Ирина Левкович: лучший результат в работе над строительными проектами создается в тандеме специалистов

Подпишитесь на канал

Ирина Левкович – главный специалист по архитектурно-строительным решениям технического отдела АО «ЦПТИ». Это подразделение занимается реализацией Технической политики внутри института, нацеленной на развитие, повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения конкурентоспособности продукции и применяемых технологий.

6b5c21ad252bfe3ae5619e22496df792.jpg

Ирина является опытным инженером с более чем 12-летним стажем работы в строительстве объектов различных отраслей: химической, нефтегазовой и последние 2 года в атомной промышленности. В числе ее профессиональных достижений - участие в разработке квалификационных тестовых заданий и материалов для аттестации руководителей в области архитектурно-строительного проектирования компаний Госкорпорации «Росатом», множество выступлений на форумах и конференциях, предоставление экспертных консультаций и организация внутреннего обучения сотрудников.

Являясь единственной женщиной-инженером в своем отделе, Ирина Левкович демонстрирует высокий профессионализм и универсальность компетенций. Накануне Дня строителя мы побеседовали с ней, чтобы узнать подробности ее работы и взгляды на современную инженерную деятельность.

– Прежде всего, интересно узнать, чем конкретно ты занимаешься в ЦПТИ и какие основные задачи на тебя возложены?

– Несмотря на должность, большой опыт, знания и квалификация позволяет мне считать себя экспертом в области архитектурно-строительного проектирования. Моя основная задача - помогать специалистам в работе над лучшими техническими и технологическими решениями. Это выражается не только в анализе проектов, выявлении их достоинств и недостатков. Мы в техническом отделе также разрабатываем план мероприятий, направленных на повышение и поддержание компетенций, а также осведомленности сотрудников о текущих трендах в строительстве и проектировании. Почему возникают те или иные сложности? Что можно сделать, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем?

Так, например, в первые 3 месяца моей работы я смогла погрузиться в проект по строительству ЦКП "СКИФ" - масштабного научного комплекса. Были выявлены ряд моментов, которые помогли ускорить процессы взаимодействия и согласования технических решений с различными службами - заказчиком, научно-техническим сопровождением, экспертизой и т.д.

– Моментальное погружение в деятельность института? ЦКП «СКИФ» – очень сложный проект, национального значения. Расскажи, пожалуйста, подробнее.

– На практике, помимо технических компетенций, проектировщики должны уметь отстаивать свою позицию, грамотно общаться с теми, кто выставляет им замечания, и теми, кому они сами их выставляют. Поэтому, проведя анализ государственных экспертиз в начале 2023 года, я обратила внимание на некоторые проблемы в специальных расчетах строительных конструкций. Несмотря на профессионализм расчетчиков, иногда встречались незначительные "огрехи", которые так или иначе влияют на конечный результат. Мы быстро их исправили и сейчас работы по строительству комплекса уже завершаются, а коллеги из института завершили подготовку рабочей документации для обеспечения строительства всех зданий и сооружений ЦКП «СКИФ».

– Получается, что именно классификация замечаний и анализ помогли выявить зоны роста и развития?

– Верно. В 2023 году мы с командой экспертов технического отдела инициировали цикл внутренних обучений по этому направлению - всего было 5 мероприятий. На тренингах специалисты смогли не только углубить свои знания, но и понять, как варьировать между различными методиками расчетов, обратить внимание на зарубежный опыт и как учитывать появление новых нормативных требований. Мероприятия получили положительные отклики. Думаю, в следующем году мы составим новый план обучений и не только по конструктивным решениям.

В целом, сейчас наша работа направлена на комплексное развитие компетенций наших сотрудников, повышение эффективности проектирования и решение возникающих сложностей. А это, повторюсь, требует не только технических знаний, но и совершенствование процесса, отработки навыков, умения отстаивать свою позицию и находить компромисс.

c7fb32e02849a675447a157a5faf7445.jpg

– Получается, ты не только проверяешь проектную документацию, но и способствуешь профессиональному развитию наших коллег?

– Если у наших проектировщиков возникают вопросы по выполнению тех или иных расчетов, я стараюсь оперативно предоставить необходимую информацию и методические материалы из обширного архива, накопленного за время работы. Это особенно важно для новых специалистов, которые еще только набираются опыта.

Кроме того, мы активно стали заниматься текущей экспертизой проектной документации. При проверке основная задача - выявить не просто текущие замечания, а потенциальные "глобальные" ошибки, которые могут привести к серьезным последствиям, будь то увеличение сроков экспертизы или даже получение отрицательного заключения.

Также мы проводим экспертизу работ наших субподрядчиков, например, по обследованию - это специальный вид инженерных изысканий, еще до того, как они будут приняты в проект. Несколько таких проверок привели к идее создать типовое Техническое задание на комплексное обследование зданий и сооружений, которое позволит получать наиболее полные исходные данные при реализации проектов КВЛ. Бывают случаи, когда проект уже находится в экспертизе и поступают замечания по выполнению расчетов строительных конструкций, при этом есть ограничения по срокам устранения замечаний и по техническим возможностям проектировщиков. Тогда я сама выполняю расчеты, которые потом предоставляются в экспертизу. Один из таких случаев послужил началом к проекту в техническом отделе «Разработка и внедрение в процесс проектирования автоматизации расчетных обоснований типовых (унифицированных) узлов элементов строительных конструкций».

– В целом можно сказать, что технический отдел ЦПТИ – это своего рода "мозг" организации, который не просто воспринимает информацию, но тщательно ее анализирует для дальнейшей эффективной работы. Как выстроен процесс работы?

– Наша работа в техническом отделе носит действительно глобальный, системный характер. Мы занимаемся не только оценкой проектной документации, сопровождением прохождения государственных экспертиз и так далее. Мы анализируем каждый этап жизненного цикла архитектурно-строительного проектирования, выявляя возможные зоны роста, повышения эффективности и недостатки в процессах. Сотрудники отдела смотрят на ситуацию с разных углов зрения, благодаря своему уникальному опыту и компетенциям.

В технический отдел приходят на экспертизу нормативные документы РФ и СТО СРО атомной отрасли. Это позволяет нам влиять на их содержание, а также быть в курсе предстоящих изменений. А участие в конференциях с докладами позволяет нам освещать необходимые вопросы в современных тенденциях проектирования и строительства. Каждый год мы проходим курсы по повышению квалификации. Мы взаимодействуем с нашими филиалами, понимая специфику разных видов проектов и присущие им нюансы. Именно поэтому наши рекомендации и предложения носят действительно комплексный, всеобъемлющий характер, охватывая проблематику в целом.

– Что тебе особенно интересно в проектах? Есть ли любимчики?

– Каждый новый проект для меня - это возможность развиваться, получать новые знания и осваивать нестандартные подходы. Я придерживаюсь позиции, что если ты будешь делать только то, что уже умеешь, то никогда не сможешь расти профессионально. Поэтому меня вдохновляют именно те задачи, в которых есть элемент неизведанного, где нужно докопаться до сути, найти оптимальное решение.

Все наши проекты очень разнообразны - каждый отличается своими особенностями, требованиями экспертизы, изменениями в нормативной базе. Поэтому каждая новая задача становится интересным вызовом, который требует творческого подхода и внимательного изучения.

– Ты работаешь среди мужчин. Различается ли стиль работы от коллег или может быть, у вас разное видение?

– Что касается гендерных различий, то, на мой взгляд, здесь нельзя делать однозначных выводов. Люди очень разные по опыту, знаниям и подходу к делу. Кто-то отличается повышенным вниманием к деталям и у него «все по полочкам», а кто-то гений нестандартных решений и у него «творческий беспорядок». Это не значит лучше или хуже - все люди индивидуальны. Поэтому я стараюсь оценивать профессионализм и компетенции, а не гендерные стереотипы.

В конечном счете, ключевое - это вклад каждого специалиста в общее дело, умение слышать друг друга, находить компромиссы и двигаться к качественному результату. И этим, на мой взгляд, отличаются лучшие проектные команды вне зависимости от гендерного состава.

6e21aee411285860d14295728ece96b1.jpg

– Как коллеги по цеху, не только в институте, а в принципе, реагируют видя тебя?

– Я могу себя охарактеризовать как достаточно строгого, педантичного сотрудника, сосредоточенного на работе. Я ответственно отношусь к результату и тщательно все проверяю. Формируя команду, важно подбирать людей с разными подходами и стилями работы. И тогда можно достичь необходимого баланса и максимально эффективного взаимодействия. Мой стиль работы, может показаться сложным, однако у меня был опыт плодотворного сотрудничества в тандеме с коллегой более творческим, более нестандартным, совсем не таким как я, и мы отлично дополняли друг друга.

– Как часто бывает такое, что тебе нужно принять быстрое решение? Как справляешься с этим?

– Когда я пришла в ЦПТИ, мне пришлось молниеносно погрузиться в проект по строительству объекта "СКИФ". Ситуация была стрессовой, и, действительно, требовалось быстро анализировать документацию и оперативно принимать решения. Никогда не боюсь брать на себя ответственность в таких случаях. Ведь, чем быстрее ты действуешь, тем скорее сможешь провести анализ и двигаться дальше.

Сейчас, в постпандемийный период, когда многие процессы набирают темп, умение быстро реагировать и принимать решения становится крайне важным практически во всех сферах - будь то строительство или финансы. И чем больше опыта в различных ситуациях имеет специалист, тем быстрее он способен принимать взвешенные решения и помогать преодолевать трудные ситуации. Именно поэтому я и работаю в техническом отделе, поскольку это дает мне возможность набирать опыт в разнообразных проектах и развивать многосторонние компетенции.

– Как ты оцениваешь текущую профессиональную подготовку и адаптивность молодых специалистов?

– Что касается молодых специалистов, приходящих из вузов, критику в их адрес о некомпетентности зачастую считаю необоснованной. Безусловно, у студентов пока еще не хватает практического опыта, но это и понятно. Ведь университет дает базовые знания, а практические навыки приходят с непосредственной работой. И первое время любой новый сотрудник, будь то начинающий или опытный специалист, требует определенных затрат на обучение и адаптацию.

Считаю, что российское инженерно-техническое образование находится на достаточно высоком уровне. Конечно, сложно напрямую сравнивать, например, с зарубежными специалистами, так как я не имела опыта взаимодействия с ними. Но многие эксперты отмечают, что наши проектировщики, расчетчики и другие технические специалисты способны составить достойную конкуренцию зарубежным коллегам.

827457b03f891601bdcf0800d415abdd.jpg

– А как ты относишься к целевому образованию?

– Некоторые компании практикуют подготовку студентов еще в университете, вовлекая их в свои проекты. Это имеет определенные плюсы, когда на выходе организация получает "готового" сотрудника. Но такой узкий опыт может стать и минусом, если специалист будет замкнут только в рамках "своей" компании. Важно, чтобы молодые кадры получали разнообразный опыт, развивали широкий профессиональный кругозор. Его еще называют “Т”-образные компетенции. В современных условиях конкуренции очень важно, чтобы инженеры-проектировщики были гибкими, умели быстро адаптироваться к изменениям и находить нестандартные решения. И базовое образование, полученное в вузе, должно служить прочным фундаментом для дальнейшего профессионального роста.

Говорят, что такая "универсальность" невозможна и что специалист не сможет достичь совершенства в каждом направлении. Но это не так - если речь идёт о близких специализациях в рамках одной профессии, то расширение компетенций только улучшит качество работы. Особенно это важно для молодых специалистов, которые только формируют свой профессиональный взгляд и компетенции.

– Мы уже поняли, что ты много работаешь. А как ты отдыхаешь? У тебя есть хобби?

– Для людей понятие "хобби" ассоциируется с чем-то легким, приятным, на что они тратят много времени, могут не спать ночами, проводить в этом хобби все выходные. Но у меня нет такого разграничения между работой и хобби. Я каждое утро встаю и иду на работу не потому, что это обязанность или что-то негативное, а потому что моя работа - это по сути и есть мое хобби, за которое я еще и получаю деньги. Для меня интересно почитать специальную литературу, узнать о новшествах в моей области, послушать профессиональные конференции.

– То есть, ты отдыхаешь, работая?

– Мое отношение к работе сложилось у меня еще со школьных лет. Из всех возможных хобби - вышивание, танцы, рисование - я почему-то выбрала математику и физику. И мне посчастливилось найти профессию, от которой я получаю удовлетворение. Все 5 лет учебы я была счастлива от того, что буду работать в сфере, которая мне нравится.

Отдых важен и от любимой работы. Да, бывают и путешествия, и сериалы, но это скорее просто пауза, смена обстановки, а не полноценное хобби. Я именно тот человек, который получает удовольствие от самой работы. Наверное, поэтому я могу позволить себе быть скрупулезной к деталям - потому что мне это нравится.

– Чего бы ты пожелала коллегам и тем, кто только выбрал путь архитектурно-строительного проектирования и инжиниринга в своей жизни?

– Быть увереннее в себе, не теряться и идти всегда вперед! И, конечно, получать удовольствие от своей работы и ее результатов.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!