Институт экспертизы. Что мешает его развитию?

Подпишитесь на канал

Ассоциация экспертиз России совместно с правительством Новосибирской области провела на минувшей неделе конференцию «Развитие института экспертизы». Мероприятие прошло в рамках форума «Стратегии ускорения темпов строительства» на XII Международной форуме-выставке «Сибирская строительная неделя – 2024». Свои актуальные вопросы эксперты обсудили в ходе целых пяти сессий, растянувшихся на два дня.

f77ccef39fc5cc8f7e04d44d45176242.jpg

Ассоциация второй год подряд принимает участие в Сибирской строительной неделе. Данное мероприятие наращивает свой потенциал и привлекает внимание все большего количества представителей строительной отрасли РФ и дружественных стран. Открывая работу мероприятия, председатель правления Ассоциации экспертиз России Леонид Ставицкий выразил надежду, что данная конференция укрепит свои позиции в качестве действенного инструмента конструктивного диалога всех членов профессионального сообщества и приобретет статус ежегодной.

«Сегодня в конференции принимают участие представители экспертных организаций из разных регионов страны, перед которыми обозначены основные направления развития института экспертизы, - сказал он. - Это и цифровизация, и развитие кадрового потенциала и многое другое. Взаимодействие участников инвестиционно-строительного цикла в рамках диалога на конференции будет способствовать формированию эффективных механизмов реализации стоящих перед нами задач».

Начальник департамента инвестиционной политики и территориального развития аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Иван Гончаров подчеркнул, что в связи с разворотом страны на восток, Сибирь становится центром притяжения, развития инфраструктуры. И это в первую очередь коснется строительной отрасли, которая имеет сегодня все перспективы стать драйвером развития региона.

«Даже сейчас мы видим, что по строительству жилья в прошлом году Сибирь приросла на 21%, тогда как в целом по России такой показатель составил 7,5%. Спрос есть, и он будет только увеличиваться, - заявил представитель полпредства. - В рамках нацпроектов строится более 300 социальных объектов, крупные инфраструктурные объекты, которые нужны нашей стране».

Спикер также остановился и на существующих проблемах. По его словам, если раньше работало множество крупных проектных институтов, которые быстро и качественно проектировали, то сегодня рынок сузился. Проведенный анализ показал, что спрос на проектировщиков на треть выше, чем предложение на рынке. Одни и те же люди ведут одновременно по 10-20 объектов, проектирование зачастую ведется некачественно, многое перерабатывается в процессе строительства.

«Нагрузка на экспертизу в этой связи будет только возрастать. Эксперты оказывают большую помощь строителям, идет постоянное взаимодействие с органами власти. Здесь важно решить вопрос, как нам усилить подготовку кадров, насытить рынок квалифицированными специалистами», - резюмировал Иван Гончаров.

52e287428dfadb089386713f990f6bf8.jpg

Министр строительства Новосибирской области Алексей Колмаков так же отметил, что экспертиза – один из важнейших элементов создания всех объектов, которыми потом гордится регион. Например, в ходе строительства ледового дворца спорта «Сибирь-Арена» ФАУ «Главгосэкспертиза России» (ГГЭ) и лично ее начальник Игорь Манылов практически в ручном режиме помогали реализовать данный проект.

«Учитывая, что практически во всех организациях не хватает опытных проектировщиков, получается, что специалисты, работающие в государственной, вневедомственной экспертизе и в регионах берут на себя обязанность доводить до ума проекты с помощью своих знаний, опыта и времени, - заявил Алексей Колмаков. - Я бы хотел выразить благодарность всем экспертам с большой буквы. Именно в этом заключается ваше огромное влияние на строительную отрасль».

В своем докладе Игорь Манылов продолжил тему нехватки качественного проектирования. По его словам, для руководителей экспертиз это больная тема. В последние два года одной из главных задач работы Ассоциации экспертиз России была борьба с некачественным проектированием.

«За это время мы создали систему мониторинга деятельности проектных организаций. Вместе с НОПРИЗ провели в прошлом году большую работу по работе с «двоечниками», - заявил начальник ГГЭ. - В эти дни мы докладываем министру результаты данной работы, и если он их одобрит и примет то, что мы предлагаем, у нас появится действенный инструмент воздействия на проектные сообщества».

Игорь Манылов также коснулся вопроса наличия среди СРО проектировщиков огромного количества мелких неэффективных организаций. ГГЭ предлагает самому сообществу СРО провести реструктуризацию, чтобы в их рядах не было организаций, которые номинально осуществляют свою деятельность.

«Мы предлагаем, чтобы СРО стали носителями определённого стандарта, а проектные сообщества занялись своим качеством, - подчеркнул Игорь Манылов. - Неправильно, когда в одной организации работает мощнейший проектный институт, а рядом какая-то «Ромашка», где полтора землекопа и ни на что не способная организация. Странно, что в стране такое допускается».

bac62a0ecacfd95937feceb07a29ce57.jpg

Переходя к вопросу об итогах 2023 года, начальник ГГЭ рассказал, что сегодня в рядах экспертизы работают 484 организации, а объем инвестиций, которые проходят через экспертные сообщества, составляет 16 трлн руб. По итогам года есть общее снижение количества заключений, но у большинства экспертных организаций был рост за счёт других видов деятельности. Уменьшилась доля отрицательных и аварийных заключений, однако при этом существенно выросла доля продлений.

«Люди активно пользовались нормой о безусловной, якобы безразмерной и безграничной возможности продлевать сроки экспертизы, злоупотребляли. Я докладывал министру и вице-премьеру о том, что это вопиющая ситуация, - рассказал Игорь Манылов. - Мы считаем, что правительство не даёт права, ничего не делая, продлевать. Ни мы, ни министерство это так не трактуем. Предлагаем экспертному сообществу закрутить гайки на начальных этапах, чтобы не допускать таких вещей».

Главный эксперт России считает, что основная болезнь стройки заключается в слабости заказчика. Люди не понимают, с чем заходят на экспертизу. Выясняется, что они ещё на начальной фазе не отдают себе отчет, какие решения принимаются.

«Наша боль – не вовлеченность заказчика в управление проектом. Есть запрос на новые услуги, на новые модели обслуживания, мы экспериментируем, создаём коворкинг, даже офисное пространство меняем, меняем проектные команды, создаём учебно-образовательные продукты для начала больших проектов, предлагаем всем региональным министрам и всем руководителям этим пользоваться. Если заходим на серьёзный проект, то нужно готовить людей, как спецназ», - говорит Игорь Манылов.

Он также подчеркнул, что экспертиза важна внутри самого процесса строительства, а не как какая-то потусторонняя сила. От экспертизы зачастую требуют невозможного, того, что надо требовать от хозяина в отношении компоновки параметров, оптимальности решений. Без дееспособного заказчика делать это невозможно.

«Если у вас больница в идеальном состоянии, все врачи культурные, а вокруг бродят страшные, больные люди, то общество постепенно начнёт спрашивать: «Почему так странно? Такая хорошая больница и так много больных?», - продолжает начальник ГГЭ. - Нам надо менять свою модель работы. Мы должны проникать в другие сферы инвестиционного процесса, чтобы качество, которое мы культивируем в органах экспертизы, влияло на всех остальных. Мы должны спровоцировать спрос на знания, а не на преодоление. Экспертизу не должны рассматривать как институт, который надо пройти и забыть, как страшный сон».

Спасением качества строительства, по мнению спикера, может быть управление жизненным циклом объекта. Но, к сожалению, про это никто не думает, воспринимают данный термин, как теоретическую фразу. Реального хозяина, у проекта, как правило, нет.

«Это страшная беда, проекты становятся «брошенными детьми». Поэтому управление жизненным циклом должно стать ключевой задачей, - уверен Игорь Манылов. - Создайте систему, перестаньте мотать проект по огромному количеству бюрократических процедур, склейте в единый системный процесс. Технологии это позволяют».

ce25b69f208c23c3b0c7bde48f5da5ab.jpg

Тему низкой квалификации заказчиков подхватил президент НОТИМ Михаил Викторов. Он подчеркнул, что, даже используя современное цифровое обеспечение, 80% времени проектировщики тратят на внесение изменений. И это как раз следствие непрофессиональной позиции заказчика, а также низкой квалификации проектировщиков.

«Оценка квалификации потихоньку будет чистить эти ряды. Поддержу также мнение экспертизы о том, что надо управлять жизненным циклом объекта, - заявил Михаил Викторов. - Блок эксплуатации, как правило, заказчик не учитывает вообще. В чьи руки она попадет? А именно данный блок должен быть в первых рядах, формировать ТЗ в той же самой проектной организации».

Также президент НОТИМ затронул вопросы подготовки кадров. В частности он сообщил, что на днях направил письмо на имя вице-премьера Дмитрия Чернышенко с предложением запретить использовать западное ПО при подготовке студентов.

«Нонсенс, но на большом чемпионате Форума 100+, который проводит Росатом и Минстрой России, все задания даются на западном ПО, - утверждает Михаил Викторов. - Я понимаю, что в части замены раздела, связанного с архитектурой, наши САПРы пока не могут в полной мере все задачи закрыть. Но в целом аналоги есть, и замена есть, Наконец, надо расставлять приоритеты».

Кроме того, по словам президента НОТИМ, ассоциация объявила, что запускает подготовку системы независимой оценки компетенций. На такую систему есть запрос от работодателей, необходимо сформулировать эти самые компетенции. Первый опыт по формированию стандарта пока имеет слишком общий характер, и не отражает интересы заказчиков, проектных, экспертных организаций и вендоров.

«Специальности, по которым размещаются объявления на hh.ru, – «ТИМ-координатор», «ТИМ-менеджер», «ТИМ-проектировщик», «специалист цифрового контроля», требуют соответствующей формулировки, - заявил Михаил Викторов. - Когда создавался НОСТРОЙ, мы запускали независимую аттестацию, которая стала основой дееспособного механизма оценки квалификации. Но нужно также сформулировать и требования к компетенциям, которые потом будут узаконены, как норма. Мы запускаем эту работу на базе университета Минстроя. Будем формировать совет, который сформулирует соответствующие требования к знаниям и к опыту».

Еще одна задача, которая стоит перед НОТИМ – это формирование библиотек ТИМ-элементов. У многих компаний сегодня есть свои цифровые ресурсы, они тратят большое количество времени на формирование таких библиотек, которые привязаны к определённому ПО.

«Я многократно слышал просьбы: НОТИМ, возьмите в свои руки, сформируйте общероссийский ресурс. Он может быть организован на площадке ФАО ФЦС или Главгосэкспертизы, которую мы в пример всегда приводим, - отметил он. - Этот блок сейчас находится в стадии согласования. Теоретически, можно сделать ресурс, где как на торрентах, будут различные строчки, открытые по абонентскому принципу. Наша задача собрать все в одном месте».

По мнению Михаила Викторова, эта работа напрямую стыкуется с запросами экспертиз, потому что если у экспертных организаций будет соответствующий доступ к таким библиотекам, алгоритмы автоматической проверки резко повысят качество и эффективность экспертизы.

В ходе нескольких сессий на конференции также выступили специалисты из ГГЭ, региональных экспертиз и эксперты из дружественных стран. Обсуждались вопросы подготовки кадров, работы с цифровыми информационными моделями, управления сметной стоимостью, применения искусственного интеллекта в экспертизе и многие другие.

Евгений Горчаков

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!