Одна из вещей, потрясающих в старой Европе – объем материального прошлого - предметов, которые благополучно перемещаются из своего 1 – 6 – 12 - 18 века в наш. Это и здания, и рукотворные ландшафты, и большое количество просто вещей, не отловленных музейными витринами, а имеющих место в обычной жизни.
Я намеренно употребляю выражение «имеющих место» - и фразеологическом и в буквальном смысле. В России такого материального пласта почти нет, а тот, что есть – быстро истончается: в старых домах столярка, не раздумывая меняется на пластик, лепнина закрывается подвесными потолками, подлинные двери вытесняются слепыми стальными заплатками. Процессы утраты материального прошлого неостановимы, пока ценность предмета, несущего историческую память не будет осмыслена обществом.
Моё личное потрясение произошло этим летом в посёлке Сенной, на берегу Таманского залива. Куски керамики, которой ЗАВАЛЕН пляж, тронуты морем – оглажены и выброшены. Они не представляют интереса для археологии – только сигнализируют, что там, откуда их вынесло волной, 26 веков назад кипела жизнь, был город. Бесценные и ненужные дары – когда-то к этим кусочкам глины прикасалась рука человека. А сейчас на городском пляже - это выглядит как не отвеченное рукопожатие.
Другая сторона вопроса – отвалы отработанного археологического материала. Большая часть того, что поднимается из раскопов – не пойдёт в музеи, а будет утилизирована. Эти черепки пролежали 26 веков для того, чтобы быть закопанными на городской свалке. И никуда, кроме утилизации руководитель экспедиции не имеет права их пристроить.
Эти черепки – подлинные кусочки нашей истории и волнующие артефакты, Их идеологическая ценность – подтверждение не сиюминутности обитания на таманской земле, а художественная ценность может быть осмыслена через использование их в отделке рам, зеркал, мозаичных панно, бордюров.
Дорогие дизайнеры! У вас есть возможность наладить производство арт-объектов с использованием поднятой морем керамики 26 века до нашей эры. Нужны только некоторые капиталовложения и разрешение на использование археологических отвалов.
Полина Родкевич
Комментарии (0)