхности крыши.
Конечно, есть множество других вопросов, касающихся содержания и эксплуатации таких объектов: микроорганизмы, гидроизоляция, разрушение конструкций и т.д. Но на все эти вопросы уже есть ответы. Все сводится к проектным решениям, технологиям, качеству выполнения работ. «Сегодня строительство эксплуатируемых и озелененных кровель – это, скорее, вопрос культуры и целеполагания. При желании это может стать модным трендом, – делает вывод Татьяна Гук.
Заместитель руководителя Департамента ЖКХ города Москвы Наталия Кораблина выступила в дискуссии с позиции «злобного дворника». «Мне все нравится, но возникает вопрос с эксплуатацией. Пока для этого у нас недостаточно разработана нормативно-правовая база. К тому же надо учитывать климатические условия города: у нас шесть месяцев в году – снег. Как мы будем зимой с зелеными крышами?» Генеральный директор компании «Илья Мочалов и Партнёры» Илья Мочалов на это отвечает, климат Москвы даже с учетом снежных зим не является серьезным препятствием для озеленения кровли. По его словам, в городах Германии, Швеции, Англии, а также Норвегии и Канады погодно-климатические условия тоже сложно назвать идеальными. Например, в канадском Калгари температура воздуха может меняться от минус 35 до плюс 15 за сутки (что критично для растений), но даже там крыши стараются облагораживать.
Собственно, столичная практика не так уж мала: сейчас в Москве можно насчитать десятки эксплуатируемых крыш на зданиях офисов, ресторанов, многофункциональных центров, жилых зданий. Так, архитектурное бюро «Илья Мочалов и Партнёры» вот уже десять лет на собственном примере показывает, что это возможно, приглашая бизнес-партнеров на чашку кофе на крышу собственного офиса. Другой пример – офис компании «Яндекс» в Москве. Управляющий объектами недвижимости компании Иван Прокофьев признался, что единственной проблемой остается уборка снега с крыши: «Конечно, можно было бы построить отапливаемую кровлю, чтобы вода стекала, но это было бы гораздо дороже». Сейчас на эксплуатируемой кровле сделана площадка для отдыха, куда поднимаются сотрудники. Здесь можно перевести переговоры, поработать и перекусить.
Но это офисы. А что с жилой недвижимостью? Управляющий директор ГУП МНИИП «Моспроект-4» Вадим Греков отмечает, что зеленая крыша сегодня – не обязательно принадлежность жилья высокого класса. В социальном жилье она из супер дорогой опции может превратиться в жесткую необходимость в условиях выскоплотной застройки в рамках реновации. Точечное строительство оставляет мало места для зелени. Вадим Греков в этой связи предлагает обратить внимание не только на теплые кровли, но и на холодные.
Такие примеры удалось реализовать, «подняв» площадки над землей, тем самым увеличив площадь земли. «Технологически это проще, чем создавать зеленую эксплуатируемую кровлю, – отмечает Вадим Греков. – Однако это нестандартная ситуация с точки зрения нормативной базы, и довольно сложно приживается в социальном жилье. В том числе потому, что все эти озелененные территории попадают в общую площадь здания, а значит сказываются на цене эксплуатации». Пока, по словам эксперта, тиражировать подобный опыт очень трудно, все предложения встречают серьезное сопротивление.
В целом эксперты сошлись во мнении, что сегодня зеленые и эксплуатируемые кровли в России – это вопрос не столько технологий, сколько политической воли. При желании даже в ЦАО с его скудными 5% потенциально возможных для озеленения крыш есть такая возможность. Однако для всех заинтересованных сторон предстоит большая работа по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы. В частности, упомянутого выше нацстандарта. При этом нужно мотивировать и самих застройщиков. Лучшим стимулом для них станет конечно, экономический: сейчас сады на крышах не являются компенсационным озеленением. Если засчитывать их как обязательную компенсацию за уничтоженную растительность, «живых» крыш было бы больше.
Людмила Изъюрова,
Москва
Комментарии (0)