«Побывать в Москве-столице слава, но умеем мы отмщать,
Знает крепко то Варшава и Париж то будет знать».
Солдатская строевая песня
31 марта 2024 г. исполняется 210 лет со дня эпохального события – взятия столицы наполеоновской Франции города Парижа – войсками европейской антинаполеоновской коалиции – в первую очередь русскими войсками под водительством императора Всероссийского Александра Первого Благословленного.
Предводители союзных войск под охраной лейб-гвардии казачьего полка въезжают в Париж 31 марта 1814 года. Художник Сергей Трошев.
Для казачества России день взятия Парижа стал апофеозом его боевой славы и в тоже время событием как бы заурядным: «…поили дескать своих коней неоднократно и в Висле, и в Шпрее – пришло время напоить водичкой из Сены!»
К тому же надо же и на французов посмотреть и себя показать, а то ведь «Из Вашего Парижа до нашего Тихого Дона не дотянутся, а казакам до Парижа верхи добежать плевое дело – привычно»!
Для Европы 19-го века покорение Парижа в 1814 году, которое привело к падению Наполеона, по значимости было грандиозным политическим и военным событием. Прошли годы – и победа 1814 года неожиданно стала исчезать из исторических хроник пока не исчезла окончательно.
Пропал и тот романтический ореол столицы Франции – славного города Парижа, связанный с образами прекрасной дамы и удалого казака.
Цель данной авторской работы оживить историческую память наших соотечественников отнюдь не для покаяния за национальную обиду, нанесенную Франции, а для того, чтобы помнить постулат святого благоверного князя Александра Невского: «Кто к нам с мечем придет, от меча и погибнет»!
О казачестве и о казаках
Казачьи войска – явление для Европы невиданное – кроме России подобной конницы не было ни в одном европейском государстве. Казаки с момента своего появления являлись народной самообороной, нацеленной на защиту мирного населения от постоянных набегов соседей, особенно южных и восточных.
Не удержать казачьей лавы! Художник О.К. Пархаев.
На протяжении своей многовековой истории казаки верой и правдой служили России, являясь защитниками ее границ на самых дальних рубежах.
Боевые качества казаков очень быстро оценило правительство России, и потому постаралось поставить казаков на службу государству. Так казаки стали особым военным сословием; они представляли собой иррегулярные войска – войска, не имеющие постоянной организации, и отличающиеся от регулярных войск комплектованием, прохождением службы, обучением и обмундированием.
Казачий стан с добычей. Художник О.К. Пархаев.
Правительство России до поры до время смирилось с особенностями казачьей экономики, где главенствовал специфический источник, составлявший хозяйственный базис жизнедеятельности особого военного сословия – военными мероприятиями.
Ни для кого не секрет, что во все исторические эпохи и до настоящего времени, одной из основных задач военных действий, помимо физического поражения противника, является цель обогащения за счет присвоения принадлежащего ему имущества («добычь»), или попросту грабеж.
Право солдат на военную добычу – основной закон войны XIX века В понятие добычи входило частное имущество неприятеля, кроме предметов, имеющих значение трофеев: оружие, знаки начальственной власти и др.
Наш непобедимый полководец, генералиссимус Суворов А.В. в своей «Науке побеждать» декларировал следующее: «Святая добычь! Возьми лагерь! – все ваше. Возьми крепость! – все ваше. В Измаиле, кроме иного, делили золото и серебро пригоршнями. Так и во многих местах. Без приказа отнюдь не ходи на добычь».
Суворов действовал в духе своей эпохи. Однако Суворов преследовал грабежи и всякие обиды мирного населения, даже в неприятельской стране: «Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник»; «Не меньше оружия поражать противника человеколюбием»; «Война не на них (на жителей), а на вооруженного неприятеля».
С мародерами в боевой обстановке разбирались без суда и следствия – расправа была на месте.
Не составляли исключения в этом и наши казаки, а в некотором смысле, в силу ограниченности возможностей к занятию иными видами хозяйственной деятельности, даже зачастую выдавались вперед: «Жили набегами. Жили войною, жили добычей».
Любые военные трофеи, захваченные полком — принадлежат всему полку. Добыча, захваченная у неприятеля, подразделениями полка, считаются собственностью этих подразделений. Отличившиеся в сражении с неприятелем офицеры, урядники и казаки получают двойную долю добычи, а те, кто не участвовал в бою (кроме откомандированных) — не принимают участие в дележе.
«Обличившиеся в трусости» не допускаются к разделу добычи. «Сей постыдный и неожиданный случай» утверждается полковым командиром, штаб- и обер-офицерами, участвовавшими в бою.
Нижние чины после этого подвергаются телесному наказанию, и у них отбираются в пользу полка «все то, что он позади сражавшихся товарищей успел взять с пораженного уже ими неприятеля».
Казаки дуванят отбитую у французов добычу
«Частно (самостоятельно) получаемая» военная добыча (вещи или деньги) считается «неприкосновенной собственностью» того или тех, кто отбил её у неприятеля.
Аз воздам!
С момента вступления на территорию Франции (1-го января 1814 г.) Александр Первый отдал приказ своему войску: «Обходиться с жителями как можно дружелюбнее и побеждать их более великодушием, нежели мщением, отнюдь не подражая примеру французов в России».
В отличии от него Наполеон утверждал: «Для победы необходимо, чтобы простой солдат не только ненавидел своих противников, но и презирал их».
Грабежи французов в Москве. Художник И. Львов
В пылающей Москве 1812 года оставалось всего 6200 мирных жителей – 2,3% от довоенного населения города. Из них 400 горожан были расстреляны французским военно-полевым судом по подозрению в поджогах – французам при этом особых доказательств и улик не требовалось.
В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле). Художник В.В. Верещагин, 1897−1898 гг.
По сути, Наполеон провел акцию децимации (устрашения для наведения порядка управления) мирного населения, чего не делали даже древнеримские полководцы, проводившие в крайних случаях децимацию в своих побежавших легионах.
Именно так европейские вандалы относились к нам всегда, что не преминули показать в захваченной Москве в 1812-м году.
Разрушались монастыри, взрывались памятники архитектуры. Церкви Заиконоспасского, Покровского, Новоспасского, Симонова, Крестовоздвиженского, Донского, Рождественского и других монастырей были превращены в конюшни, в алтарях других церквей устраивались отхожие места.
Лютой смертью убивали священников, не выдававших церковных святынь, насиловали монахинь, древние иконами растапливали печи, в некоторых церквях были устроены плавильные горны для переплавки золотой и серебряной утвари.
При этом французские солдаты и их союзники были твердо убеждены, что пришли в «варварскую дикую страну» и что несут в нее самую лучшую в мире культуру - европейскую. А также, что их император Наполеон Бонапарт величайший полководец, сопротивляться которому — дико, нелепо и как-то нецивилизованно.
Необходимо проявить христианское милосердие
Александр I после этих бесчинств имел полное право устроить парижанам кровавую баню. Но, как и в последующем Берлине 1945 года, русские не мстили, но умножили военную победу над французами истинным благородством и христианским милосердием.
Но даже его брат и наследник российского престола цесаревич Константин Павлович, возглавлявший сообщество генералов и офицеров «суворовской школы» твердил о святости военной добычи и требовал потрясти парижан.
Союзники по антинаполеоновской коалиции – Австрия, Великобритания, Пруссия и Вюртемберг в ультимативной форме требовали отдать город на трехдневное разграбление и дать возможность «задрать юбчонки» парижанкам, или же компенсировать эти вполне логические запросы путём выплаты из российской казны союзным войскам тройное годовое вознаграждение.
Весь Заграничный поход рядом с императором честно служил и плодотворно трудился генерал-интендант Его́р Фра́нцевич (Георг Людвиг) Канкри́н (16 (27) ноября 1774 — 10 (21) сентября 1845).
На нём лежали все обязанности по ликвидации военных расчётов между Россией и другими государствами. Из 425 миллионов рублей, планировавшихся на ведение войны, в 1812—1814 годах было израсходовано менее 400 миллионов. Это было редчайшее событие для страны, обычно заканчивавшей военные кампании с большим финансовым дефицитом.
Ещё успешнее организовал Канкрин продовольственное обеспечение русских войск во время заграничного похода 1813—1814 годов. Союзники требовали от России за полученные русской армией продукты огромную сумму в 360 миллионов рублей. Благодаря искусным переговорам Канкрину удалось сократить эту цифру до 60 миллионов.
Канкрин буквально «из воздуха» нашел 52 миллиона рублей, которые немедленно выдали войскам антинаполеоновской коалиции, таким образом устранив все побудительные мотивы к мародёрству.
Всемирно знаменитый атаман Платов, прекрасно знавший залихватский нрав и удалые повадки своих казаков, издал приказ: «Обывателям города Парижу никакой обиды не чинить; наипаче не обижать ихних мадамов и мамзелей; кроме, если по взаимному согласию. Помните, что мы присяжные казаки русского императора, войско благородное и цивилизованное».
Париж у ног антинаполеоновской коалиции
19 марта 1814 года была подписана капитуляция Парижа, сдавшегося на милость победителей после многодневных ожесточенных боев и безвозвратных боевых потерь антинаполеоновской коалиции числом более 8 000 человек, в том числе русских воинов в количестве 6 000 (шести тысячи) человек.
Российский император Александр I объявил, что берет город под свое покровительство и запрещает разрушать его постройки и грабить горожан
В Париже было назначено четыре коменданта: русский, австрийский, прусский и французский. С русской стороны им стал генерал-майор В.Н. Шеншин. Генерал-губернатором Парижа был назначен русский генерал барон Ф.В.Остен-Сакен.
Поздравив своего союзника прусского короля Фридриха-Вильгельма с победой, российский император сказал: «Бог рассудил нас с Наполеоном, теперь пусть потомство судит каждого из нас!».
Повернувшись к Барклаю де Толли, Александр I поздравил его с княжеским титулом, получением чина генерал фельдмаршала наложил на него знаки ордена Святого Георгия I степени и повелел: «Объявите моей гвардии и гренадерам, что завтра мы вступаем парадом в Париж. Не забудьте подтвердить войскам, что разница между нами и французами, входившими в Москву, та, что мы вносим мир, а не войну».
В десять часов дня 19 марта 1814 года части союзной армии, главным образом русская и прусская гвардия, во главе с императором Александром I, одетом в темно-зеленый кавалергардский сюртук и восседавшем на своем белом коне Марсе, триумфально вступили в столицу Франции. Рядом с императором Александром гарцевали на конях лейб-казаки графа Орлова-Денисова – личная охрана русского государя.
Встреча нашим войскам в Париже была не такова, как встреча Наполеону в Москве. Народ кишмя кишел по улицам, где ожидали государей: он стоял шпалерами, с обеих сторон их пути, с обнаженными, наклоненными головами, он бежал за государями, называл Александра избавителем.
Все окна домов были отворены, тысячи рук махали оттуда белыми платками, балконы и даже крыши домов наполнены были восторженными зрителями; все надели белые банты, везде слышались восклицания: «Мир! Мир! Да здравствует император Александр!»
Казаки – с виду все ужасные, но добрые внутри
В составе русской армии вступали в Париж и казаки атамана Платова. Когда-то в одном из своих бюллетеней лета 1812 года Наполеон говорил, что приведет в Париж для показа пленных русских казаков и вот теперь они сами пришли в Париж!
Казаки в компании. Художник Георг Опиц
Спустя 210 лет после Отечественной войны против войск Наполеона интересно почитать воспоминания французов, какие были наши предки в их глазах. Конечно, страх перед русских войсками, годы войн и диктатуры, породили множество домыслов, искаженных фактов, но, как не крути, а это история.
Рассуждая об образе «казака», отложившимся в памяти французов, необходимо учитывать, кого именно понимали мемуаристы под «казаками».
Во-первых, французы, в общем-то, понимали, что «казаки» – в этническом отношении понятие собирательное и естественно «принимали их по одежке» весьма удобной в бою и внешности далекой от французской бытовой сущности.
Во-вторых, французы, достоверно знали, что «казаки» далеко не всегда имели отношении даже к России. Французы писали и о «немецких казаках», и о «голландских казаках», и о «бельгийских казаках».
Многочисленные банды таких ненастоящих казаков грабили население западной Европы от Рейна до Атлантического океана.
В-третьих, казаки представлялись и символом всего «русского», и чем-то совершенно отличным от «настоящего русского».
Во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского — и вы обнаружите казака, поскребите казака — и вы обнаружите медведя». Афоризм этот приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками – людьми по факту добрыми и духовно организованными.
Пасхальный православный молебен на парижской площади
10 апреля 1814 года, через несколько дней после взятия союзными войсками Парижа, настал праздник Светлого Христова Воскресения. В том году совпали дни празднования католической, православной и протестантской Пасхи.
Русский император увидел в этом особенный знак, повелев служить торжественный молебен прямо на городской площади.
Вокруг установленного импровизированного церковного алтаря разместились семь русских православных священника в богатых праздничных облачениях. Вознести благодарности в виде молитвы за такую важную победу собралась вся армия.
Император Александр I взошел на помост, сопровождаемый православными священнослужителями и прусским королем. Обнажившие головы пехотинцы стояли на коленях, кавалеристы спустили сабли, и под славянское пение началось торжественное богослужение.
Полковой священник. Художник Георг Опиц
Как позже писал в своих воспоминания русский император, он наслаждался видом того, как завороженные красотой происходящего французы подходили и прикладывались к русскому православному кресту. И все это на фоне того, как незадолго до парижских событий армия Наполеона повсеместно крушила православные храмы, устраивая в кремлевских соборах конюшни и убивая мирных прямо под иконостасами.
В противоположность французским солдатам наполеоновской армии, осквернявших российские святыни на захваченных землях, русские вели себя учтиво.
Русский император строго-настрого приказал военным не обижать мирных французов. Всем было выдано денежное довольствие в размере трех годовых окладов. Такая политика надолго сохранила безупречную репутацию армии русских, дав возможность солдатам беззаботно расслабиться после долгих сражений.
После трехмесячного пребывания русских войск в Париже город совсем не пострадал от иностранного присутствия, и это неоднократно подтверждалось французскими историками и писателями.
Французов удивило поведение русских. Они были готовы к мщению за Москву и пролитую кровь, ожидая разорения города. Но вопреки всему, парижане настороженно наблюдали за русским великодушием. Жизнь города продолжалась в привычном мирном ритме – работали торговые лавки, проходили театральные представления; а парижане заполнили улицы, с интересом разглядывая бородатых иностранцев и пытаясь заговаривать с ними.
Казаки купались в Сене вместе со своими лошадьми, как на родном Дону. Фото: pbs.twimg.com
Особенно свободно чувствовали себя казаки. Раскинув лагерь на Елисейских полях, они готовили себе еду прямо на кострах и рыбачили в прудах Фонтенбло. Как на родном Дону, казаки купали коней в Сене, и запечатлеть такое невиданное действо стекались парижские художники.
Взаимно перенятые традиции
Утренний кофе русские переняли у французов, проникнувшись кофейными парижскими традициями. После победы 1814-го употребление напитка считалось в России правилом хорошего тона.
Казаков приглашают в кофейню. Художник Георг Опиц.
По легенде, оттуда же родом и плохая примета о пустых бутылках, оставленных на столе. Распространение этого суеверия приписывают казакам, побывавшим во Франции в период военных событий 1812-1814 годов. Дело в том, что парижские официанты выставляли счет, пересчитывая пустую тару на столах. И порой казаки позволяли себе сэкономить, пряча часть бутылок.
Полюбили русские и само певучее слово «Париж». В итоге после 1814-го в России начали появляться свои «Парижи». Есть село с таким названием в Челябинской области, где в 2005 году открыли сотовую вышку в виде, явно напоминающем Эйфелеву башню.
С тех времен сохранилась еще одна легенда. Заходя в парижские общепиты, солдаты часто торопили обслуживающий персонал, говоря им «быстро»! Это и послужило появлению сети парижских закусочных «Бистро».
Черного кобеля не отмоешь до бела
Не столь сложный анализ исторического опыта показывает и убеждает русское общество в том, что заметно превосходящее нравственное благородство русского воина больше унижает, нежели восхищает неприятеля.
Не отсюда ли истоки той вечной западной русофобии, так активно поощряемой коллективным западом и щедро финансируемой США, вне зависимости от её титульной нации – будь то Речь Посполитая, Французская империя, Третий Рейх или незалежная Украина, а также имена фюреров на её знаменах – будь то король Сигизмунд III, Наполеон I Бонапарт, Адольф Гитлер и прочие злодеи на том или ином отрезке истории во все времена и эпохи?
15 марта сего года в столице ФРГ собрались лидеры тех государств, которые были в свое время идейными вдохновителями нашествий на русское царство, Российскую империю и Советский Союз – читай Державу Российскую.
Забияка президент Франции Эммануэль Макрон встретился с трусоватым канцлером ФРГ Олафом Шольцем и «уклонистом» премьер-министром Польши Дональдом Туском в формате «Веймарского треугольника».
Двое последних представляют государства, столицы которых русские войска в ответ на «дерзкое непочтение» российского суверенитета, геноцид русского населения и грабеж национального достояния России неоднократно ставили в «интересую позу», то бишь «брали на штык» и пускали «на поток».
Причем Российская сторона ежегодно напоминает и ФРГ, и Польше об этом грандиозными празднованиями Дня Победы (9 мая) и Дня народного единства (4 ноября). Поротая пятая точка производит целебное воздействие на государственные умы и немецких милитаристов и польских реваншистов.
По милости императора Александра Благословленного в марте 1814 года за сожженную Москву столицу Франции – Париж не подвергли даже контрибуции.
Французам лишь только погрозили царственным пальчиком, объявив манифестом императора Александра I от 30 августа того же 1814 высочайшее повеление: «Полагать памятным днем русской военной истории 19(31) марта 1814 года», именовать его отныне «днём взятия Парижа» в ознаменовании этого была учреждена нагрудная серебреная медаль в честь взятия Парижа русскими войсками.
Ежегодное празднование «Дня взятия Парижа» прекратилось с началом первой мировой войны, дабы не подвергать унижением союзника по Антанте – Францию. В советское время всё, что было связано с именем и деяниями императора Александра I, подвергалось идеологической обструкции. В постсоветское время считалось крайне неудобным напоминать Франции и её руководству о данном факте национального позора французов.
И каков же итог сей исторической новеллы? Да клозетный.
С момента начало СВО руководство Франции словом и делом поддерживает наших «небратьев» и заключает с ними соглашения о взаимном военном сотрудничестве, открыто призывает страны западной цивилизации к созданию внеНАТОвской вооруженной коалиции и рассматривает Российскую Федерацию только в качестве извечного и коварного врага.
Образ казака французские русофобы используют как фактор психологического устрашения западного обывателя.
Заключение
Современному русскому обществу давно пора привыкнуть к тому, что воин – казак XXI века – это не столько умение вести бой верхом на коне и шашкой наголо, сколько врожденная способность побеждать в любой войне, хоть гибридной, хоть информационной и тем более в реальной.
А депутатам Федерального Собрания РФ, министерству Обороны, Совету по делам казачества и Всероссийскому казачьему обществу, полезно еще раз напомнить утратившим историческую память французским политикам постулат российской дипломатии отечественной войны 1812 года: «Из Парижа до нашей столицы не дотянуться, а вот из нашей столицы до Парижа достать всегда можно», а также:
- Принять все меры для удовлетворения казачьей инициативы возобновления празднование памятного события русской военной истории и боевой славы казачества « Дня взятия Парижа- 31 марта 1814 года» на законодательном уровне.
- Обеспечить возможность выпуска дубликата наградной серебряная медаль «ЗА - ВЗЯТИЕ ПАРИЖА – 19 МАРТА 1814 г.»
- Инициировать проведение 31 марта 2024 года проведения массовой Всероссийской акции посвященной 210 годовщине «Дня взятия Парижа».
- Возобновить гастроли вокально-хореографического ансамбля «Казак в Париже».
- Продолжить деятельность передвижных выставок работ австрийского художника Георга Эммануэля Опица «Русские казаки в Париже».
«Жизнь коротка – спешите делать добро» – призывает нас великий соотечественник генералиссимус Суворов. Последуем же этому призыву! Исторические события весны 2014 года развивались столь бурно, что Россия не отметила должным образом свою выдающуюся военно-политическую победу 200-летней давности.
Поэтому автор искренне желает, чтобы его научно-популярная работа хоть малой толикой послужила делу возрождение народной памяти о выдающемся военном событии – взятии русскими войсками Парижа 19 (31) марта 1814 года.
Борис Скупов
Комментарии (0)