Страшное влияние углекислоты на способности чиновников

Подпишитесь на канал

О засилье умственно неспособных чиновников в административном управлении гидротехническими сооружениями. В продолжении «Экспертных набросков о Южно-Уральском потопе 2024 года».

fed5630cc148a4eac516d60fcd1ab6c1.jpg

«Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все,
другие понимают то, чего не должен понимать никто».
В.О. Ключевский. Выдающийся отечественный историк

Полагаю, что тема, вынесенная название данной работы отнюдь не нова для профессионального строительного сообщества. Из века в век, из года в год она была актуальной для российской действительности: «В выдаваемых же таким чиновникам аттестатах не означать причин увольнения их».

Ровно 175 лет тому назад, 1 февраля ( 13 марта) 1849 года, был Указом Всероссийского императора Николая Первого был установлен порядок увольнения чиновников «по неспособности к занимаемому месту», призванный не дать им с прежней легкостью переводиться на другие должности, причем избыток гражданских чинов «с тупостью понятий» появился в России отнюдь не случайно.

Что бы ни говорили о беспредельности власти российских самодержцев, но справиться сколько-нибудь сносно с главной из отечественных проблем им не удавалось на протяжении веков.

К примеру, в отредактированном собственноручно Петром I Духовном регламенте 1721 года есть фрагмент, в полной мере отражающий все отчаяние царя-реформатора, прилагавшего огромные усилия для уменьшения на Руси числа дураков.

В правилах, описывающих принципы приема в Академию Духовной коллегии, указывалось: «Новопришедшего ученика отведать на память и остроумие; и если окажется весьма туп, не принимать в Академию: ибо лета потеряет, а ничему не научится».

Говорилось там и о наихудшем возможном варианте — когда ученик ограниченного ума все же будет принят и «возымеет о себе мнение, что он мудрый», а в результате получался крайне вредный бездельник.

Образованный бездельник – самая токсичная опасность для профессионального сообщества

Прагматичные и много повидавшие люди безошибочно определяют бездельника по двум приметам.

07ad7bd69b1bce428b321eae507dd0af.jpg«Посадка на корточках – лучшая поза для безделья». Родилась она в местах не столь отдаленных

1. Умение долго и правильно сидеть на кортах – один из важнейших показателей принадлежности человека к огромному клану сидельцев. Именно по этой специфичной привычке «сидельцы» могут узнать друг друга даже на воле.

В отечественных тюрьмах и зонах такая поза действительно широко и давно популярна. Считается, что она позволяет сидеть, отдыхая, но не переохлаждаться, устраиваясь ягодицами на холодную поверхность.

Кроме того, сидение на корточках не противоречит регламентам колоний. Ведь заключенному можно сидеть и лежать в строго отведенные часы, а формально сидение на корточках не попадает под запрет, поскольку не классифицируется как запрещенное поведение, но в среде является публичной демонстрацией «отрицалова труда на дядю».

26878ca2a95914ce074a2d18ceb921ce.jpg
От одесских биндюжников пошел обычай не беспокоить работников, заправивших одну штанину в носок.

2. Демонстративная суетливость, постоянная трудовая озабоченность и творческий бардак на рабочем месте выдают бездельника с головой.

Праздные люди всегда опасны. Они сознательно выбрали такой путь – питаться трудом других, как паразиты. И наиболее опасные бездельник едят время и силы других людей.

Они пишут/звонят начальству и подчиненным ночью или ранним утром. Им хочется получить ответы, консультацию, поболтать о себе любимых. Они втягивают вас в бессмысленные яростные споры, отнимая силы и время. Им же не надо работать, хотя они уверяют, что прямо захлёбываются от обилия дел.

Они критикуют и высказывают непрошеное мнение, привязываясь к каждой запятой. Не понимая смысла, заставляют его вновь и вновь растолковывать. Они стоят над душой, когда вы трудитесь, сбивают вас с толку замечаниями, болтовней, пространными рассказами о себе.

Они масштабно интригуют в коллективе, сплетничают, настраивают одних против других, они же не работают, бездельники-то. Они просто перекладывая работу на других.

Поголовное высшее и среднее профессиональное образование – не панацея от грехов уныния и нерадения, забвения и неразумения

Профессор Д. Бланчфлауэр, экономист из Великобритании, вместе с коллегами собрал и обработал анкеты 500 000 человек разного возраста из 132 стран мира. Задавался один вопрос: «Насколько Вы удовлетворены жизнью в настоящий момент?»

Эксперимент охватывал период 2018-2020 гг. Оказалось, что наиболее счастливыми люди ощущают себя на пороге двадцатилетия. Это студенческий возраст, возраст поисков и надежд на жизненную удачу.

«К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения» – утверждает Конфуций, а ему вторят его последователи, в том числе и автор настоящей работы.

Воспитание компетентного инженера строителя и гидротехника в своей основе имеет навыки поведения, привитые семьей, школой и окружающей средой, которые наиболее полно проявляются в общественной жизни, а также тесно связано с образованием и обучением.

  • Образование – совокупность знаний, полученных специальным обучением, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры
  • Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание. «Незнание никогда не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими» – утверждал Руссо.
  • Опыт – есть знание, приобретенное в процессе практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления, и символизирует единство знаний и умений.
  • Умение – способность делать что-нибудь, приобретенная знанием и опытом.
  • Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной или учебной деятельности.
  • Компетенция – знания и опыт в той или иной области.

В России всеобщее среднее образование. Многие педагоги вполне разделяют мнение директора школы имени М.В. Ломоносова в г. Нижнем Новгороде: «Все, чему должны научиться учащиеся выпускных классов – читать, писать, извлекать информацию, анализировать и использовать ее – они умеют. Значит все мы большие молодцы!» Неясно, однако – как это умозаключение педагог-руководитель вывел – по науке или по профессиональным понятиям?

Высшее образование в СССР смогли получить около 15% выпускников школ. В 2020 г. в России на двух выпускников школ пришлось одно бюджетное место в вузах. Плюс места с оплатой обучения. Высшее образование в тренде и становится чуть ли не поголовным. Выбор большой: не возьмут в университет – пойду в строительный, или в ветеринарный, или еще куда-нибудь.

Вопрос о том, кто будет проектировать и строить крупные объекты энергетики – должен разрешаться с помощью новых кадров

Под натиском рыночной экономики к началу XXI века Россия лишилась большинства технической элиты общества. Инженерное образование, давшее шанс в XX веке получить технологии, которыми мы сегодня пользуемся, практически было порушено. Рабочие профессии оказались внизу рейтинговых шкал.

В Москве рассудили за благо оснастить Россию европейским образованием. Всякий, кому приходится иметь дело с образовательной структурой, знает, что истина не так уж и важна, а важно, что представлено в отчетах. Модель «чтобы у нас все было как на западе» дает сбои.

В высшем строительном образовании действуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на бакалавриат [129] и специалитет [130].

Российское высшее образование оптимизирует специальное министерство (Рособрнауки). Этот мозговой центр, маршируя за прогрессом, самостоятельно производит только запасы макулатуры под видом глубокой аналитики.

Частный пример – упомянутый ФГОС. Он требует, чтобы в результате освоения программы специалитета (5 лет обучения) у выпускника были бы сформированы различные компетенции, в их числе:

  1. Способность осуществлять и организовывать разработку проектов зданий и сооружений с учетом экономических, экологических и социальных требований и требований безопасности, …осуществлять техническую экспертизу проектов;
  2. Способность организовывать работу и управлять коллективом производственных подразделений по строительству, эксплуатации, ремонту, реконструкции, демонтажу зданий и сооружений, осуществлять организацию и управление производственной деятельностью строительной организации.

Эти требования не более чем благие пожелания. Даже если свежеиспеченные специалист вдруг чего-то и освоит, то с выходом на работу реализуется принцип: «съесть то он съест, да кто ж ему даст».

Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» №125 – ФЗ от 1996 г. с 2000 г. до его отмены в 2012 г. претерпел 60 редакций и изменений. Второе десятилетие XXI в. характеризуется очередным импульсом перманентной реформации.

Быль о переделанных техниках-строителях и неразумных инженерах-гидротехниках

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 2012 г. по количеству выпускников профессионального образования утвердил доминирование бакалавриата.

Бакалавры в строительной индустрии не слишком востребованы, если не сказать большего. У бакалавров, в меру своих способностей, овладевающих предписанными компетенциями в области гидротехнического строительства, присутствуют наличие опасения после окончания учебы заниматься работой мерчандайзеров, супервайзеров, брендеров.

Либеральное образование базируется на идее, что студенты способны самостоятельно мыслить. Идея хорошая, но в нашем случае фантастическая.

Специальность «Гидротехническое строительство» нельзя получить дистанционно, что массово реализуется, например, у экономистов и юристов, которые, как известно, материальные ценности не производят. Нужны полновесные практики на строящихся и эксплуатируемых гидротехнических объектах, в специализированных проектных и исследовательских организациях.

Полноценные курсовые проекты плотин, зданий ГЭС, шлюзов, даже при наличии подробных учебно-методических пособий, не выходят у студентов без надзора преподавателя.

То бишь пресловутая «индивидуальность мышления» вообще оказалась мифом. Прагматичным людям свойственно исключительно групповое мышление.

Ни один человек не может овладеть знаниями, достаточными, чтобы в одиночку запроектировать и построить даже одноэтажный дом, не говоря про гидроэлектростанцию.

Даже у ученых нет иммунитета против группового мышления, потому что мы не можем исследовать все сами.

Так как глупых учить, дабы совсем не испортить?

Учить в вузах общестроительной специальности, а в особенности гидротехнике – желательно бы только тех, кто хочет и способен учиться.

Еще А.С. Макаренко писал: «Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

71aed0050f5bead77dd46d2fa55f924e.jpgГлупый (дурак) – человек с ограниченными умственными способностями, бестолковый.

В народе известно: если на вьючную лошадь нагрузить больше, чем она может поднять, то бей или корми отборным овсом – она и шага не сделает. Об этом специалистами и литераторами много написано.

В 1722 г. Петр I подписал указ «О свидетельствовании дураков в Сенате», согласно которому дворянские недоросли, «косившие» от учебы и государевой службы, должны были пройти освидетельствование в Сенате, а кого Сенат признавал дураком, тем воспрещалось жениться.

Знаменитый австрийский геотехник Хайнц Брандаль в своей работе «Роль инженера-строителя и геотехника в современном обществе» не устает повторять, что глупость – это болезнь и 10 % самых глупых людей (идиотов) надо лечить.

Студенту, собирающемуся посвятить себя практической деятельности в области капитального строительства и гидротехники, не к чему знать, что протон в 1837 раз тяжелее электрона, однако путать трал с трейлером и писать «труба круглого диаметра» преступно глупо.

Даже климатологи из университетов Колорадо и Пенсильвании нашли, что наблюдающееся повышение содержания углекислого газа в атмосфере Земли, как бы грозящее глобальным потеплением – влияет и впрямую на людей, ибо школьники и студенты начали хуже учиться (!) и еле-еле усваивают материал.

Прогнозируется, что накопленная к 2100 г. углекислота приведет к тому, что интеллектуальный уровень человечества снизится на половину, а в итоге не более чем 75 лет – наша Земля станет планетой умственно посредственных людей.

Одним словом от этой углекислоты – одна беда!

Как бы то ни было, во взрослой жизни, глупец с высшим образованием, конечно, устроится, разбавив собой жидкий конгломерат интеллигенции. Возможно, со временем устроится неплохо. Да и научный журнал Nature в 2019 г. публиковал данные, полученные в Гарварде и доказывающие, что мало думающие люди живут намного дольше мудрецов.

Роль инженеров-строителей и гидротехников в современном обществе

Многие люди, живущие в современном индустриальном обществе, даже не задумываются о том, насколько велика заслуга инженеров-строителей в том, что мы можем спокойно жить на столь ограниченной территории суши.

Для большинства людей строительство – это процесс возведения зданий и сооружений. На самом деле строительство – одна из крупнейших отраслей мировой промышленности (например, в Индии она занимает второе место после сельского хозяйства). И, конечно, в этом рейтинге строительство значительно опережает киноиндустрию, историями о которой пестрят страницы газет по всему миру.

Важно помнить, что благодаря дамбам, а не золоту Калифорния стала одной из богатейших частей мира: дамбы превратили засушливую Центральную долину в мировой сельскохозяйственный супермаркет.

Дамбы «утолили жажду» прибрежных городов – от Сан-Франциско до Сан-Диего, ежегодно давая миллиарды литров питьевой воды. Благодаря возведению дамб удалось прекратить регулярные разрушительные наводнения в Сакраменто.

Инженеры-строители создали систему водопровода и канализации, построили жилые дома, офисные здания, заводы и сельскохозяйственные сооружения, проложили дороги, построили магазины, рынки, супермаркеты. Они построили разнообразные школы для обучения детей, колледжи и университеты, чтобы все большее количество людей могло получать высшее образование.

Инженеры-гидротехники соорудили ирригационные системы, построили гидроэлектростанции для генерации энергии, а также системы очистки воды и переработки канализационных стоков, чтобы человечество не задохнулось от бытовых и промышленных отходов, не нанесло непоправимый ущерб окружающей среде.

Чтобы уменьшить ущерб от стихийных бедствий гидротехники проводят мероприятия по стабилизации оползней, строят сооружения по защите от наводнений, лавин, грязевых потоков, проектируют сейсмически устойчивые конструкции и т. д.

Однако лишь немногие люди осознают, что именно благодаря строителям и геотехникам за последние 100–125 лет в промышленно развитых странах значительно увеличилась продолжительность жизни.

В прошлые столетия из-за несовершенной системы водопровода и канализации постоянно возникали эпидемии холеры, тифа, дизентерии, уносившие жизни миллионов европейцев. Подчеркнем, что большая заслуга в защите людей от этих напастей принадлежит не медикам, а гражданским инженерам и гидротехникам, которые разработали систему для очистки воды и переработки жидких и твердых отходов.

Строители и геотехники просто работают, их труд не вызывает особого интереса у средств массовой информации. Им уделяют внимание только в случае аварии или разрушения здания, в соответствии с одним из основных законов СМИ: «только плохие новости – это хорошие новости».

Основной причиной такого несправедливого отношения к нашей специальности является то, что все ее достижения воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.

Что у нас в сухом остатке?

Традиционно жизнь человеческая делилась на две основные части: период учебы и следовавший за ним период наёмного труда и практической деятельности

На наших глазах эта традиционная модель деградирует и единственное, что останется человеку, который не захочет выпасть из жизнеспособной обоймы, – всю жизнь посвятить самообразованию и достаточно часто переучиваться. Многим людям это будет не под силу. Возможно даже – большинству из нас.

Сегодня никто не представляет, каким будет рынок труда в 2050 году. Выпускник вуза, именуемый в образовательном стандарте специалистом, является им лишь в потенции. Давно установлено: 10 000 часов работы по специальности создают специалиста. Это 5 лет полновесной работы на полный рабочий день.

Чем интенсивнее работа – тем больше шансов на успех

Так, в Японии, чтобы получить квалификацию профессионального инженера, нужен стаж не менее 7 лет после окончания университета. Причем присваивает квалификацию не государство, а инженерная общественная организация.

К великому сожалению, в глобальном масштабе разгорается бунт против специалистов. Его организовали, представители не упомянутой Ключевским разновидности дураков и дуралеев третьего рода.

К ним относятся так называемые «умники», которые убеждены в том, что их реально ограниченные знания и не во всём адекватное миропонимание достаточны для успешного выявления и разрешения всех проблем, с которыми они сталкиваются в жизни — как «по долгу службы», так и по жизни.

То есть они убеждены в полной своей компетентности и в том, что, заняв ту или иную более или менее высокую должность, они вместе с нею получили и «искру Божию», хотя бы во временное пользование.

60ed99c1d20fdc452a3357ab294f9d3b.jpg

И, в силу каких-то обстоятельств чем выше они поднимаются в иерархии должностей — тем ярче эта «искра божия» разгорается в соответствии с принципом «я — начальник, ты — дурак».

Они рьяно пропагандируют радикальный взгляд на труд: главное быть энергичным, креативным, коммуникабельным, обладать навыками целеполагания (веры в мечту), мобильности, критического мышления (умения делать выбор), а профессия на всю жизнь – вчерашний день.

В моде семинары, где «состоявшиеся люди» рассказывают несостоявшимся, но заплатившим деньги за вход, что те тоже скоро станут такими же, как они.

Между тем, в XXI веке уже проявится контуры многомиллионного класса людей, лишенных какой бы то ни было экономической, политической и даже культурной ценности, что никак не содействует процветанию общества. Этот «бесполезный класс» будет не просто неработающим – он будет неработоспособным.

Но существует, безусловно, некоторое число надежных специальностей. Без воды и электроэнергии любой экономике не обойтись. В обозримом будущем продолжатся проектирование, строительство и эксплуатация гидротехнических и гидроэнергетических объектов, так что фундаментальная профессия гидротехника, которой около 60 веков, вряд ли канет в лету.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!