5 "золотых" правил, как помочь заказчику при строительстве, чтобы получать контракты в дальнейшем

Подпишитесь на канал

Не секрет, что многие из директоров небольших строительных компаний, которые заключают контракт на выполнение строительно-монтажных работ (исполнители всех видов или только каких-то узкопрофильных), пытаются не только на словах, но и на деле убеждать заказчика в том, что заказчику и в дальнейшем (после окончания действия контракта) необходимо продолжать сотрудничество с данным подрядчиком.

Многим топ-менеджерам строительных (да и не только строительных) компаний известен такой термин, как «удовлетворенность заказчика», который обозначает то, что в процессе реализации проекта подрядной строительной организацией, в общении с заказчиком не возникает каких-либо кризисных ситуаций, проблемных вопросов или конфликтов. Все вопросы (от проектирования до сдачи в эксплуатацию) решаются своевременно и без каких-либо дополнительных раздражающих факторов. Эти факторы могут накопиться к окончанию проекта в определенную критическую массу, которая, испортит взаимоотношения с представителями заказчика и не позволит в дальнейшем получить новые контракты на ведение строительно-монтажных работ.

Так что же нужно делать, чтобы и заказчик был удовлетворен, и контракты на ведение СМР подписывались?

Сейчас мы озвучим несколько элементарных правил, которых необходимо придерживаться для выполнения всех вышесказанных условий. Многие руководители проектов, предприятий, организаций «старой закалки», прочитав эти правила, наверняка, воскликнут: «О, Боже… Что вы тут изобретаете велосипед и пишете элементарщину, которую мы еще в институтах проходили! Нам это вдолбили еще в первые дни работы на стройке!» Но, есть несколько причин, почему же появился этот материал.

Во-первых, в ответ на вопросы «старой гвардии» хочется всегда спросить: «А, уважаемые коллеги, вы сами-то насколько часто используете эти правила на все 100 процентов? И, если знаете, почему постоянно не используете?» 

Во-вторых, в связи с многочисленными катаклизмами в экономике страны (то кризисы, то смены «курса партии», то еще какая напасть) реально прервана связь поколений. В большинстве строительных компаний и проектов частично утрачен институт наставничества, когда старшие умудренные опытом товарищи обучают основам управления проектами не только на базе PMBoK, ГОСТОВ или СНИТПов, а еще и делятся жизненным опытом, который они приобрели, реализовывая тот или иной проект. 

В-третьих, в большинстве высших учебных заведений попросту не обучают основам управления проектами и основам коммуникации с заказчиком. В-четвертых, часть народонаселения (инвесторы, учредители), которая решила себя попробовать в строительном бизнесе (и инвестировать туда денег), просто не знает об этих элементарных правилах (особенно, если в других областях деятельности они выступают в качестве заказчиков). Вот такие, на наш взгляд, причины и побудили написать этот материал.

Итак, что же это за правила?

  1. Участие и помощь в разработке и корректировке ТЗ (технического задания) на проектирование.
  2. Помощь в получении исходно-разрешительной документации.
  3. Посильное участие в проектировании и участие в принятии решений по применению технологий и оборудования.
  4. Помощь в устранении неверных решений и ошибок проектирования при ведении СМР.
  5. Посильная помощь в сдаче объекта государственным органам в эксплуатацию.

Попробуем теперь в них разобраться и вкратце рассказать про каждое.

1. Участие и помощь в разработке и корректировке ТЗ (технического задания) на проектирование.

Что для этого нужно и как оказать посильную помощь? В самом начале проекта, когда идет разработка ТЗ (технического задания) на проектирование (и есть возможность поучаствовать в этом процессе), можно как можно тщательнее отработать вопросы с заказчиком на предмет уточнения и понимания всех его пожеланий и требований.

Попросту, постараться понять, а что же хочет построить заказчик. После этого уже предлагать или какие-либо материалы, оборудование, прочие решения. Как раз все то, что будет соответствовать потребностям заказчика, и поможет максимально претворить в жизнь все «хотелки» заказчика.

2. Помощь в получении исходно-разрешительной документации.

Все подрядчики, работающие в сфере строительства, рано или поздно, «обрастают» определенными связями и наработками. Появляются различные специалисты в какой-то госструктуре или у поставщиков энергоресурсов, которые выдают, допустим, технические условия для подключения к своим сетям. И необходимо понимать, что заказчику, для оформления какой-либо разрешительной документации, получения ТУ на подключение к коммуникациям (вода, свет, тепло, газ) может потребоваться помощь специалистов. И, даже несмотря на то, что заказчик, в большинстве случаев решает все вопросы самостоятельно, всегда лучше, если ваши связи со специалистами из госструктур или с поставщиками энергоресурсов будут полезны на этом этапе.

3. Посильное участие в проектировании и участии в принятии решений по применению технологий и оборудования.

Если строительная компания имеет в своем штате проектную группу или имеет партнеров среди проектных организаций (желательно, проверенных не на одном строительном проекте), то, как говорится, «сам Бог велел» предложить помощь заказчику в выполнении проектных работ и аудите проектных решений, которые предлагаются проектной организацией, работающей над проектом заказчика. Не нам вас учить, как это делается, но при возникновении необходимости обязательно нужно пользоваться. Крайне желательно все альтернативные предварительные решения обговаривать с профессионалами, чтобы не вызвать у заказчика (и его проектной организации) негатива и неудовлетворенности.

4. Помощь в устранении неверных решений и ошибок проектирования при ведении СМР.

Очень часто, во время ведения строительно-монтажных работ, приходится сталкиваться с тем, что проектировщики допустили ошибки или приняли неправильное проектное решение и это в дальнейшем грозит увеличением стоимости СМР или удорожанием в процессе эксплуатации. Крайне необходимо на первоначальном этапе документально фиксировать все эти ошибки и показывать заказчику (во избежание переваливания проблемы «с больной головы на здоровую»). Следующим этапом, при возможности, предлагать заказчику решения по устранению ошибок и недопущению удорожаний.

5. Посильная помощь в сдаче объекта государственным органам в эксплуатацию.

Не стоит быть пассивным и при сдаче объекта в эксплуатацию. Наверняка, кто-то вновь может возразить и сказать: «подрядчик и так обязан участвовать в сдаче объекта лишь по тем работам, которые были выполнены моей организацией». И это будет истинной правдой! Но не про это сейчас речь. А речь о том, что кто-то из специалистов компании знает все правила, требования и различные нюансы при сдаче конкретного оборудования или системы, кто-то имеет наработанные отношения со специалистами службы эксплуатации (или госструктуры, или поставщика ресурсов), кто-то из ваших специалистов может правильно заполнить необходимую документацию. Вот это и нужно предлагать заказчику.

Если соблюдать эти простые правила и помогать заказчику своевременно и без лишних проблем сдать возведенный объект в эксплуатацию, то заказчик, будьте уверены, будет более радушен к вашей организации. А это, как понимаете, немаловажный фактор для получения последующих работ на других объектах заказчика.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!