Старания властей пересадить москвичей с машин на городской транспорт набирают обороты. Необходимость повысить привлекательность общественного транспорта привела к развитию транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). К 2020 г. планируется построить 255 ТПУ – из них 163 капитальных и 92 плоскостных. Изменения затронут 42 действующие станции метрополитена и 42 строящиеся, остальные комплексы будут возведены на железнодорожных платформах. Кроме того, 300 ТПУ появятся в Подмосковье. Ожидается, что первые транспортно-пересадочные узлы откроются уже в 2015 г.
Задачи, которые решаются с помощью ТПУ, разнообразны: уменьшение транспортной напряженности, развитие инфраструктуры на станциях и, как следствие, увеличение доходности пассажирских перевозок. По словам автора проектов ТПУ Малого кольца железной дороги, Т.И. Башкаева: «... это пассажирский комплекс, состоящий из крытых платформ (или одной «островной» платформы) и одного или нескольких «теплых» пассажирских терминалов, которые тесно взаимосвязаны с платформами вертикальными коммуникациями, включая лифты и эскалаторы. Терминалы могут быть как надземными, так и подземными, но должны включать в себя все необходимые элементы для обслуживания пассажиров (магазины, кафе, туалеты и др.)». Транспортно-пересадочный комплекс также должен включать в себя парковки, залы ожидания, камеры хранения, магазины и даже кинотеатры.
К первоочередным капитальным ТПУ относятся станции «Дмитровская», «Нагатинская», «Петровско-Разумовская», «Царицыно», «Тушино», «Тимирязевская», «Выхино» и «Ховрино». Все проекты предполагают строительство многоуровневых паркингов.
В районе Ховрино ведется строительство двух станций метро: «Беломорская улица» и «Ховрино» (проектное название станции «Улица Дыбенко»), которые будут являться продолжением Замоскворецкой линии. По словам Андрея Антипова, председателя Москомархитектуры, планируется также открыть рядом со станцией «Ховрино» транспортно-пересадочный узел. Здесь предполагается разместить перехватывающую парковку, отстойно-разворотную площадку для общественного транспорта и зону для посадки-высадки пассажиров. ТПУ будет размещен на участке площадью 55 га.
Другие два крупных ТПУ появятся на северном участке продления Люблинско-Дмитровской линии метро. Строительство первого ТПУ на этом направлении планируется в районе станции «Петровско-Разумовская», которая строится на северном участке Люблинско-Дмитровской линии метро. Эта станция метро расположена параллельно действующей одноименной станции на Серпуховско-Тимирязевской линии. Обе станции предполагается соединить переходом и сделать пересадочными. Кроме этого в этом районе пересекаются два направления Московской железной дороги: Октябрьское и Савеловское. Рядом с другой станцией, «Селигерской», которая строится на этом же участке продления Люблинско-Дмитровской линии, также планируется соорудить ТПУ, но в его составе будет автовокзал. Предполагается, что на него будут прибывать автобусы из ближайшего Подмосковья.
Один из самых крупных ТПУ – «Выхино». Комплексный проект транспортно-пересадочного узла включает сооружение станций метро на Нижегородской улице, строительство эстакад и реконструкцию Рязанского проспекта, обеспечение пересадки на станцию Московской кольцевой дороги и на платформу «Карачарово» Горьковского направления Московской железной дороги. Для интеграции различных видов транспорта в «Выхино» будет построен вокзальный комплекс, по форме напоминающий футбольный стадион, площадью 600 тыс. м2.
Новое развитие получило также Малое кольцо Московской железной дороги. В настоящее время на территории кольца планируется создание 31 остановочного пункта, из которых 19 крупных транспортно-пересадочных узлов: 12 – с пересадкой на метрополитен, 6 – на радиальные направления и один будет обеспечивать оба вида пересадок одновременно.
На ТПУ станции «Ярославская» предусматривается создание 224 тыс. м2 площадей, включая 107 тыс. м2 офисных сооружений, 23,8 тыс. м2 торговых помещений, 15 тыс. м2 гостиниц и 78,3 тыс. м2 паркингов.
На «Николаевской» предусматривается строительство 240 тыс. м2 недвижимости. На двух станциях – «Пресня» и «Сити» – запланировано создание 172 тыс. м2 площадей – преимущественно офисов и парковок. Крупными стройками также станут ТПУ у станций «Песчаная» – 9,13 тыс. м2), «Ботаническая» (110 тыс. м2), «ЗИЛ» (88,7 тыс. м2) и «Окружная» (75 тыс. м2).
По словам и.о. главы департамента транспорта Максима Ликсутова: «Создание инфраструктуры в рамках проекта МК МЖД повысит транспортную доступность городских промышленных и коммунальных зон и приведет к их развитию».
Однако в улучшении инфраструктуры станций хотелось бы пойти еще дальше, так как комфорт каждого пассажира даже на самой небольшой станции важен. Прекрасным примером подобного подхода является необычный проект транспортно-пересадочного узла для маленьких станций Барневильд-Норд в Нидерландах, по проекту студии NL Architects. Для того чтобы скрасить минуты ожидания автобуса или поезда, архитекторы предложили создать необычные «мини-вокзалы», сконструированные из морских контейнеров.
Времяпровождение на маленьких станциях, как правило, не является чем-то приятным, а иногда и безопасным. Решением проблем малых станций стала программа Prettig Wachten – «приятное ожидание», в рамках которой на 20 станциях сооружаются небольшие постройки с Wi-Fi, телевизором, а также объектом инфраструктуры – к примеру, цветочным магазином или мастерской по починке велосипедов, сотрудники которых также будут следить за порядком и чистотой на всей станции.
Сооруженная из контейнеров постройка дополнена полностью стеклянным первым этажом с кафе и залом ожидания. В центре здания размещена башня, с часами, внутри которой расположен общественный туалет.
Несомненно, развитие транспортной инфраструктуры впечатляет. Первую часть затраченных усилий можно будет увидеть уже в четвертом квартале 2015 г. Однако, помимо развития инфраструктуры на крупных станциях и создания транспортно-пересадочных узлов, требуется комплексный подход к повышению привлекательности пригородного сообщения, улучшения безопасности на станциях и в поездах, урегулирование графика движения общественного транспорта, смещение пассажиропотоков с центральных районов на периферию и многое другое.
В любом случае, развитие транспортно-пересадочных узлов должно принести ощутимый социально-экономический эффект, уменьшить нагрузку на магистрали города и создать дополнительные рабочие места.
Комментарии (0)