Тотан Кузембаев. Авторские практики

Подпишитесь на канал

«Строительный Эксперт» продолжает серию публикаций по материалам выступлений ведущих российских архитекторов, прозвучавших в лекционной части курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ.

Тотан Кузембаев, руководитель ООО «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева»

f01e85c08ad550d4c503e795332e1e41.JPG

Путь в профессию или «что такое натюрморт?»

Я родился в СССР, в казахстанской степи, в юрте чабана. Это жилище идеально приспособлено для того образа жизни, который традиционно ведут кочевники – юрту собирают за полчаса, разбирают за 15 минут. Юрта прекрасно вентилируется благодаря отверстию, расположенному в ее куполе, зимой в ней тепло, летом – прохладно. Время, проведенное в юрте, в окружении степного ландшафта, под бескрайним небом наложило отпечаток на все мою дальнейшую жизнь и профессиональную деятельность. До сих пор люблю простор, чтобы была свобода для глаз.

После службы в армии вернулся домой. Затем пришла пора долгих исканий и связанных с ними жизненных перипетий. В итоге решил стать художником, поскольку всегда любил рисовать. Изначально хотел поступать в Институт им. В.И. Сурикова или в Строгановское училище. Но вот проблема: на предварительный просмотр перед вступительными экзаменами в эти вузы нужно было принести натюрморт, а что это такое – я в ту пору не знал. Начал спрашивать у других людей – все пожимали плечами. Даже председатель нашего колхоза, и тот не знал, что такое натюрморт!

Тогда пришло решение поступать в МАрхИ и учиться на архитектора, потому что там не требовалось никаких натюрмортов. Надо сказать, что тогда я еще не представлял себе, чем занимается архитектор – думал, это художник такой. В общем, в конце концов, поступил в МАрхИ и только там понял, что это за профессия. Так что в архитектуру попал случайно.

Наиболее яркий период в профессиональной деятельности

Лучшее, что может быть в жизни, – это молодость, полная сил, надежд, задора. Тогда работалось легко, с увлечением, по ночам, без выходных и праздников.

Самое сложное время – современность. Почему? Вот пришла проблема – ее удалось решить и думаешь, что черная полоса уже миновала. Но в след за решенной проблемой пришла другая, и то, что раньше представлялось черным, оказалось белым…

cf5b3697e106b897ce924f71bf9f0ebf.JPG

История создания мастерской

Изначально трудился в Зеленограде, в «Моспроекте 2», было интересно, мы создавали новый город. Потом пришла перестройка, работы не стало и архитекторы, чтобы как-то сводить концы с концами переквалифицировались в художников, стали писать картины и выставляться. В тот период меня познакомили с одним заказчиком, который хотел оборудовать свой дом каминами. Здесь пришлось выступить еще и в качестве скульптора. В итоге заказчик получил два камина, и был очень доволен моей работой. Потом от него поступил заказ на межэтажную лестницу, последовали и другие предложения, связанные с архитектурой. В итоге мои профессиональные интересы стали все больше смещаться в сторону архитектурной деятельности. Кончилось тем, что мы начали самостоятельно проектировать и строить дома.

Мастерская постепенно развивалась и к 2008 г. численность сотрудников достигла 30 человек. Тогда же пришло понимание, что контролировать деятельность такого количества людей – невозможно. Поэтому сейчас в составе мастерской работают 10–15 человек – для нас это оптимум.

Чем обусловлены профессиональные успехи?

Надо любить то, чем занимаешься. Если человек испытывает особое, теплое отношение к своему делу, то это непременно почувствуют другие люди. Мне очень нравится народное творчество. Пусть кому-то оно покажется несовершенным, примитивным, но все что вышло из рук народных мастеров, буквально пронизано любовью. Мы следуем этому примеру в нашей работе и, наверное, поэтому не занимаемся бизнесом.

Мы не практикуем никакой рекламной деятельности. В этом нет необходимости, поскольку завершив один объект, тут же принимаемся за другой – заказчики передают нас «из рук в руки».

77574bb78268553da21e700f813158af.JPG

Профиль деятельности мастерской

Стараемся оказывать заказчикам полный спектр услуг – проектируем и строим все: дома, бани, конюшни, гаражи, туалеты, заборы. Придумываем и изготавливаем любую мебель, межэтажные лестницы, камины, светильники – нам все интересно.

Миссия мастерской

Главная задача архитектора – помогать людям. Заказчик, намереваясь что-то построить, имеет по этому поводу свои соображения и представления. Но заказчик не может объяснить строителям, что именно ему нужно. Поэтому он приходит к архитектору как к переводчику, который поймет заказчика, перенесет его мысли на бумагу в форме, понятной строителям, и потом будет управлять строительным процессом.

Работая с заказчиком нужно обязательно пользоваться его мыслями и рассуждениями, учитывать его пожелания и даже слабости, не превращаясь в тоже время в послушный, безвольный инструмент в его руках.

Архитектурное проектирование уместнее всего сравнить с врачебной практикой. Занимаясь проектированием и строительством домов, мы подобно доктору, всегда руководствуемся принципом «не навреди».

a375ad0c2ca6fbdfce7cb5d1c66ae0ee.JPG

Авторская архитектура

Когда архитектор работает, не считаясь со временем, не думая о том, сколько денег он получит за проект, когда работа его полностью захватывает, целиком поглощает – тогда и появляется авторская архитектура, авторский стиль. Для меня архитектура – не род занятий, это образ жизни.

Авторская архитектура не подлежит тиражированию. В самом деле, как можно серийно воспроизводить постройки К. Мельникова? – дорого, невыгодно и никому не нужно.

Нельзя сказать, что за авторской архитектурой – будущее. Дальнейшее развитие архитектурной профессии я связываю с цифровым проектированием, менеджментом, с проектным бизнесом. Но даже в этой ситуации у авторской архитектуры останется своя небольшая ниша, потому что она всегда была и будет востребована в обществе.

5b17712f61a4b4dff4a7ba84eab05170.JPG

Если говорить о перспективных строительных материалах, считаю что будущее за древесиной. Добывая сырье для производства железобетона, мы убиваем природу и себя вместе с ней. Выкапывая из земли известняк для получения цемента, мы ничего не даем природе взамен.

Древесина, в отличие от железобетона, – это возобновляемый строительный материал, и к тому же самый доступный, он всегда под рукой. В последнее время можно говорить о высоких прочностных характеристиках древесины. В США разработали технологию, благодаря которой древесина приобретает прочность стали.

Что касается пожарной безопасности, то на сегодняшний день разработаны и широко применяются антипиреновые пропитки, которые делают конструкции из древесины негорючими. Кроме того, существуют системы пожаротушения, которые при появлении очага дымообразования наполняют помещение водяным туманом. В такой ситуации не успевают загореться даже шторы на окнах.

И еще. Не надо нам строить небоскребы. В России огромные не освоенные территории, которые нужно заполнять малоэтажной застройкой.   

5e8cad21d98a879aca9e736148f70423.JPG

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!