Обязательные требования в строительстве должен формировать разработчик нормативных документов, а не государство.

Подпишитесь на канал

Многолетняя практика пользования Перечнями документов в области стандартизации в строительстве в результате применения которых на обязательной и добровольной основах обеспечивается соблюдение требований № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Распоряжение и Постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 1047-р, от 26 декабря 2014 года N 1521, от 07.12.2016 г. № 1307, № 985 от 4 июля 2020 г; приказы Росстандарта от 30 марта 2015 года, от 24 августа 2017 года, N 365от 17 апреля 2019 года, N 831, от 2 апреля 2020 года N 687), показала что механизм принятия и изменения этих Перечней с документами, содержащих добровольные и обязательные требования, является очень неудачным, неудобным как для разработчиков так и для пользователей.

Очередной Перечень, как правило, включает и исключает, а также затрагивает более половины документов, включенных в предыдущий перечень. Принятие Перечней нормативных документов с добровольными и обязательными требованиями осуществляется не одновременно, зачастую не укладывается в сроки, установленные № 384-ФЗ, перечни корректируются, в них не отражаются текущие редакции документов, в результате чего создаются правовые и технические коллизии и т.д. Отдельные нормативные документы, утвержденные Минстроем РФ, не входят в Перечни, статус этих документов не проясняется. Такая ситуация не стабилизируется уже много лет. Это характеризует систему нормативных документов в строительстве как нестабильную, как шарахание из стороны в сторону в отношении отдельных требований, отсутствие в отрасли продуманной, последовательной и четкой технической политики и однозначного понимания строительным сообществом основы – костяка обязательных требований при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов.

У составителей Перечня в приоритете исключительно нормы проектирования, при этом отсутствует понимание обязательности выполнения требований к производству, результатом и оценке работ по возведению конструкций, заложенных в проектах. Требования к результатам работ - это же не нормы проектирования, которые могут иметь различные варианты воплощения. В СМР варианта два: или выполнять требования проекта и оценивать результат по нормативным требованиям или не выполнять. Соответственно контрольные показатели выполнения СМР, содержащиеся в СП 70, СП 45, СП 78, СП 46 и других нормативных документах, как результат производства работ, должны быть обязательными. На сегодняшний день обязательных требований к результатам СМР и организации строительства по СП 48, установленных федеральным законодательством, нет вообще. Если проектировщик по каким-либо причинам не упомянул эти СП в проекте (что характерно), а заказчик не включил их в договор (требований к обязанностям и квалификации заказчиков Минстрой РФ не предъявляет), то раздолье для исполнителей работ - как хочешь, так и строй по любым нормативам.

Это позволяет сделать вывод о том, что сложивший сегодня механизм принятия утверждения обязательных требований в строительстве в принципе порочен, он не способен получать решения, удовлетворяющие отрасль и потребителя как по оперативности ввода требований в действие, так и по содержанию.

Можно ли обойтись без Перечней документов, применяемых на обязательной и добровольной основах для выполнения требований № 384-ФЗ? Вполне! Этот вопрос специалистами строителями неоднократно поднимается. Но для этого нужно изменить текущее законодательство. Это тоже решаемый вопрос. В Градостроительный кодекс РФ вносятся изменения каждый месяц-полтора и это никого не смущает. Попытки внесение изменений в № 384-ФЗ тоже предпринимаются, но изменения порядка определения обязательных требований инстанциями, из имеющих право законодательной инициативы, в том числе Минстроем РФ, не инициируются.

В идеале добровольные, обязательные требований и прочие данные в нормативных документах в совокупности должны составлять стройную систему нормативных документов, некий костяк, который должен задавать техническую политику и порядок в отрасли.

Культура рыночных отношений вне нормативных требований в массе населения РФ пока не сложилась. Тезисы «рынок все отрегулирует» и «потребитель разберется», в том числе и в строительстве, до настоящего времени полноценно не сработали,. Например в отделочных работах СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия» ничего не отрегулировал и вопрос минимального качества отделочных работ в новых домах просто поднялся выше, на уровень № 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». А ведь эта проблема взаимных отношений застройщиков и дольщиков по качеству отделки не самый сложный технический и организационный вопрос, который легко отрегулировать принятием соответствующего обязательного нормативного документа на уровне СП или ГОСТ.

В народе все требования нормативных документов, не включенные в Перечень обязательных нормативных документов, с начала технических реформ и до настоящего времени, воспринимается как необязательные. Такой менталитет и социальную атмосферу в обществе необходимо также учитывать при формировании добровольных и обязательных требований. Пока при формировании нормативных требований больше доминирует мнение бизнеса, крупных игроков на рынке.

Обязательные требования является важнейшим элементом Системы нормативных документов. Существующий неэффективный проблемный и в конечном счете порочный механизм введения обязательных норм через периодически утверждаемые Перечни до настоящего времени нормально не работает. Очевидно, что его надо менять. Предложения по изменению механизма принятия обязательных норм неоднократно подавались в Минстрой РФ. Варианты введения нормативных требований могут быть различными. Например, до реформы технического регулирования, вопрос с обязательными нормами решался по умолчанию фактом существования нормативных документов. Ситуация была лучше чем сейчас, обязательные требования задавались при принятии документа. Применялись правила, изложенные в действующем до настоящего времени ГОСТ Р 2.105 (сейчас в редакции 2019г), который предъявляет общие требования к текстовым документам. Цитата из п. 5.2.2 ГОСТ Р 2.105: « При изложении обязательных требований в тексте применяют слова: "должен", "следует", "необходимо", "требуется", "разрешается только", "не допускается", "запрещается", "не должен", "не следует", "не подлежит", "не могут быть" и т.п. При изложении других положений применяют слова: "могут быть", "как правило", "при необходимости", "допускается", "разрешается" и т.п. Определять обязательные требования должен разработчик, и никаких постановлений Правительства и Росстандарта РФ грамотному специалисту разработчику норм при этом не требуется. Безусловно, государство в лице Минстроя РФ, который за эти самые нормы отвечает, может и должно формировать техническую политику, в том числе и через массив обязательных требований. Такая возможность скорректировать и сделать норму (требование) обязательной была всегда и есть в настоящее время при утверждении Минстроем РФ конкретных нормативных документов. Это гораздо удобнее, чем определять обязательность требований одновременно в Перечнях, куда входят сотни документов. Отдельный документ при необходимости всегда проще изменить.

Сегодня положение № 384-ФЗ и сложившаяся практика утверждения и отмены Правительством и Росстандартом РФ единовременно оптом сотен обязательных и добровольных требований в строительстве вызывают много вопросов и возражений. Совершенствовать круг обязательных требований в строительстве необходимо. Но при этом хотелось бы иметь нормальную Систему нормативных документов в строительстве, во главе с головным документом (разработка которого даже не планируется). Ежегодно Минстрой РФ должен формировать в электронно-цифровой форме удобный для пользователей общий тематический перечень всех документов по стандартизации в области строительства. А вот уже в этих документах должен содержаться продуманный логичный набор обязательных требований и алгоритм их обновления. Принятое 4 июля 2020г. Постановление Правительства РФ № 985 и обсуждаемые в последнее время законопроекты по изменению № 384-ФЗ оптимизма по упорядочению нормативной базы и обязательных требований в строительстве не внушают.

   Анкудинов А.Г.    Заслуженный строитель России       г. Волгоград 

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!