Скрыто

Международная художественная выставка и цикл бесед «Космос - обратная перспектива»

9 марта 2020 19:00
г Москва, Хоромный тупик, д 2/6

9 марта в 19:00 в галерее «2/6» - новом выставочном пространстве на Красных воротах (Хоромный тупик, 2/6), откроется выставка коллажей и графики инициированная известными британскими архитекторами и художниками Фредом Скоттом и Лиз Дэвис и поддержанная их российскими коллегами – архитекторами, художниками, преподавателями МАРХИ Глебом Соболевым и Мариной Соколовой «Космос - обратная перспектива».

Выставка организована художниками при участии Библиотеки № 180 Юго-Запада Москвы и ее Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова, Мемориального Дома-музея К.Э. Циолковского (Калуга) и Музея Первого полета (Гагарин).

d7e4b912de960a2eb66ec2a628cf2356.jpg

Кураторами выставки выступили Глеб Соболев и Анна Горская с российской стороны, и Пьер д’Авуан с британской.

Сквозная тема всех работ - космос, но не в качестве существующей независимо от нас вселенской реальности, а как инструмент «взгляда извне», переоткрытия земных тем, опытов и вызовов.

«Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига», - писал Николай Федоров. Так же и идеи Константина Циолковского о космосе, его предсказания о жизни в невесомости, растут из истории освоения русской равнины, с её снегами и морозами, бесконечными пространствами, сформировавшими культуру народов, живущих на ней. Осмысление космоса началось в России намного раньше появления советской космической программы и служило оно (как впрочем, и сама эта программа в ее истоках) не государству, не идеологии гонки вооружений, а стремлению выйти за наличную цивилизационную, и шире, эпистемологическую раму, сменить «птолемеевский» тупик мысли простором мира как такового.

e0eff5b8a2f40133aa5294c0a4a0db69.jpg

Авторы выставки пытаются предложить космос в качестве той же альтернативной оптики, взяв за основу метафору «обратной перспективы», распределенного видения, геометрически выраженного в русской иконе, и противопоставленного взгляду на мир из одной точки («прямая перспектива»). «Космос - обратная перспектива» - совместный опыт вглядывания в мир в поисках преодоления гравитации мышления.

Лиз Дэвис, побывав в Москве зимой 2017 года, услышала городскую легенду, согласно которой один раз в год, в ночь на 12 апреля, памятник Гагарину на Ленинском проспекте поднимает руки. В ее коллажах эта байка разворачивается в захватывающую нео-романтическую визуальную повесть об оживающей с закатом статуе и ее ноктюрнических странствиях, сшивающих миры человеческого и природного, живого и неживого.

В работах Фреда Скотта эта же тема непрестанной, свободной метаморфозы, парадоксально воплощается через монтажные образы Красной площади, поразившей художника своим потенциально бесконечным изобретательным ресурсом:

cad29c12560f8ca067d2c356c79bac9c.jpg

«В свой единственный приезд в Москву я был потрясен Красной площадью. С ее знаменитыми постройками, Кремлевскими стенами и теми архитектурными массивами, что открываются за их зубцами, это самое впечатляющее городское пространство на моем веку».

Группа соавторов, в которую входил и архитектор Глеб Соболев, в 2019 году в Музее Архитектуры в рамках семинара «НЭР-будущее будет» представила проект на грани архитектуры, социального конструирования и научной фантастики - «Дисперсию», программу нового, переосмысленного с помощью космического воображения, освоения Сибири.

В своих работах, представленных на выставке «Космос – обратная перспектива», архитектор попытался взглянуть с Земли на космос и его освоение через предметный мир Циолковского и Гагарина. За основу коллажей, подготовленных Соболевым для выставки, взяты гуашевые отпечатки поверхностей и предметов, сделанные им в Калуге и Гжатске, в домах-музеях Константина Циолковского и Юрия Гагарина.

162ac140ee08f4a24477ab612387ebcd.JPG

Марина Соколова, архитектор, дизайнер, художник, в серии своих работ проявляет дуализм неба и земли. Черные прямые линии пересекают листы бумаги как фрагменты траекторий космических спутников и метеоритов. Листы с цветными коллажами, несмотря на почти супрематическую геометричность, кажутся связанными с природными цветами ландшафтов Русского Севера в разные времена года. Два этих направления взгляда - на небо и на Землю - пересекаются в работе с видом через полуразобранную кровлю деревянного двора северной русской избы.

На вернисаже выставки запланирована встреча-беседа на тему возможностей и перспектив космического взгляда на Землю. Приглашенный гость - лётчик-космонавт, герой Российской Федерации Сергей Авдеев, на счету которого три космических полета в качестве бортинженера и 10 длительных, многочасовых выходов в открытый космос. Космонавт также продемонстрирует свои и своих товарищей небольшие фильмы о «другой» Земле и «других» землянах – таких, какими они предстают, если смотреть с орбиты. Этой встречей откроется большая культурная программа к выставке.

В ее рамках запланированы лекции и семинары медленного чтения философов и исследователей русского космизма, посвященные взаимоотношениям в нем «вселенского» и «земного», «коперниканского» и «птолемеевского», а также эстетике Николая Федорова и о. Павла Флоренского (его знаменитая работа об иконописной «обратной перспективе»). Антропологи космоса (на земле) в своих выступлениях расскажут о тех вариациях земных оптик, привычек познания, какие они претерпевают на орбите. Задуманы также выступления архитекторов и энтузиастов любительской космонавтики, которые представят свои утопические и изобретательские проекты, отталкивающиеся от космической оптики, использующие ее как инструмент для нового земного воображения. 

Страница выставки: https://www.facebook.com/kocmocosmos/

Комментарии