Архитектурное,
объемно-планировочное и функциональное решения
Жилой дом в Подмосковье, за реконструкцию которого взялись архитекторы
Вера и Алексей Лобановы, представлял собой типичный особняк периода хаотичной
застройки — «замок» из красного кирпича с коваными решетками на окнах. И
заказчику, и архитекторам он показался непригодным для жилья. И внешний
подавляющий облик, и внутренняя планировка, напоминающая лабиринт среди
небольших неудобных помещений, требовали «оперативного» вмешательства.
Сразу скажем, что архитекторам удалось справиться со всеми проблемами. Причем, сохранив до 80% несущих конструкций, они кардинально поменяли и архитектуру, и планировку. Назначение здания — загородная резиденция для деловых встреч и корпоративных мероприятий, что требовало особой концепции. За основу были взяты принципы конструктивизма — лаконичные формы как проекция тектоники здания.
Дом окружили колоннадой. Она оформила передний план, за которым «спрятался» сам дом. Все, что оказалось между галереей и существующим домом, — стало верандами или открытыми и полуоткрытыми площадками (на одной из них даже растет столетний дуб). Так появились новые архитектурные сюжеты, которые взяли на себя роль ведущей объемной темы.
Вторая тема, которая здесь возникла, — это активная полихромия фасадов: светлосерый, почти белый цвет колоннады, песочный (второй план, постройки хозяйственного назначения) и темносиний основной объем дома со скошенной кровлей, который доминирует надо всем.
Таким образом, оптически была искусственно создана глубина этого здания: светлый передний план на темносинем фоне становится еще ближе, а темносиний фон на заднем плане уходит еще дальше. В результате дом стал масштабнее и крупнее.
Новая архитектура подчинила себе «остатки» первоначального дома. Внутреннее пространство пришлось расчищать от лишних перегородок. Так, раньше, чтобы попасть в гостиную, надо было долго поворачивать, следуя по извилистому коридору.
Архитекторы организовали понятную, простую и явно читаемую центральную ось. Теперь внутреннее, почти 30метровое пространство дома просматривается от крыльца насквозь. В конце этой оси напротив входа в дом находится зимний сад. И зимой и летом — это наиболее притягательная и привлекательная перспектива, притягивающая взгляд. За остекленными почти 4метровыми окнами зимнего сада просматривается растущий на участке лес из берез и елей.
Выстроенная таким образом ось организовала внутреннее пространство. Справа от главного входа появился большой зал, в котором в качестве рудимента сохранилась одна абсида от прежнего дома. Для того чтобы сохранить архитектурные характеристики перестраиваемого дома, ей «ответили» симметричной абсидой, и в результате получился ясно читаемый почти классический интерьер — большой зал с полукруглыми стенами. В одной из апсид установили закручивающийся спиралью кухонный гарнитур. А остальное пространство заняла столовая. Пройдя через этот обеденный зал, можно попасть в большой двусветный зал, а из зимнего сада — на площадку, где растет столетний дуб.
Принцип построения композиции заключается в почти незаметном переходе интерьерных пространств в экстерьерные, и наоборот. Наглядно этот прием демонстрирует небольшой павильон, «оторвавшийся» от основного дома. Это кубический объем с камином (хозяин не хотел устраивать камин в доме).
Уровни дома связывает одномаршевая лестница. На втором этаже с двух сторон от лестничного холла размещаются спальни: гостевая и детская. Каждая спальня имеет большие санузлы. В двусветное пространство общего зала выходит балкон. На третьем этаже находится большая главная спальня и универсальный зал, который можно использовать как танцзал, тренажерный зал и как бильярдную.
Несущие и ограждающие конструкции
Поскольку новое строительство велось вблизи существующего дома и на участке
росли деревья, которые архитекторы хотели обязательно сохранить, фундамент дома
был выполнен железобетонный ростверковый. Перекрытия — монолитные железобетонные.
Кровли плоские, кроме одной — скатной кровли главного объема здания. Плоские кровли
— эксплуатируемые, облицованы керамической плиткой. Скатная кровля покрыта черной
битумной черепицей Katepal.
Технологии внутренней отделки
Лестница из металлических конструкций со стеклянными ступенями и ограждением
— явный представитель стиля хайтек. Это и по функции, и по положению в пространстве
здания, и по дизайну — позвоночник дома. Зал, который примыкает к лестничному холлу,
имеет мощение укрупненного масштаба, которое соответствует масштабу дома.
В зимнем саду в полу устроены глубокие (80 см) ниши для установки контейнеров с крупными растениями — кажется, что деревья и кусты растут прямо из пола. Пол облицован темнокрасной плиткой из полированного керамогранита.
Кухонное оборудование разворачивается по спирали. Дом решается крупными, хорошо читаемыми объемами и формами, и спиральная кухня как раз такой объем. Движение по спирали подчеркнуто встроенными потолочными светильниками.
Универсальный зал обшит металлическими панелями, с которыми хорошо сочетаются зеркальные дверцы встроенных шкафов. По контрасту с холодными металлическими и зеркальными поверхностями особенно выразительно смотрятся участки стен, обшитые тонированной сосновой доской.
Внутри отделка стен продолжает тему экстерьеров — однотонные фактурные поверхности. Но поскольку это всетаки интерьер, в качестве покрытия использовалась не фактурная штукатурка, а обои под окраску.
Потолки подвесные из ГКЛ КНАУФ. Полы первого этажа — теплые водяные, облицованы полированным керамогранитом, в массе которого встречаются искрящиеся кусочки стекла. На втором этаже полы выполнены из массива ясеня с выразительным крупным рисунком («Юнкерс»). Покрытие пола на третьем этаже комбинированное — плитка и массив ясеня.
Энергосберегающие технологии
В старых кирпичных стенах толщиной 51 см были сквозные щели, потребовалась
санация здания и утепление его изнутри и снаружи полужесткими минераловатными плитами
утеплителя (100 мм). Стены оштукатурены.
Комментарии (0)