На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит в Градостроительный кодекс Российской Федерации институт типового проектирования и понятие «рабочая документация», а также закрепляет этапы реализации строительных проектов.
Документ вступает в силу 1 сентября 2021 года за исключением отдельных положений, касающихся рабочей документации и одновременного проведения экспертиз, которые начинают действовать с 12 июля 2021 года. Кроме того, положения о введении института типового проектирования вступают в силу с 1 октября 2021 года.
Введение института типового проектирования
После вступления закона в силу проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и использованная при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в отношении которого получено разрешение о его вводе в эксплуатацию, по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти может быть признана типовой проектной документацией.
Институт типовой проектной документации призван заменить систему экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Согласно закону сведения о типовой проектной документации включаются в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ).
Со дня включения сведений о типовой проектной документации в ЕГРЗ застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса, при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства вправе использовать типовую проектную документацию, подготовленную применительно к объекту капитального строительства, аналогичному по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять такие строительство, реконструкцию.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, со дня включения сведений о типовой проектной документации в ЕГРЗ получают право безвозмездно использовать типовую проектную документацию, исключительное право на которую принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта.
Иные лица со дня включения сведений о типовой проектной документации в ЕГРЗ вправе использовать типовую проектную документацию при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению:
- порядка признания проектной документации типовой проектной документацией, срока применения типовой проектной документации, порядка отмены решения о признании проектной документации типовой проектной документацией, а также случаев обязательного использования типовой проектной документации;
- порядка предоставления сведений о лице, уполномоченном на распоряжение исключительным правом на типовую проектную документацию;
- критериев типовой проектной документации.
Также законом предусмотрено, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти определяет критерии установления аналогичности проектируемого объекта и того объекта, применительно к которому подготовлена типовая проектная документация.
Продление экспертизы
Градостроительный кодекс дополнен положением о том, что в случаях и в порядке, определенных Правительством Российской Федерации, по заявлению застройщика или технического заказчика срок проведения государственной экспертизы может быть продлен еще не более чем на тридцать рабочих дней. Напомним, что в настоящее время в соответствии с частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса срок проведения государственной экспертизы не должен превышать сорок два рабочих дня и может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на двадцать рабочих дней.
Параллельность экспертиз
Статья 49 Градостроительного кодекса дополнена частью 6.4, согласно которой Правительство Российской Федерации вправе установить порядок проведения экспертизы проектной документации, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна». Проведение указанных экспертиз осуществляется на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между органами, уполномоченными на проведение указанных экспертиз проектной документации, осуществляется без участия заявителя.
Таким образом, законом установлена возможность одновременного проведения вышеуказанных экспертиз.
Рабочая документация
В соответствии с законом рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Она разрабатывается на основании проектной документации. При этом подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
Правительство Российской Федерации может установить отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
В случае внесения в рабочую документацию изменений, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 1-5 части 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса, приведение проектной документации на соответствие таким изменениям, внесенным в рабочую документацию, не требуется при условии, что такие изменения утверждены застройщиком, техническим заказчиком в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса. В этом случае утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации.
Реализация проекта по строительству объекта капитального строительства: этапы
Градостроительный кодекс дополнен статьей 5.2, устанавливающей этапы реализации проекта по строительству объекта капитального строительства:
1) приобретение прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов;
3) выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования;
4) строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;
5) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место).
Эти этапы в свою очередь могут включать в себя различные мероприятия.
Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов и согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых для строительства объекта.
Также статьей 5.2 Градостроительного кодекса установлено, что недопустимо требовать разрешения, заключения, документы, сведения, материалы и согласования, выдаваемые различными структурами, в целях реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, если эти документы не предусмотрены в соответствии с данной статьей.
Многофункциональный центр: подача заявлений
Закон также вводит положения, расширяющие перечень способов подачи заявлений о выдаче разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Так, после его вступления в силу, подать такие заявления будет можно через многофункциональный центр, единый государственный портал государственных и (или) муниципальных услуг, а также с использованием информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (статьи 51, 55 Гражданского кодекса в редакции закона).
Ознакомиться с полным текстом документа можно здесь.
Комментарии (0)