В 2024 году принято беспрецедентное количество нормативных актов, влияющих на деятельность предпринимателя и инфраструктурные решения в сфере туризма

Подпишитесь на канал

В этом году Президент РФ подписал изменения в Налоговый кодекс, которые вводятся с 1 января 2025 года, и среди них, в том числе, возможность муниципалитетов устанавливать туристический налог. Это фактически преобразование курортного сбора, который взимался во многих регионах.

Туристический налог

Туристический налог в 2025 году станет местным и муниципалитеты будут самостоятельно определять как необходимость его введения, так и размеры ставок. Налог будет уплачиваться в бюджет по тому месту, где расположена гостиница, принимающая туристов. Более того, сделаны исключения - налог не будет взиматься с некоторых категорий граждан, в том числе, с участников СВО и других категорий, которые требуют социальной поддержки.

В принципе, само введение туристического налога – это практика, распространенная во многих странах и хорошо себя показавшая как эксперимент во многих российских регионах. Любой приезжающий гость, любая гостиница, гостевой дом создают нагрузку на инфраструктуру. Как только субъект предпринимательской деятельности начинает принимать туристов, то возникает дополнительный объем мусора, потребления воды, электроэнергии. Помимо прямого потребления ресурсов турист, естественно, путешествует, перемещается по территории и все равно так или иначе муниципалитет получает дополнительную инфраструктурную нагрузку. Поскольку мы все прекрасно понимаем, что муниципалитеты в бюджетах достаточно ограничены, особенно во многих отдаленных территориях, то для того, чтобы поддерживать населенный пункт, местность в хорошем состоянии нужны какие-то дополнительные средства.

Естественно, если гость приезжает, он все равно платит гостевому дому и здесь, в общем-то, налог - вполне разумная мера по введению дополнительного налога, который будет направляться на то, чтобы муниципалитет закрывал свои дополнительные нужды. Если, конечно, соблюден принцип соразмерной нагрузки на предпринимателя и нет перекоса в ту сторону, когда налогом облагаются только легитимные объекты, а теневой сектор остаётся вне поля зрения. 

Поэтому туристический налог хорошо себя показал, например, в курортных городах. Есть пример Железноводска, где облагораживают территории на деньги с курортного сбора. Действительно, стало видно, что деньги тратятся на благоустройство территории, на создание приятных глазу гостя и местного жителя улучшений, которые необходимы и на которые обычно не хватает средств. Поэтому, конечно, надо надеяться, что каждый муниципалитет по тому, вводить или нет налог, будет принимать взвешенные разумные решения, потому что есть и неразумные ситуации.

Так, например, мы видим введение туристического налога в Новосибирске, который является сейчас не сильно привлекательным для обычного туриста и где существует огромное количество инфраструктурных проблем и такая мера, конечно, только оттолкнет гостя и предпринимателя. Наоборот, на Байкале, который обременен сложнейшими проблемами экологии, проблемами нормативно-правового характера (там противоречивое законодательство и масса ограничений), введение туристического налога позволит муниципалитетам принимать какие-то организационные действия по поддержанию территории и другим вопросам.

Классификация средств размещения

Более того, если мы увяжем введение туристического налога с принятыми недавно изменениями в закон 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, создание Единого реестра объектов классификации в сфере туризма - мы поймем, что у нас сейчас муниципалитетам будет дано право и необходимость/обязанность проверять средства размещения, которые находятся на их территории.

Теперь все средства размещения будут классифицированы каждый по своему виду и внесены в соответствующие реестры. Классифицироваться должны все объекты, принимающие и размещающие туриста, кроме детских лагерей, религиозных организаций и объектов деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в фермерских хозяйствах. Каждое средство размещения будет иметь персональный ID - номер в реестре - деятельность осуществляется при обязательном указании ID. Подробно о реестре мы писали в telegram-канале консалтинговой юридической компании «Природный кодекс». 

Мы говорим о том, что вводится муниципальный контроль за туристическими объектами, которые должны быть легализованы и стали плательщиками налогов. Потому что на данный момент добросовестная классифицированная гостиница есть в реестре и является объектом налогообложения, а гостевые дома в массе своей находятся в теневом секторе. Создавая нагрузку, последние не являются объектами налогообложения, а это уже можно назвать токсичной атмосферой делового неравенства.

Комплексный подход к изменениям в туризме

По количеству нормативных актов, влияющих на туризм и инфраструктурные решения в сфере туризма, уходящий год можно назвать беспрецедентным. Все принятые меры надо рассматривать в комплексе. Нельзя взять что-то одно, вырвать из контекста общеправовой конструкции и сказать, что вот это плохо, а это хорошо. Работа с туризмом, формированием правового контура, легитимизацией уже существующих объектов, формированием мер поддержки предпринимателей и, естественно, предпринимательской ответственности, контроль за деятельностью – это целый комплекс мер, которые реализуются через нормативные правовые акты и проходят сквозным контуром через весь 2024 год. И, думаю, продолжатся в 2025 году.

Мы будем видеть эти изменения, связанные с ростом туризма, развитием инфраструктуры, необходимостью менять устоявшуюся старую систему, в том числе, это касается финансовой сферы отношений предпринимателя с государством.

a15b6cdf71a1367cb0890171137ccc7d.jpg

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!