Евгения Ежикова, советник генерального директора Центра промышленного дизайна Лаб 20/50, эксперт в области креативного управления и стратегических коммуникаций
Я представляю Центр промышленного дизайна Лаб 20/50. И мы, как никто другой, знаем, что сейчас происходит с промышленным дизайном в России. За последние годы мы видим, как крупные корпорации — такие как ТМХ или Сбербанк — научились выпускать яркие продукты с сильной эргономикой. Эти продукты конкурентоспособны, помогают продавать продукцию и, что важно, формируют образ России как передовой и инновационной страны.
Но есть и другая сторона: до сих пор существуют предприятия, которым приходится объяснять, зачем вообще нужен промышленный дизайн. Именно для таких компаний особенно важна корректировка нормативной базы. Многие научились читать 719-е постановление, регламентирующее количество компонентов — электронных и прочих — внутри устройств. Однако мало кто задумывается, что российский дизайн — это тоже обязательный компонент. То, что выставляется на форумах и выставках, должно обладать национальной идентичностью. Это формирует облик целого государства. Показательно, когда говорят: «Машина русская, а руль китайский». Мы против такого подхода.
У нас есть все необходимое для изменений: сильные университеты, готовящие промышленных дизайнеров, образовательные центры. В частности, у нас есть центр, который учит руководителей корпораций, конструкторов, инженеров понимать, когда нужно заказывать промышленный дизайн. Это должно происходить не в конце проекта, а на этапе ноль, когда только формулируется задача.

Сегодня у нас была дискуссия на эту тему с ведущими промышленными дизайнерами страны. Среди семи участников был, к примеру, производитель новых российских грузовиков БАЗ.
Если говорить о нашем опыте, то есть яркие примеры среди малого и среднего бизнеса, которые сразу делают технику с новым образом. Например, компания «АИР Магистраль», которая выпускает коммунальную технику. Она импортозаместила прежние машины, и теперь улицы убирает машина «Илья Муромец». Скоро появится новая модель в нашем дизайне.
Мы плотно сотрудничаем с корпорацией ТМХ. Вместе с их инженерами мы выпустили более 10 проектов. К примеру, пригородный электропоезд ЭП2ДМ и пассажирский вагон в габарите Т. Это вагон с увеличенным количеством купе и спальных мест. Теперь можно будет в полной мере почувствовать эффект промышленного дизайна: как ездили раньше и как ездят сейчас.

Конечно, нельзя не упомянуть наш флагманский проект — поезд «Москва 2024» для Московского метрополитена. Это абсолютно новый формат пользовательского опыта и эргономики, который транслирует образ современной Москвы.
Москва — один из наших любимых клиентов с точки зрения насмотренности и понимания ценности дизайна. Особенности подхода к дизайну поезда видны в интерьерных решениях: приятные материалы и ткани в обивке сидений, зарядные устройства, расположенные под рукой, продуманный экстерьер и «маска». Практически у всех «масок» транспорта Москвы есть узнаваемая идентичность — код, который считывается в деталях, в изгибах. Это создает единый образ города.
Такие же приемы используются и в федеральном масштабе. Например, у линейки продукции ТМХ есть единое ДНК бренда. Где бы ни находился транспорт, его визуальный код будет узнаваем. Это помогает бизнесу продавать свою продукцию.
Именно за этим к нам обращаются компании из агросферы, станкостроения, даже, казалось бы, из узкоспециализированных областей. Сейчас, например, мы прорабатываем облик шлюзовой камеры для лабораторных исследований — и там тоже важен промышленный дизайн.

Мало кто знает, но мы работаем практически со всеми производителями лифтов в стране. Меняются не только кабины лифтов, но и, например, рекуператоры — устройства, которые видят в основном инженеры и обслуживающий персонал. Раньше это была просто коробка с проводами, а теперь — современное и привлекательное устройство, которое помогает продавать лифты.
Это должно быть привлекательно для бизнеса — и клиенты возвращаются к нам с новыми проектами. Приятно, что наше министерство промышленности тоже об этом задумывается. В прошлом году была сформирована рабочая группа по разработке российской игровой консоли (приставки) — альтернативы импортным аналогам. Мы разработали концепт, и этот проект получил премию «Лучший промышленный дизайн России», которая проводится под эгидой Минпромторга и правительства Москвы.
Этой новостью мы еще мало с кем делились, но ждем также результаты одной уважаемой азиатской премии. Наши проекты уже становятся востребованными, их замечают профессионалы, клиенты, рынок — и не только в России, но и в мире. Если раньше мы смотрели, «как у них», то теперь смотрят, как делается транспорт и промышленность у нас.

Работы, конечно, еще много. Нельзя сказать, что все хорошо. Мы сделали много проектов, но впереди — еще больше. Даже президент в своих выступлениях говорит о важности промышленного дизайна. Для этого создаются условия: федеральный закон о креативных индустриях, реестр студий промышленного дизайна при Минпромторге — тех, что подтвердили свой штат, опыт и компетенции. Мы входим в этот реестр, и это можно проверить.
В заключение: мы очень хотим, чтобы российский дизайн стал на нормативном уровне обязательным компонентом при разработке промышленной продукции.













Комментарии (0)