«Задайте любому народу вопрос, что собой представляет Запад по отношению ко всем остальным народам, и все ответят одинаково:
Запад – архиагрессор. И каждый народ найдёт тому множество подтверждений, и в первую очередь Россия».
Тойнби, Арнольд Джозеф знаменитый историк, автор 12-ти томов «Исследований истории»
Достигнутый в первой половине ХХ века технический прогресс и огромные масштабы стратегических операций, равно как и повышенные требования к полевым сооружениями и путям подвоза средствами снабжения войск, мостам аэродромам и т.п., вызвали необходимость наряду с сохранением всех существовавших традиций создавать крупные формирования строительных войск.
Строительные войска третьего Рейха – служба военизированной трудовой повинности Тодт (Todt) в полной мере показали свою эффективность в практических условиях полномасштабных боевых действий второй мировой войны.
Автор настоящей работы неоднократно обращался к теме деятельности строительных войск Красной Армии в Великой Отечественной войне. Но повествуя об опыте второй мировой войны (ВМВ) невозможно обойтись без краткого отчета о деятельности службы трудовой повинности фашистской Германии – военной организации Тодта.
В конце войны с Польшей, 23 сентября 1939 года, главный штаб вооруженных сил Германии опубликовал исчерпывающий заключительный отчет об этой войне.
В этом отчете говорится: «Выдающиеся достижения различных служб тыла в деле восстановления и ремонта мостов, шоссейных и железных дорог, в которых наивысшей оценки заслуживают и действия военизированных отрядов трудовой повинности, чрезвычайно облегчили командованию решение его задач».
Эта особая оценка отрядов военизированной трудовой повинности верховным командованием Германии еще раз показывает, а опыт деятельности строительных войск времен второй мировой войны (ВМВ) еще раз доказывает невозможность обойти историческим молчанием германскую служу трудовой повинности.
В американской прессе еще во время войны подчеркивалось, что германская система трудовой повинности была частью «тотальной мобилизации германской рабочей силы». «В первую мировую войну, – говорится там, — Германия не проводила подобной мобилизации рабочей силы (она была начата лишь на более поздней стадии войны), а во время второй мировой войны немцы смогли получить превосходство над своими противниками только благодаря тому, что их стратегия с самого начала основывалась на использовании рабочей силы в очень крупных масштабах».
В советских послевоенных изданиях подчеркивалось, что создание немцами организации Тодта, а также германской службы трудовой повинности и службы чрезвычайной технической помощи входило в общие планы германской агрессивной стратегии и оказалось важным не только для идеологического воспитания Гитлерюгенда, но и дало большие практические результаты выразившихся в миллионах боевых и гражданских потерь Советского государства.
О чем на Западе напрочь забыли, но нам, потомкам победителей в Великой Отечественной войне (ВОВ) надо не забывать о том, что «тодтовцы» держали в руках не только лопату, но и оружие.
Законодательные и идеологические основы обязательной трудовой повинности в нацистской Германии
Служба трудовой повинности не была изобретением Третьего Рейха, ибо еще во время первой мировой войны главное командование сухопутных войск потребовало – параллельно с использованием солдат на фронте – организации «отечественной вспомогательной службы», которая, однако, в то время не получила большого развития.
После первой мировой войны, когда экономика переживала упадок, когда молодежь почти не имела работы и безработица принимала все более угрожающие размеры, в различных областях по инициативе местных властей были созданы добровольные организации трудовой повинности.
В чрезвычайной директиве германского правительства от 5 июня 1931 года говорилось, что трудовая повинность вводится в интересах лиц, не имеющих работы и получающих пособие по безработице.
Это распоряжение было дополнено специальным разъяснением, что в отряды трудовой повинности может вступать не только безработный, но и каждый немец.
Национал-социалисты продолжили эти начинания, превратив трудовую повинность в мероприятие для воспитания молодого поколения в духе фашизма. 26 июня 1935 года был издан Закон «Об обязательной трудовой повинности». Согласно этому закону, «все немецкие юноши и девушки в возрасте от 19 до 25 лет» были «обязаны служить определенное время своему народу в системе государственной трудовой повинности».
По глубокому убеждению нацистских вождей Третьего рейха – это должно было убедить молодых людей в нравственной ценности труда на благо Германии, ослабить классовые противоречия, уничтожить пренебрежительное отношение к простому ручному труду и усилить общественное единение всех слоев населения.
Краткая справка об обер-групенфюрере СС Фрице Тодте
Эти новшества были разработаны и осуществлены под непосредственным руководством генерал-инспектора путей сообщения Германии. Фрица Тодта.
Фриц Тодт (нем. Fritz Todt;) 4 сентября 1891, Пфорцхайм — 8 февраля 1942, около Растенбурга, Восточная Пруссия) — государственный и политический деятель Германии, рейхсминистр вооружения и боеприпасов (1940-1942), обергруппенфюрер СА, генерал-майор Люфтваффе. Участник Первой мировой войне. Член НСДАП с 1923 года.
5 июля 1933 года был назначен генеральным инспектором немецких дорог (Generalinspektor für das deutsche Straßenwesen), затем ему было поручено организовать новую строительную компанию для автобанов. В мае 1938 года возглавил организацию Тодта, занимавшуюся строительством важных военных объектов, железных дорог и автомагистралей. 17 марта 1940 назначен рейхсминистром вооружения и боеприпасов.
Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того – личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов.
В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал, строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще и дороги в оккупированных странах – от Северной Норвегии до Южной Франции и России.
Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы.
Уже в ноябре 1941 года он рекомендовал Гитлеру прекратить войну против Советского Союза. Тодт считал, что «в военном и экономическом отношении Германия войну уже проиграла».
Погиб 8 февраля 1942 года в авиационной катастрофе вскоре после взлета с аэродрома Волчье логово недалеко от Растенбурга (Восточная Пруссия). Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер. Но о нем особый разговор.
Особенности деятельности отрядов военизированной трудовой повинности Третьего Рейха
Отряды военизированной трудовой повинности отражали самое существо германской стратегии ведения боевых действий, потому что основой ее были моторизованные подвижные соединения, которые нуждались в хорошей дорожной сети.
Авиация может эффективно использоваться только тогда, когда в её распоряжении имеются стартовые и посадочные площадки, которые в случае разрушения можно весьма быстро восстановить. При большой протяженности современных театров военных действий непрерывное снабжение может осуществляться только в том случае, если дорожная сеть, мосты и железные дороги – то есть все излюбленные объекты авиации противника – находятся в полной исправности или если они могут быть быстро отремонтированы после нанесения им какого-либо ущерба.
Развязывание нацисткой Германии второй мировой войны очень быстро превратила трудовую повинность, направленную прежде всего на выполнение задач невоенного характера, в чисто милитаристский инструмент.
В период всеобщей мобилизации 60% руководителей лагерей трудовой повинности были призваны на военную службу. Вызванная этим нехватка руководителей для службы трудовой повинности послужила причиной закрытия большого количества трудовых лагерей.
В связи с растущим спросом на пополнения в последующие годы войны верховное командование вооруженных сил было вынуждено уменьшить возрастные ограничения для призыва в армию. При этом трудовая повинность должна была распространяться не только на очередные, но и одновременно на следующие, более молодые возрастные контингента.
Продолжительность обязательной трудовой повинности, составлявшая в мирное время 6 месяцев, в ходе войны все более сокращалась. В 1944 году она равнялась уже 2 месяцам. Отбывающие трудовую повинность при уходе из системы государственной трудовой повинности переводились прямо в армию резерва, а иногда и в учебные сборно-призывные пункты действующей армии. Время перевода устанавливалось каждый раз в зависимости от потребности вооруженных сил в людях и определялось верховным командованием.
Стройбат фашистской Германии
В начале войны многие отряды военизированной трудовой повинности были превращены в строительные батальоны. В эти батальоны было добавлено некоторое количество военнообязанных старших возрастов, которые не прошли в свое время кадровую службу в армии. Командирами этих батальонов были назначены армейские офицеры.
Подобное объединение неоднородных по возрасту и подготовке людей не оправдало себя, и уже в 1942 году от таких строительных батальонов пришлось отказаться. Вместо этого было решено параллельно с созданием армейских строительных частей формировать строительные части военизированной трудовой повинности.
Эти части проходили общую подготовку на родине, а затем по мере надобности главный штаб вооруженных сил объединял каждые 4-6 батальонов (по 200 человек в каждом) в группы и направлял их в распоряжение высших командных инстанций: групп армий, отдельных армий, воздушных флотов, авиагрупп и военно-морских станций.
Командовали этими группами их старые начальники по службе трудовой повинности. Группы были оснащены главным образом гужевым транспортом, отчасти грузовыми автомашинами, вооружены винтовками и пулеметами и обучены стрельбе. При использовании таких групп в качестве обычных полевых войск в составе вооруженных сил командование ими осуществляли те высшие командиры и начальники, в распоряжение которых они поступали.
Поначалу было решено не использовать эти части трудовой повинности для охраны и надзора за военнопленными в лагерях и на строительстве, потому что выполнение подобных задач могло отрицательно сказаться на воспитании молодого поколения. Однако, начиная с 1943 года части Тодт выполняли даже карательные функции. Таким образом, постоянно «молодевший» в ходе войны личный состав отрядов трудовой повинности получал «вполне правильное нацистское воспитание.
Ответственность за выполнение поставленных задач нес командир части трудовой повинности, подчинявшийся непосредственно командующему того соединения или объединения, которому его часть была придана, причем распоряжаться бойцами трудовой повинности самостоятельно. Такое распределение командных функций в системе трудовой повинности в общем быстро привилось и оправдало себя. Трудовые успехи и образцовое поведение строительных частей службы трудовой повинности нашли полную признательность со стороны командования вооруженных сил.
Строительные части службы трудовой повинности использовались на всех театрах военных действий, за исключением Северной Африки и Италии.
Наиболее выдающиеся примеры строительства оборонительных сооружений организацией Тодта
Ярким примером для строительства оборонительных сооружений, а именно «линии Зигфрида» (1937 год) явилась постройка «имперских автострад». Строительство этой особой сети дорог дальнего сообщения, начатое в 1934 году, поставило перед строителями и их руководством задачу невиданных до сего времени масштабов. Решить эту задачу удалось только благодаря тесному взаимодействию всех строительных организаций, а также в результате более рационального и эффективного использования всех имеющихся сил и средств.
Между строительными и поставляющими организациями было установлено тесное деловое сотрудничество и урегулированы вопросы использования специалистов и оборудования. Сосредоточение большого количества рабочей силы на отдельных наиболее важных участках потребовало проведения особых мероприятий для организованного размещения рабочих неподалеку от места работ. Сверх того, в административном порядке были решены и некоторые вопросы, касающиеся трудового права, как например вопрос о заработной плате, о тарифных расценках и прочего.
Все предпринятые меры настолько себя оправдали, что опыт строительства дорог был использован и при строительстве «линии Зигфрида», правда, в несколько измененной и расширенной форме, отвечающей новым условиям. Этой формы придерживались во время проведения оборонительных работ на всем протяжении от голландской до швейцарской границы. По имени вдохновителя и руководителя этих работ вся строительная организация вскоре стала называться организацией Тодта.
Специфика деятельности организации Тодта
Все мероприятия организации Тодта проводились на основании подрядов на строительство и поставки, заключаемых между генерал-инспектором и фирмами или корпорациями, причем основой для них служили оправдавшие себя ранее положения и нормы различных инструкций вроде «Инструкции о подрядах» и др.
Новый вид организация Тодта приобрела тогда, когда в начале войны на Западе возникла необходимость использовать ее за пределами Германии для решения вопросов, связанных непосредственно с военными действиями.
Из «строительных управлений линии Зигфрида» были созданы управления фронтового строительства, на которые в первую очередь возлагалась задача восстановления шоссейных и железнодорожных мостов, ремонт полотна шоссейных и железных дорог и т. п. При штабе каждой армии было создано главное строительное управление, куда входило определенное количество строительных управлений и строительных отрядов.
Строительные отряды формировались строительными фирмами и в большинстве случаев носили их названия. Руководили ими сотрудники строительных управлений и фирм.
Фронтовые соединения организации Тодта были моторизованы и могли следовать непосредственно за продвигающимися вперед войсками.
Общее ухудшение обстановки на фронтах стало с 1943 года оказывать на службу трудовой повинности большое влияние. Чтобы высвободить для фронта побольше людей и одновременно пополнить личный состав зенитной артиллерии, 400 зенитных батарей были переданы службе трудовой повинности.
В последний год войны служба трудовой повинности должна была оказать помощь армии резерва и взять на себя задачи боевой подготовки призывников и охраны тыловых объектов.
К непосредственной службе в армии привлекались даже женские отряды трудовой повинности. Целые отряды женщин и девушек целиком переводились в авиацию в качестве вспомогательных отрядов связи. В последней фазе войны женщинами из отрядов трудовой повинности было укомплектовано 80% прожекторных батарей ПВО Германии.
Здесь уже тактическое и техническое руководство осуществлялось в зависимости от обстоятельств командованием военно-воздушных сил.
Организации Тодт – активный участник оккупации советской территории
Особым испытанием для организации Тодта была война на Востоке. Там наряду со строительными работами невиданных до того времени масштабов на нее была возложена и задача доставки из Германии строительных материалов, и обеспечение бесперебойного снабжения войск.
К обширным и многосторонним фронтовым задачам организации Тодта во второй фазе войны прибавились еще и задачи в тылу: ликвидация последствий воздушных налетов противника и строительно-технические мероприятия, связанные с переводом особо важных промышленных предприятий в более надежные помещения.
В первые годы войны значительная часть отрядов трудовой повинности была занята на различных работах в пределах самой Германии. Однако особые условия войны в России постепенно изменили общую обстановку, и строительные части трудовой повинности, работавшие далеко на востоке, зачастую вступали в бой, как это произошло, например, в оборонительном сражении под Ржевом летом 1942 года.
Их боевые действия, высокая дисциплинированность личного состава и командиров, а также запредельная юношеская жестокость заслужили особую похвалу и признательность со стороны командования фронтовых частей.
Совершенно новые строительные проблемы, естественно, возникли и в широких просторах недостаточно обжитых (по западным понятиям) восточных районов: усиление проезжей части тысяч километров грунтовых и проселочных дорог и превращение их в мощные автогужевые дороги с современным тяжелым каменным или асфальтовым покрытием.
Было построено большое количество мостов, причем многие из них имели такие огромные пролеты, какие до сих пор вообще не встречались в подобных деревянных конструкциях.
А восстановление разрушенной Днепровской плотины в Запорожье и строительство крымской переправы через керченский пролив следует рассматривать вообще, как особое достижение германской строительной мысли, равноценное самым сложным инженерным сооружениям Запада. До 50% разрушенных в результате военных действий заводы тяжелой промышленности на Днепре и в Донбассе были полностью восстановлены и пущены в эксплуатацию.
Для того чтобы расширить сеть русских железных дорог, не обеспечивавших регулярного снабжения немецких войск, необходимо было не только перешить их с широкой колеи стандартную европейскую, но и построить новые магистральные и полевые железные дороги.
Что необходимо перенять профессиональному строительному сообществу из опыта деятельности Тодт
Организация Тодта была совершенно новым органом, как для строительной администрации и всего строительного хозяйства Третьего рейха, так и для армии. Она не числилась ни в одном мобилизационном плане и не была связана ни с какими традициями. Прежде всего она не была «ведомством» в обычном понимании этого слова, хотя с течением времени ей приставили некоторое подобие «административной головы». Она представляла собой лишь некую форму сотрудничества хозяйственников и строителей с целью более рационального выполнения крупнейших строительных задач и полного учета военных нужд.
Именно в объединении хозяйства и администрации и заключалась сила организации Тодта. Всюду, где удавалось выявить хоть какие-либо экономические возможности для строительства, эта организация выполняла свои задачи настолько правильно и точно, как этого не сделали бы никакие другие строительные войска, за исключением Красной Армии.
Заключение
Таким образом, в течении второй мировой войны, служба трудовой повинности все больше и больше превращалась из импровизированной хозяйственной в сугубо милитаризированную карательную организацию Третьего Рейха.
Правда, она еще называлась службой трудовой повинности, но от ее прежнего «сусального облика» эффективной строительной организации почти ничего не осталось. Видны лишь руки по локоть в крови белорусов и поляков, украинцев и русских.
И об этом мы обязательно поговорим. В рамках данной работы невозможно дать подробное описание деятельности, карательных мероприятий и преступлений, совершенных организацией Тодта за время Второй мировой войны. Автор будет весьма благодарен любознательным читателям за объективные замечания по тексту данной работы.
Борис Скупов
Комментарии (0)