О неизбежности Госплана

Подпишитесь на канал

«К сожалению, бедой современный России являются дураки,
указывающие нам погибельные дороги» Академик Д.С. Львов

100 лет тому назад 21 августа 1923 в Советском Союзе была утверждена Государственная Комиссия СССР по Планированию (Госплан) при Совете Труда и Обороны СССР Совета Народных Комиссаров СССР (СТО СССР).

d6cb7d285ee92835d4a6633ae0d87dc0.jpg

Прообразом создания Госплана в Республике Советов явилась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), работавшая с 1920 по 1921 год по опеке В.И. Ленина и непосредственным руководством уже знакомого читателям «Строительного Эксперт» Г.М. Крижановского.

В «Положении о Государственной общеплановой комиссии», утверждённой Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 февраля 1921, определено:

«При Совете Труда и Обороны создается общеплановая комиссия для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе плана электрификации и для общего наблюдения за осуществлением этого плана».

Вполне понятно, что руководство Госпланом СССР и де-факто и де-юре решили доверить старому «проверенному в боях за социализм» большевику Г.М. Крижановскому.

98395850c7e2ff4c1c79b260bcafc215.jpg

(О деятельности Г.М. Крижановского на посту Председателя Госплана СССР будет опубликована отдельная статья)

Краткий исторический экскурс в летопись о советском Госплане

Первоначально Госплан СССР играл консультативную роль, координируя планы союзных республик и вырабатывая общий план. В начале своей деятельности Госплан СССР занимался изучением положения в экономике и составлением докладов по определённым проблемам, например, по восстановлению и развитию угледобывающих регионов.

С 1925 Госплан СССР начал формировать годовые планы развития народного хозяйства СССР, которые назывались «контрольные цифры».

Разработка единого экономического плана восстановления и развития страны началась с выпуска ежегодных контрольных цифр, директив на 1925—1926 годы, которыми были определены ориентиры по всем отраслям экономики.

Основной задачей Госплана СССР во все периоды своего существования являлось планирование экономики СССР, составление планов развития страны на различные сроки пока в угоду США и ЕС на плановой экономике России поставили жирный крест в 1992 году.

Неумелые, не умные и непоследовательные попытки взрастить на российской почве дурно отработавшую на Западе либеральную идеологию и разлагающие капилитарно-клептократические отношения, ошибочно называемые «рыночными», закрывают для России все возможности мобилизационного рывка «вдогон» глобальной экономики и служат основным препятствием на пути внедрения шестого технологического уклада (по Кондратьеву) и третьего солидарного мотива человеческой деятельности в производственных отношениях (по Гейблерту), а также социально-экономического процветания богатейшей страны в мире.

Вновь российские и иные трезвомыслящие политики, и экономисты заводят речь о необходимости долгосрочного государственного планирования нашем государстве. Ведь даже «икона и фетиш» наших «эффективных менеджеров» –экономика стран ЕС не стесняется вводить семилетнее планирование.

О плановой экономике большевиков

«Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут…» Из выступления товарища И.В.Сталина (4 февраля 1931 года на I Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности).

Благодаря созданной под руководством большевиков и Сталина плановой системе хозяйствования, экономика Советского Союза не только «вставала на ноги», но гигантскими темпами догоняла передовые капиталистические страны.

c7941bd1378dd689e06072e0b097e977.png

Определяющую роль в этом процессе сыграл Госплан СССР. 

И.В. Сталин и окружавшие его соратники прекрасно понимали, что без планирования и планомерного развития никакую эффективную экономику создать не удастся, поэтому создав Госплан СССР взялись за эффективную социалистическую экономику.

Сталин фактически воздвиг государство-суперконцерн, которое выдержало всю тяжесть агрессии объединенной Европы 1941-1945 годов (подробно в отдельной работе), а в послевоенные годы советский суперконцерн стал полностью самодостаточным и обеспечивал себя и свое население всей необходимой продукцией.

С момента основания Союза Советских Социалистических Республик (СССР) при ведущей роли России, фактический руководитель государства И.В. Сталин стремился сделать его не только политической, но и экономически независимой страной.

Такой подход, способствовал проведению государством самостоятельной внешней и внутренней политики и позволял вести переговоры с любыми партнёрами и по любым вопросам на равных, укреплял обороноспособность, повышал материальный и культурный уровень населения.

b6273e7914b4014e415aaae95e078204.jpg

Курсом индустриализации

Определяющую роль в достижении данных целей играла индустриализация. Именно на неё были направлены основные усилия в предвоенные годы, тратились силы и ресурсы.

При этом руководству СССР удалось добиться значительных результатов. Так, если в 1928 году на производство средств производства (промышленность группы «А») в СССР приходилось 39,5% валовой продукции всей промышленности (ВВП), то в 1940 году этот показатель достигал уже 61,2%.

Благодаря использованию советской плановой системы хозяйствования удалось:

  • во-первых, наиболее оптимально с точки зрения различных затрат провести индустриализацию государства;
  • во-вторых, наиболее выгодно с точки зрения достижения результатов не только разместить значимые производственные мощности, но и создать целые промышленные районы.

В 1938—1940 годах в Госплане СССР специалистами этого ведомства были составлены обзоры о выполнении планов по экономическим районам Союза, планы о ликвидации нерациональных и чрезмерно дальних перевозок.

Были разработаны и проанализированы районные балансы (топливно-энергетический, материальные, производственных мощностей, жилищно- инфроструктурный транспортный), составлены планы по кооперированию поставок в территориальном разрезе, изучены крупные районно-комплексные схемы.

Всё это позволило СССР обеспечить в предвоенные годы высокие темпы экономического развития.

В 1940 году по сравнению с 1913-м валовая продукция промышленности (ВВП) был увеличен в 12 раз, производство электроэнергии — в 24, добыча нефти — в 3, добыча чугуна — в 3,5, стали — в 4,3 раза, выпуск станков всех видов — в 35 раз, в том числе металлорежущих — в 32 раза. Автомобильный парк страны к июню 1941 года вырос до 1 млн 100 тыс. машин.

В 1940 году колхозами и совхозами государству было сдано 36,4 млн тонн зерна. Это позволило не только полностью обеспечить внутренние потребности страны, но и создать необходимые резервы. При этом было значительно расширено производство зерна на востоке страны (Урал, Сибирь, Дальний Восток) и в Казахстане.

Благодаря грамотно построенной экономической системе, усиленно росла оборонная промышленность.

Темпы роста военного производства в годы второй пятилетки составили 286% по сравнению со 120% роста промышленного производства в целом. Среднегодовой темп роста оборонной промышленности за 1938—1940 года составил 141,5% вместо 127,3%, предусмотренных третьим пятилетним планом.

В итоге к началу войны Советский Союз превратился в страну, способную производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству.

de8165f46f2048464507ed0f6128f03a.jpg

Эффективное планирование и планомерное развитие Восточного промышленного района

Идея создания советскими учеными и И.В. Сталиным «восточного промышленного района» была обусловлена несколькими задачами:

  • Во-первых, обрабатывающие и высокотехнологичные производства стремились максимально приблизить к источникам сырья и энергии.
  • Во-вторых, за счёт комплексного освоения новых географических районов страны, были сформированы центры индустриального развития и базы для дальнейшего движения на восток.
  • В-третьих, здесь строились предприятия-дублёры, а также формировался потенциал для возможного размещения эвакуируемых мощностей с территории, которая могла стать театром военных действий или подвергнуться оккупации вражескими войсками.

При этом учитывалось и максимальное вынесение хозяйственных объектов за пределы радиуса действия бомбардировочной авиации потенциального противника.

В третьей пятилетке в восточных районах СССР согласно планам строилось 97 предприятий, в том числе 38 машиностроительных. В 1938—1941 гг. Восточная Сибирь получала 3,5% союзных капиталовложений, Западная Сибирь — 4%, Дальний Восток — 7,6%. Урал и Западная Сибирь заняли первое место в СССР по производству алюминия, магния, меди, никеля, цинка; Дальний Восток, Восточная Сибирь – по производству редких металлов.

В 1936 году только Урало-Кузнецкий комплекс давал около 1/3 выплавки чугуна, стали и производства проката, 1/4 добычи железной руды, почти 1/3 добычи угля и около 10% продукции машиностроения.

На территории наиболее заселённой и хозяйственно освоенной части Сибири к июню 1941 года насчитывалось более 3100 крупных промышленных предприятий, а уральская энергосистема была превращена в самую мощную в стране.

В дополнение к двум железнодорожным выходам из Центра на Урал и в Сибирь были проложены более короткие линии через Казань — Свердловск и через Оренбург — Орск. Построен новый выход с Урала на Транссибирскую магистраль: от Свердловска на Курган и в Казахстан через Троицк и Орск.

Промежуточный вывод:

Размещение предприятий-дублёров на востоке страны в третьей пятилетке, ввод части из них в действие, создание строительных заделов по другим, а также формирование энергетической, сырьевой, коммуникационной и социально освоенной базы позволило Сталину и руководству СССР в начале Великой Отечественной войны не только использовать данные мощности для военного производства, но и развернуть в этих местах и ввести в строй родственные предприятия, перебазированные из западных районов, тем самым расширив и укрепив экономические и военные возможности СССР.

Послевоенный подъём народного хозяйства

По оценке американского экономиста Уолта Уитмена Ростоу, период истории советского общества с 1929 по 1950 год можно определить как стадию достижения технологической зрелости, движения к такому состоянию, когда оно «с успехом и в полном объёме» применило новую для данного времени технологию к основной части своих ресурсов.

Действительно, после войны Советский Союз развивался невиданными для разорённой и обескровленной страны темпами. Благодаря созданной упрямыми большевиками государственной системе, нашли своё дальнейшее развитие многие организационные, технологические и инновационные заделы, сделанные в период Великой Отечественной Войны.

Так, например, война во многом способствовала ускоренному развитию новых обрабатывающих мощностей на природно-ресурсной базе восточных районов страны.

Там же благодаря эвакуации и последующему созданию филиалов получила развитие передовая академическая наука в виде академгородков и сибирских научных центров.

По данным ООН, к концу 1950-х годов СССР по уровню производительности труда уже опережал Италию и выходил на уровень Великобритании. В тот период Советский Союз развивался самыми быстрыми темпами в мире, превосходящими даже динамику роста современного Китая.

Его ежегодные темпы роста в то время были на уровне 9—10%, превышая темпы роста США в пять раз. В 1946 году промышленность СССР вышла на довоенный уровень (1940 г.), в 1948-м превзошла его на 18%, а в 1950 году — на 73%.

Невостребованный опыт

На современном этапе, по оценкам РАН, в стоимости российского ВВП 82% составляет природная рента, 12% — амортизация промышленных предприятий, созданных в советское время, и только 6% — непосредственно производительный труд. Следовательно, 94% отечественного дохода образуется за счёт природных ресурсов и поедание прежнего советского наследия.

В то же самое время Индия, с её поражающей нищетой, только на компьютерных программных продуктах зарабатывает около 40 млрд долларов в год — в пять раз больше, чем Россия от продажи своей самой высокотехнологичной продукции — вооружений.

На фоне военных и послевоенных показателей данные результаты реформ и заявления о том, что советская экономика была неэффективной, попросту смешны.

Следует отметить, что неэффективность экономики СССР стала «проявляться» в послесталинский период, во времена «оттепели» Хрущёва, когда было подорвано сельское хозяйство и особо во времена «брежневского застоя», когда партократия КПСС кланово замкнулась и распоряжалась экономикой СССР как ей заблагорассудится, никак не развивая её, что в конечном итоге и вылилось в «перестройку» Горбачёва и «демократизацию» Ельцина.

И патриотам, и недругам современной России надо честно признать, что неэффективной оказалась не экономическая модель в целом, а формы и методы её модернизации и обновления на новом историческом этапе.

Более того, в 1952 году в своей последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР», которую по праву можно считать политическим завещанием Сталина, он попросту приговорил марксизм как теорию к высшей мере наказания и поставил задачу советским политикам и учёным отказаться от него.

Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что Сталин никогда «марксистом» не был. Он только использовал терминологию «марксизма», поскольку другой терминологии у него не было.

Как методично душили деятельность Советский Госплан, но не смогли убить плановую экономику

Инициированный с Запада информационный штурм на советский Госплан, как весьма эффективный орган государственного управления экономикой, начался еще в 60-70-е годы. Именно тогда некоторые советские учёные-экономисты (А.Г.Аганбегян , А.Я.Лившиц и другие) вдруг заговорили о необходимости кардинальных реформ в экономике, хозрасчётах, слишком жёстких методах планирования и т.п.

Тут же вдруг порожденная хрущевской оттепелью наша активная «творческая интеллигенция», страсть как любящая проявить свои выдающиеся познания о чём-нибудь страшно далеком от сферы их профессиональной деятельности и компетентности, — от богостроительства до квантовой теории, — стала проповедовать в прессе о «чудодейственной» регулирующей силе рынка, отсутствии в экономике «настоящего хозяина», экономической неэффективности государства, в отличие от частника.

А чтобы преодолеть для таких публикаций и так снисходительную к ним цензуру, ссылались на опыт «ленинского НЭПа», который уж вовсе не ленинский, а скорее бухаринский. В общем, в этой среде создавался такой, как ныне говорится, тренд в сторону рынка, против плановой экономики.

Велись вроде бы дискуссионные разговоры об избыточности в СССР контроля и контролёров. Ибо по мнению убогих экономистов «от пера и налитой рюмки» его превосходительство «собственник», как «настоящий хозяин», заинтересованный в конкурентоспособности производимых им товаров, сам осуществит эффективный контроль на производстве и в торговле.

У «инженеров человеческих» душ, судивших об успехах рыночной экономики по витринам супермаркетов на Западе во время своих «творческих» командировок, не хватало серого вещества в головах дабы увидеть де-факто, что вместо «армии контролёров» в рыночной экономике появляются ещё большая армия охранников, всевозможных посредников и ростовщиков, рэкетиров и бандитов.

А космические аппараты и ракетоносители после ликвидации приёмки и системы ОТК вдруг начали падать и взрываться, поезда стали сходить с рельсов, а свежепостроенные жилые здания складывать как карточные домики. Население страны массово травиться от испорченных и фальсифицированных медикаментов и продуктов.

Особо надо обратить внимание, что современная капиталистическая экономика не может продуктивно функционировать без плановых начал.

В действительности, семья и общество в целом, все предприятия от самого маленького до глобального суперконцерна, все территориальные образования от сельской коммуны до транснациональных союзов управляются планово.

Например, Евросоюз уже давно живёт семилетними плановыми циклами и никого при этом не стесняется. Давным-давно существует и мало того процветает директивное централизованное планирование в США (бюджет + крупные корпорации), которое по свои масштабам весьма и весьма превосходит всеми проклинаемое директивное планирование в СССР.

Наряду с обозначенной выше американской моделью планирования существуют японская, французская, индийская и другие. Этим в странах занимаются специальные органы: в Японии — Управление экономического планирования (основано в 1937 году), во Франции — Генеральный комиссариат по планированию (создан в начале 1946 года), в Индии — Плановая комиссия (основана в 1950 году). Везде планирующие органы выполняют свою миссию по подготовке планов с различным горизонтом действия.

Особого разговора достойна китайская модель директивного государственного планирования, но это тема отдельной авторской работы.

Заключение

Даже откровенные апологеты глобального капиталистического мира Бжезинский и Киссинджер признают: «Госплан был главным и весьма эффективным инструментом экономической политики Советского Союза».

Роль Госплана СССР в организации и проведении индустриализации в 30-е годы, эвакуации и мобилизации в годы войны, восстановлении экономики в послевоенные годы, создании ядерного оружия и средств его доставки и паритета в этой области с США, завоевании космоса и создании в СССР второй в мире по мощности экономики невозможно переоценить, о чём наглядно свидетельствуют позитивные показатели выполнения принятых народно-хозяйственных планов, что очень беспокоило США и Запад.

ebea91eb3aa0f73aafc8b6f21baa0fce.jpg

О советском периоде планового хозяйствования с одобрением и восхищением говорили великие представители западной культуры: французы Р. Роллан и А. Барбюс, англичане Г. Уэллс и Б. Шоу, американцы Т. Драйзер и Э. Хемингуэй, германский еврей Л. Фейхтвангер, великие мудрецы Востока Р. Тагор и Д. Неру, великий капиталист американец Г. Форд и политик англичанин У. Черчилль.

Вполне житейским вариантом является ситуация, когда явно барахлит автонавигатор, либо карта туристического маршрута заводит вас не туда и приходится искать испытанного и надежного проводника, следовать советам мудрых людей, таких как Гелбрейт, Кейси, Н.Н. Моисеев. В.В.Леонтьев и другие.

Ныне вполне понятно, что истинную демократизацию российского общества и российской экономики невозможно осуществить иначе как на основе принципа: «выиграла руководящая подсистема – выиграла и управляемая подсистема», а также превращения надстройки российского общества и экономики государства из иерархической «вороватой» монополии в управленческие сообщества, фрактально организованные «снизу-вверх» и нанимающие себе наиболее квалифицированных и мудрых управленцев, начиная от Президента страны и заканчивая чиновниками на местах.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!