Закон, принятый Сеймом 10 августа 1995 года и обнародованный Президентом государства 30 августа 1995 года. (С изменениями, внесенными по состоянию на 20 декабря 2007 года).
Глава I. Общие положения
Статья 1. В Законе использованы следующие термины:
1) застройка - совокупность размещенных на определенной территории сооружений;
(пункт 1 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
2) разрешение на строительство - выданный в предусмотренном Общими строительными правилами порядке документ, удостоверяющий право на проведение строительных работ на объекте;
(пункт 2 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
3) сооружение - появившееся в процессе строительства связанное с землей образование, имеющее определенную функцию;
(пункт 3 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
4) строительная экспертиза - профессиональная проверка, целью которой является дача обоснованного заключения о соответствии строительного проекта, технического состояния сооружения или технических решений выполненных строительных работ требованиям нормативных актов и технических правил.
(пункт 4 в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
5) эксперт по строительству - получившее сертификат физическое лицо, которое по поручению государства, самоуправления или участника строительства проводит строительную экспертизу;
6) строительные работы - составная часть процесса строительства, работы, выполняемые на строительной площадке или на строительстве, в том числе снос;
(пункт 6 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
7) строитель - собственник, владелец или пользователь недвижимой собственности, который сам организует процесс строительства, участвует в нем и несет за него ответственность;
(пункт 7 в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
8) строительное оборудование - (исключен Законом от 7 марта 2002 года)
9) строительная инспекция - (исключен Законом от 7 марта 2002 года)
10) строительный инспектор - государственное должностное лицо или должностное лицо самоуправления, которому предоставлено право контроля строительных работ;
(пункт 10 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
11) строительное изделие - любой материал, деталь или изготовленная промышленным способом конструкция, предусмотренная для монтирования в сооружение;
(пункт 11 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
12) строительство - проектирование всех видов сооружений и строительные работы на них;
(пункт 12 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
13) участники строительства - физические или юридические лица, которые собственностью, финансовыми средствами, работой или услугами участвуют в процессе строительства;
(пункт 13 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
14) строительные нормативы - совокупность обязательных для всех участников строительства норм и правил, регламентирующая строительство и эксплуатацию сооружений, а также разъясняющая строительную терминологию;
(пункт 14 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
15) сертификат на строительную практику или архитектурную практику - документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию физического лица в соответствующей сфере строительства;
(пункт 15 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
16) строительный проект - совокупность документов, чертежей и текстовых материалов, необходимых для осуществления строительного замысла;
17) строительный подрядчик - физическое или юридическое лицо, которое на основании договора, заключенного с заказчиком, выполняет строительные работы;
(пункт 17 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
18) лицо, осуществляющее надзор за строительством, - физическое или юридическое лицо, которое в интересах заказчика осуществляет надзор за строительными работами;
(пункт 18 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
19) инженерная коммуникация - устройство, оборудование или их совокупность, предусмотренные для обеспечения сооружения сырьем, связью, энергетическими и другими ресурсами;
20) лицензия - (исключен Законом от 10 марта 2005 года)
21) самовольное строительство - строительные работы, выполняемые без разрешения на строительство или не соответствующие акцептованному строительному проекту, за исключением предусмотренных Общими строительными правилами случаев;
(пункт 21 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
22) стандарт - (исключен Законом от 7 марта 2002 года)
23) Общие строительные правила - изданные Кабинетом министров правила, регламентирующие основные условия строительства, насколько это не устанавливается настоящим Законом;
24) заказчик собственник, владелец или пользователь недвижимой собственности, по поручению которого на основании заключенного договора ведется строительство, а также самоуправление при приведении в порядок или сносе разваливающихся сооружений и находящихся в списке памятников культуры сооружений либо сносе объектов самовольного строительства;
(пункт 24 в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
25) технические правила - установленные для конкретного строительства, застройки, строительного изделия или процесса строительных работ технические правила;
(пункт 25 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
26) строительная управа - структура самоуправления, в ведении, а также под контролем которой находится строительство на соответствующей административной территории;
(пункт 26 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
27) доступность среды - возможность для людей с двигательными нарушениями, нарушениями зрения или слуха перемещаться в среде в соответствии с запланированной функцией сооружения;
(пункт 27 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
28) строительное ремесленничество - строительные работы, проводимые физическим или юридическим лицом в соответствии с Законом “О ремесленничестве”;
(пункт 28 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
29) архитектурная практика - самостоятельная профессиональная деятельность сертифицированного архитектора;
(пункт 29 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
30) строительная практика - самостоятельная профессиональная деятельность сертифицированного инженера-строителя;
(пункт 30 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
31) третье лицо в страховании гражданско-правовой ответственности строительного подрядчика и строителя - любое физическое или юридическое лицо, за исключением страхователя, застрахованного, работников застрахованного или лица, которое на основании другого договора выполняет строительные работы в пользу застрахованного, страхователя или прочих участников строительства.
(Пункт 31 в редакции Закона от 10 марта 2005 года)
Статья 2. (1) Настоящий Закон определяет взаимоотношения участников строительства, а также их права и обязанности в процессе строительства и ответственность в отношении соответствия созданного в результате строительства сооружения его назначению, экономической выгодности, предусмотренному сроку пригодности и соответствующим нормативным актам, а также компетенцию органов государственного управления и органов самоуправлений в соответствующей области строительства.
(2) Настоящий Закон распространяется на все виды сооружений.
(3) Строительство регулируется настоящим Законом, Гражданским законом, иными законами и нормативными актами, а также обязательными для Латвии международными договорами.
(4) В целях выполнения настоящего Закона Кабинет министров издает Общие строительные правила, строительные нормативы и иные нормативные акты.
(5) За получение в государственных структурах и структурах самоуправлений необходимых для строительного проектирования технических и особых правил уплачивается государственная пошлина. Размер государственной пошлины, порядок ее уплаты и льготы по ней устанавливаются Кабинетом министров.
(Часть пятая в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
Статья 3. (1) Застройка земельного участка разрешается, если его застройка проводится согласно территориальной планировке, детальной планировке (если она необходима согласно нормативным актам) местного самоуправления и входящим в состав этих планировок правилам застройки и если застройка согласована при заключении договора с собственником земельного участка (если застройка не проводится собственником земельного участка).
(Часть первая в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
(2) Ограничения на строительство на отдельных земельных участках регламентируются законами, правилами Кабинета министров, территориальной планировкой и детальной планировкой местного самоуправления. Ограничения на строительство могут быть закреплены в земельных книгах в качестве ограничений права пользования собственностью.
(3) Проектирование и строительство сооружения осуществляются таким образом, чтобы обеспечивалось архитектоническое качество среды, доступность среды, рациональное использование природных ресурсов, а также в отношении всего сооружения и его отдельных частей:
1) прочность и стабильность;
2) пожаробезопасность;
3) безопасность в использовании;
4) гигиеничность и безвредность для здоровья человека и для среды;
5) энергоэффективность;
6) акустические требования.
(В редакции Закона от 7 марта 2002 года)
Глава II. Компетенция органов государственного управления и самоуправлений в области строительства
Статья 4. (1) Общий надзор за строительством и его координация в государстве осуществляется Министерством экономики. Министерство разрабатывает единую государственную политику в области строительства и обеспечивает реализацию этой политики. В целях выполнения указанных задач Министерство:
1) разрабатывает стратегию и программу развития строительства;
2) разрабатывает предложения по совершенствованию системы нормативных актов, регламентирующих строительство;
3) разрабатывает, обобщает и представляет в Кабинет министров на утверждение строительные нормативы;
4) (исключен Законом от 25 мая 2006 года)
5) в пределах своей компетенции рассматривает жалобы на действия структур государственного управления и самоуправлений в сфере строительства;
(пункт 5 в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
6) содержит регистр строительных коммерсантов;
(пункт 6 в редакции Закона от 10 марта 2005 года)
7) обеспечивает государственный контроль в сфере строительства;
(пункт 7 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
8) осуществляет надзор и контроль за соблюдением требований доступности среды в публичных зданиях и сооружениях.
(пункт 8 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
9) содержит информационную базу для обеспечения надзора и контроля за строительством.
(Пункт 9 в редакции Закона от 10 марта 2005 года)
(2) В компетенцию Министерства могут входить также другие предусмотренные нормативными актами обязанности в области строительства.
(С изменениями, внесенными Законом от 27 февраля 2003 года)
Статья 5. (1) Кабинет министров создает Совет по строительству Латвии и утверждает положение о Совете по строительству Латвии.
(Часть первая с изменениями, внесенными Законом от 27 февраля 2003 года)
(2) Основными задачами Совета по строительству Латвии являются:
1) разработка предложений по концепции и стратегии развития строительства;
2) оценка программы долгосрочного развития строительства, а также согласованности законодательных актов и их соответствия концепции развития строительства;
3) рассмотрение предложений по совершенствованию системы нормативных актов в сфере строительства;
4) разработка предложений по стратегии профессиональной подготовки необходимых отрасли квалифицированных специалистов (архитекторов, плановиков, инженеров, техников и рабочих);
5) рассмотрение предложений о важных сооружениях, имеющих государственное значение, и дача заключений об их проектировании, строительстве и финансировании.
Статья 6. (1) Кабинет министров при необходимости устанавливает особый порядок процесса строительства для следующих сооружений:
1) государственных оборонных сооружений;
2) дипломатических представительств и их консульских учреждений;
3) транспортных и телекоммуникационных сооружений и магистральных трубопроводов;
4) сооружений водоснабжения, сбора и очистки сточных вод, сооружений хозяйственного использования бытовых и опасных отходов, карьеров по добыче полезных ископаемых;
5) связанных с радиационной безопасностью сооружений;
6) гидротехнических и мелиорационных сооружений;
7) сооружений для производства, передачи и распределения энергии;
(пункт 7 в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
8) сооружений, планированию помещений которых присвоен статус государственной тайны;
(пункт 8 в редакции Закона от 9 марта 2006 года)
9) сооружений в территориальных водах и эксклюзивной экономической зоне Латвийской Республики.
(Пункт 9 в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
(2) Для упомянутых в настоящей статье сооружений строительные нормативы разрабатываются, обобщаются и представляются для утверждения в Кабинет министров соответствующим министерством.
(В редакции Закона от 7 марта 2002 года)
Статья 7. (1) В компетенции местных самоуправлений находится:
1) разработка и утверждение планировки, детальных планировок своей административной территории и входящих в их состав правил застройки, которые являются обязательными для всех участников строительства и распространяются на сооружения всех видов на административной территории местного самоуправления, а также контроль и обеспечение их выполнения;
2) рассмотрение строительных проектов и принятие решений по ним;
3) выдача и регистрация разрешений на строительство, в том числе регистрация разрешений на строительство, выданных согласно статье 6 настоящего Закона в особом порядке процесса строительства;
(пункт 3 в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
4) контроль за соблюдением участниками строительства требований настоящего Закона и иных регламентирующих строительство нормативных актов и обеспечение законности процесса строительства на своей административной территории;
(пункт 4 в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
5) по меньшей мере один раз в месяц опубликование на своей домашней странице в Интернете, а при отсутствии таковой в местной газете информации о полученных заявлениях о строительстве - учетных картах и принятых в связи с ними дальнейших решениях строительной управы и самоуправления.
(Пункт 5 в редакции Закона от 25 мая 2006 года и с изменениями, внесенными Законом от 20 декабря 2007 года)
(2) Для осуществления управления строительством и контроля за ним местные самоуправления создают на своей административной территории строительные управы.
(3) Управление строительством на административной территории местного самоуправления осуществляется должностными лицами строительной управы, имеющими высшее образование в сфере строительства.
(4) Контроль строительства на административной территории местного самоуправления осуществляется должностными лицами, имеющими предоставленное в установленном частью третьей статьи 29 настоящего Закона порядке право на контроль за строительством.
(5) Местное самоуправление в установленном разделом V Закона об устройстве государственного управления порядке может делегировать другому самоуправлению функции, отдельные задачи, связанные с управлением строительством на соответствующей административной территории, или создавать совместные контрольные службы для выполнения этих задач с сохранением ответственности за выполнение функции в целом.
(В редакции Закона от 10 марта 2005 года)
Глава III. Регулирование услуг по строительству
(Наименование главы в редакции Закона от 10 марта 2005 года)
Статья 8. (1) Если физическое лицо получило соответствующий сертификат на строительную практику или архитектурную практику, оно имеет право самостоятельной практики в следующих сферах строительства:
1) инженерное изыскание;
2) проектирование;
3) строительная экспертиза;
4) руководство строительными работами;
5) строительный надзор.
(Часть первая в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
(2) Сертификаты на строительную практику предоставляются, регистрируются и аннулируются в установленном Кабинетом министров порядке.
(3) Сертификаты на строительную практику предоставляются на срок не более пяти лет.
(4) (Исключена Законом от 7 марта 2002 года)
(5) Если лицо получило соответствующее образование и профессиональную квалификацию в иностранных государствах и это образование и профессиональная квалификация признаны в установленном Законом “О регламентированных профессиях и признании профессиональной квалификации” порядке, это лицо имеет такое же право, как упомянутые в части первой настоящей статьи лица.
(Часть пятая в редакции Закона от 31 марта 2004 года)
(С изменениями, внесенными Законом от 27 февраля 1997 года)
Статья 9. (Исключена Законом от 7 марта 2002 года)
Статья 10. (1) Для осуществления коммерческой деятельности в одной или нескольких сферах строительства, в которых физическому лицу для самостоятельной деятельности согласно части первой статьи 8 настоящего Закона необходим сертификат на строительную практику или практику архитектора, коммерсант должен зарегистрироваться в регистре строительных коммерсантов.
(2) Коммерсант не имеет права выполнять работы в сферах строительства, в которых у него не имеется соответствующих специалистов.
(3) В регистр строительных коммерсантов включается информация о коммерсанте, занятом в строительстве персонале, в том числе о лицах, имеющих право постоянной практики согласно статье 8 настоящего Закона, характеризующие коммерсанта данные, сведения о нарушениях в строительстве и сведения о нарушениях правил регистра.
(4) Регистр строительных коммерсантов является публично доступным, за исключением данных, доступность которых ограничена согласно нормативным актам об охране коммерческой тайны и защите данных.
(5) Порядок регистрации и перерегистрации коммерсантов в регистре строительных коммерсантов и исключения из него, а также порядок содержания и использования данных регистра устанавливается Кабинетом министров.
(В редакции Закона от 10 марта 2005 года)
Статья 10_1. (1) Сертификат на строительную практику или архитектурную практику не требуется строителю, который согласно акцептованному строительному проекту и разрешению на строительство строит, в том числе реконструирует или обновляет одноквартирный дом, подсобные строения жилых домов или сельскохозяйственные нежилые строения в установленных Общими строительными правилами порядке и объеме.
(Часть первая в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
(2) Физическим лицам не требуется сертификат на строительную практику или практику архитектора, если для выполнения строительных работ в соответствии с Общими строительными правилами и иными нормативными актами не требуется утвержденный строительный проект и разрешение на строительство.
(Часть вторая в редакции Закона от 10 марта 2005 года)
(3) Мастерам-ремесленникам не требуется сертификат, если они выполняют работы по строительному ремесленничеству или руководят ими в соответствии с Законом “О ремесленничестве”.
(Часть третья в редакции Закона от 10 марта 2005 года)
(4) (Исключена Законом от 10 марта 2005 года)
(В редакции Закона от 7 марта 2002 года)
Статья 10_2. (1) Если для выполнения строительных работ в соответствии с Общими строительными правилами и иными нормативными актами необходимы акцептованный строительный проект и разрешение на строительство, между участниками строительства, за исключением членов семьи и родственников в первой и второй степени родства, в отношении выполнения работы или оказания услуг заключаются письменные трудовые или подрядные договоры.
(2) Если для выполнения строительных работ в соответствии с Общими строительными правилами и иными нормативными актами не требуются акцептованный строительный проект и разрешение на строительство, обязанности и права участников строительства в отношении формы заключения договоров устанавливаются Гражданским законом, Законом о труде и иными нормативными актами.
(3) Если согласно части первой настоящей статьи необходимо заключение письменного договора, но участники строительства физические лица не заключили письменный договор, то при принятии решения о том, привлекать ли физическое лицо к установленной законом ответственности или принимать другое неблагоприятное для него решение, в дополнение к установленным иными нормативными актами обстоятельствам, если они соответствующим лицом указаны и обоснованы, оцениваются также обстоятельства того, выполнена ли работа и оказана услуга безвозмездно в рамках личных отношений.
(В редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
Глава IV. Основные правила строительства
Статья 11. (1) Земельный участок может застраиваться его собственником или иным лицом, заключившим договор с собственником соответствующего земельного участка.
(2) Застройка земельного участка разрешается, если его застройка не противоречит территориальной планировке и детальной планировке (если она необходима согласно нормативным актам).
(Часть вторая в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
(3) Самоуправление может не разрешить застройку или предложить ее корректировку с мотивировкой в своем решении того, какие нормы законов не дозволяют такое строительство, а также с учетом результатов публичного обсуждения территориальной планировки (детальной планировки) и строительства.
(4) Решение самоуправления может быть обжаловано в суд.
(В редакции Закона от 7 марта 2002 года)
Статья 12. (1) Самоуправление до принятия им решения о строительстве обеспечивает публичное обсуждение предусмотренного строительства, если строительство существенно:
1) ухудшает бытовые условия населения;
2) уменьшает стоимость недвижимой собственности;
3) влияет на среду, но не имеет необходимой оценки влияния на среду согласно Закону “Об оценке влияния на среду”.
(2) Самоуправление может предусмотреть в правилах застройки также другие случаи организации публичного обсуждения строительства.
(3) Публичное обсуждение строительства не организуется, если для территории, на которой оно предусмотрено, имеется действующая детальная планировка.
(4) После рассмотрения заявления о строительстве - учетной карты строительная управа принимает мотивированное решение, согласно которому постановляет организовывать или не организовывать публичное обсуждение строительства.
(5) Кабинетом министров устанавливается порядок оценки необходимости организации публичного обсуждения строительства, а также порядок проведения публичного обсуждения строительства.
(В редакции Закона от 25 мая 2006 года)
Статья 13. (1) Заказчик или строитель до начала строительных работ должен получить разрешение на строительство в порядке, предусмотренном Общими строительными правилами.
(2) При смене заказчика, строителя, строительного подрядчика или собственника земельного участка разрешение на строительство должно быть перерегистрировано. За перерегистрацию разрешения на строительство ответственность несет заказчик или строитель.
(Часть вторая в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
(3) При прекращении строительных работ на период времени, превышающий один год, перерыв в работах с его мотивировкой должен быть зарегистрирован в самоуправлении.
(4) Разрешение на строительство в установленном нормативными актами порядке может отменить строительная управа, вышестоящее над нею учреждение или Государственная строительная инспекция, если заказчик или строитель не соблюдает установленный законом порядок строительства, в течение года со дня получения разрешения на строительство не начинает строительные работы или не регистрирует в самоуправлении перерыв в строительных работах, продолжающийся более одного года.
(Часть четвертая в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
(5) Начало или проведение строительных работ без разрешения на строительство квалифицируется как самовольное строительство, и ответственность за него предусмотрена нормативными актами.
(Часть пятая в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
(С изменениями, внесенными Законом от 27 февраля 1997 года)
Статья 14. (1) Собственник инженерных коммуникаций не может запретить или препятствовать подключаться к ним, если в решении соответствующего самоуправления о строительстве эти инженерные коммуникации предусмотрены для публичного пользования, их мощность до получения заявки о подключении является достаточной и подключение производится в соответствии с технико-эксплуатационными правилами для инженерных коммуникаций.
(2) Собственникам земли и инженерных коммуникаций возмещаются все убытки, возникшие в связи с подключением к соответствующим инженерным коммуникациям.
(3) Порядок получения от собственников разрешений на подключение к дорогам, улицам и инженерным коммуникациям, системам водоснабжения, канализации, тепло-, электро- и газоснабжения и связи и правила этого подключения устанавливаются Общими строительными правилами.
(Часть третья с изменениями, внесенными Законом от 20 декабря 2007 года)
(4) Порядок получения правил оборудования, перемещения или реконструкции сооружений и инженерных коммуникаций на мелиорированных землях или в местах, где они могут повлиять на действие систем мелиорации, устанавливается Законом о мелиорации.
(Часть четвертая в редакции Закона от 31 марта 2004 года)
Статья 15. Порядок выполнения и регистрации инженерно-изыскательских работ (топографических, геологических, гидрологических и др.) для нужд строительства, а также право на их проведение и ответственность за это устанавливаются Строительными нормативами Латвии и иными нормативными актами.
Статья 16. (1) Строительные работы разрешается вести лишь согласно акцептованному самоуправлением строительному проекту, за исключением случаев, предусмотренных Общими строительными правилами.
(2) Порядок проектирования, согласования и акцептования строительного проекта сооружения устанавливается Общими строительными правилами.
(3) Отступления в строительном проекте от технических требований регламентирующих строительство нормативных актов без согласования с соответствующими государственными структурами и структурами самоуправлений возможно в следующих случаях:
1) если альтернативными техническими решениями обеспечивается выполнение установленных частью третьей статьи 3 настоящего Закона требований;
2) если при проведении реконструкции или реновации соответствующие требования в техническом отношении невозможно соблюдать или вследствие их соблюдения строение утратило бы свою культурно-историческую ценность.
(Часть третья в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
Статья 17. Сооружение, его часть или группа помещений используются лишь в соответствии с запроектированными функциями и исключительно после его приема в эксплуатацию.
(В редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
Статья 18. При прерывании строительных работ на период времени, превышающий один год, заказчик или строитель должен законсервировать сооружение в порядке, установленном Общими строительными правилами, и незамедлительно в письменной форме сообщить об этом в соответствующее самоуправление.
(С изменениями, внесенными Законом от 20 декабря 2007 года)
Статья 19. Строительство за счет средств государства или самоуправлений регламентируется нормативными актами о строительстве и нормативными актами о закупке для государственных нужд или нужд самоуправлений.
(В редакции Закона от 7 марта 2002 года)
Статья 20. Строительная экспертиза проводится, если должен быть решен спорный вопрос между участниками строительства, а также по предложению заказчика или строительного управления и в других установленных Общими строительными правилами случаях.
(В редакции Закона от 31 марта 2004 года)
Статья 21. Участники строительства могут пригласить эксперта по строительству для оценки качества предложений в сфере строительства, строительных проектов, строительных изделий и строительных работ, а также для выдачи заключения по другим вопросам, связанным со строительством.
Глава V. Строительные нормативы, стандарты и оценка соответствия строительных изделий
(Наименование главы в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
Статья 22. (1) Все участники строительства, за исключением упомянутых в части третьей статьи 16 настоящего Закона случаев, должны соблюдать Строительные нормативы Латвии, устанавливающие допустимые технические параметры, критерии и ограничения. Строительные нормативы Латвии утверждаются Кабинетом министров.
(Часть первая с изменениями, внесенными Законом от 20 декабря 2007 года)
(2) (Исключена Законом от 20 декабря 2007 года)
Статья 23. (1) Все участники строительства должны соблюдать требования Национальных стандартов Латвии и европейских технических утверждений, если это предусмотрено законами или правилами Кабинета министров.
(2) Национальные стандарты Латвии в сфере строительства утверждаются отраслевыми техническими комитетами по стандартизации и регистрируются латвийской структурой по национальной стандартизации.
(3) Европейские технические утверждения издаются в установленном Кабинетом министров порядке.
(Часть третья в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
(В редакции Закона от 7 марта 2002 года)
Статья 24. (1) Производитель строительных изделий имеет право устанавливать для своих изделий стандарты предприятия. Эти стандарты определяют минимальные требования к качеству сырья и их допустимые колебания, а также технические правила изготовления, хранения, транспортировки строительных изделий и соответствующие им гарантии производителя изделия.
(2) Производитель строительных изделий разрабатывает стандарты предприятия и регистрирует их в Центре стандартизации согласно нормативным актам в области стандартизации.
(3) Стандарты предприятия не могут противоречить Национальным стандартам Латвии и иным нормативным актам.
Статья 25. (1) Производитель (распространитель) строительных изделий обязан прилагать к каждой одновременно проданной партии строительных изделий технический паспорт, инструкцию или иного вида письменную информацию, в которой указывается дата изготовления и поставки соответствующего строительного изделия и гарантированные технические и физические свойства показателей, установленных соответствующими нормативно-техническими документами, а также удостоверяющий соответствие документ согласно Закону “Об оценке соответствия”, если на строительное изделие распространяются требования регламентированной сферы.
(2) Порядок оценки соответствия строительных изделий в регламентированной сфере определяется изданными Кабинетом министров нормативными актами.
(3) За реализацию или встраивание в сооружение строительных изделий, не имеющих технического паспорта продукта, инструкции или иной письменной информации о нем и удостоверяющего соответствие документа или имеющих недействительный удостоверяющий соответствие документ (для строительных изделий, подлежащих требованиям регламентированной сферы), производитель (распространитель) строительных изделий, торговец ими и строительный подрядчик привлекаются к установленной законами и иными нормативными актами ответственности.
(Часть третья в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
(В редакции Закона от 1 октября 1997 года)
Глава VI. Надзор за строительством
Статья 26. (1) Заказчик или строитель имеет право, а в случаях, предусмотренных Общими строительными правилами, обязанность во время строительства приглашать автора (авторов) строительного проекта следить за ходом реализации строительного проекта - осуществлять авторский надзор.
(2) Заказчик или строитель обязан согласовывать с автором (авторами) строительного проекта все изменения в строительном проекте до выполнения соответствующих строительных работ независимо от того, осуществляется или не осуществляется авторский надзор. Изменения в строительный проект разрешается вносить только согласно акцепту его автора (авторов). Изменения могут быть акцептованы в предусмотренном Строительными нормативами Латвии порядке. Несогласование изменений может являться причиной для приостановления строительных работ.
(3) Автор (авторы) строительного проекта обязан в установленных законом случаях осуществлять авторский надзор или назначать своего уполномоченного представителя для осуществления авторского надзора.
(4) Правила авторского надзора в сфере строительства утверждаются Кабинетом министров.
(В редакции Закона от 7 марта 2002 года)
Статья 27. (1) Если строительство ведется за счет средств государства или самоуправлений, соответствующий строитель должен пригласить лицо, осуществляющее надзор за строительством, для надзора за качеством строительных работ и строительных изделий.
(2) Другие строители и строительные подрядчики имеют право, а в случаях, предусмотренных Общими строительными правилами, обязанность пригласить лицо, осуществляющее надзор за строительством, для надзора за качеством выполнения строительных работ и строительных изделий.
(3) Лицо, осуществляющее надзор за строительством, не имеет права вносить изменения в строительный проект.
(Часть третья с изменениями, внесенными Законом от 31 марта 2004 года)
(4) Надзор за строительством может осуществлять представитель кредитующего банка или страхового общества, получивший сертификат на строительную практику или архитектурную практику, если это предусмотрено взаимным договором участников строительства.
(5) Положение о надзоре за строительством утверждается Кабинетом министров.
Статья 28. (Исключена Законом от 7 марта 2002 года)
Глава VII. Контроль за строительством
Статья 29. (1) Государственный контроль за строительством осуществляется входящей в систему Министерства экономики Государственной строительной инспекцией.
(Часть первая с изменениями, внесенными Законом от 27 февраля 2003 года)
(2) Государственная строительная инспекция в дополнение к установленным иными нормативными актами задачам:
1) проверяет соблюдение должностными лицами и государственными структурами и структурами самоуправлений требований законов и иных нормативных актов в сфере строительства;
2) контролирует выполнение требований законов и иных нормативных актов в отношении качества строительных изделий;
3) проводит проверку законности процесса строительства по собственной инициативе в любом случае, а также на основании заявления лица, за исключением случая, когда указанное в заявлении решение или действие согласно нормативным актам подлежит оспариванию или обжалованию в административно-процессуальном порядке;
4) отдает строительным управам самоуправлений указания по устранению констатированных нарушений законности процесса строительства и осуществляет надзор за их выполнением.
(Часть вторая в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
(3) Право контроля в сфере строительства, в том числе за доступностью среды, предоставляется, регистрируется и отзывается для государственных строительных инспекторов и строительных инспекторов самоуправлений Министерством экономики.
(Часть третья в редакции Закона от 7 марта 2002 года и с изменениями, внесенными Законом от 27 февраля 2003 года)
(С изменениями, внесенными Законом от 27 февраля 1997 года)
Статья 30. (1) Строительный инспектор имеет право осматривать и проверять сооружения, входить в них, обследовать их, требовать пояснения и предусмотренные Общими строительными правилами документы, а также просить за счет строительного подрядчика или строителя освободить помещения для доступа в них и открывать части сооружений для проверки построенной конструкции при установлении признаков ее ненадежности.
(2) По каждой проверке строительный инспектор составляет заключение и при необходимости дает указания по устранению нарушений.
(3) Строительный инспектор имеет право приостановить строительство на срок до выполнения данных в заключении указаний.
(4) Если строительство осуществляется без разрешения на строительство или не соответствует акцептованному строительному проекту, строительный инспектор поручает незамедлительно прекратить строительные работы до выполнения принятого соответствующим самоуправлением решения.
(Часть четвертая в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
(5) Если констатированные строительным инспектором нарушения могут быть устранены и строительство продолжено в соответствии с требованиями нормативных актов, самоуправление после оценки констатированных строительным инспектором нарушений может принять одно из следующих мотивированных решений:
1) решение о возможности продолжать строительство с указанием условий для продолжения строительства;
2) решение об устранении вызванных строительством последствий (о сносе сооружения или его части, его восстановлении в прежнем состоянии и т.п.).
(Часть пятая в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
(6) Если строительство ведется без акцептованного строительного проекта, самоуправление принимает решение об устранении вызванных таким строительством последствий (о сносе сооружения или его части, его восстановлении в прежнем состоянии и т.п.).
(Часть шестая в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
(7) Порядок устранения упомянутых в частях пятой и шестой настоящей статьи последствий, вызванных строительством, устанавливается Кабинетом министров.
(Часть седьмая в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
(С изменениями, внесенными Законом от 27 февраля 1997 года)
Статья 30_1. (1) Изданный в процессе строительства административный акт в установленном законом порядке может быть оспорен путем подачи соответствующего заявления в учреждение или обжалован путем подачи заявления в суд.
(2) Заявление в Государственную строительную инспекцию об оспаривании разрешения на строительство не приостанавливает действие этого разрешения на строительство.
(3) Оспаривание или обжалование решения о приостановлении строительства, прекращении строительных работ или об отмене разрешения на строительство, признании его утратившим силу или недействительным не приостанавливает действия этого решения.
(Часть третья с изменениями, внесенными Законом от 20 декабря 2007 года)
(4) Учреждение, получившее заявление, в котором оспорено разрешение на строительство или решение об отмене разрешения на строительство, признании его утратившим силу или недействительным, или суд, получивший заявление, в котором обжалуется решение учреждения об отмене разрешения на строительство, признании его утратившим силу или недействительным, направляет сообщение выдавшему разрешение на строительство лицу и получателю разрешения на строительство о том, что в распоряжении этого учреждения или суда имеется заявление об оспаривании или обжаловании разрешения на строительство.
(5) Строительная управа самоуправления, получившая упомянутое в части четвертой настоящей статьи сообщение, не выдает справку, в которой указывается правовое основание строительства нового строения и характеристика нового строения, и не принимает строение в эксплуатацию до момента, когда решение учреждения становится не подлежащим оспариванию или в законную силу вступает решение суда.
(В редакции Закона от 10 марта 2005 года)
Глава VIII. Приведение в порядок или снос разрушенных сооружений и сооружений, находящихся в списке памятников культуры
Статья 31. (1) Если сооружение полностью или частично разрушено или находится в таком состоянии, что пользование им опасно или оно портит пейзаж, собственник по решению соответствующего самоуправления должен привести его в порядок или снести в соответствии с положениями статьи 1084 Гражданского закона.
(2) Решение самоуправления может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его сообщения.
(3) Если собственник сооружения до установленного срока не выполнил решение самоуправления, самоуправление организует приведение в порядок или снос этого сооружения. Связанные с приведением в порядок или со сносом расходы покрывает собственник сооружения.
(Часть третья с изменениями, внесенными Законом от 7 марта 2002 года)
(4) Решение о сносе сооружения должно быть согласовано с Государственной инспекцией по охране памятников культуры, если здание включено в список охраняемых государством памятников культуры или старше 50 лет.
(Часть четвертая в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
(5) Снос сооружения осуществляется в предусмотренном Общими строительными нормативами порядке согласно акцептованному строительному проекту.
(Часть пятая в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
Статья 32. Преобразование охраняемых государством памятников культуры и находящихся в их охранной зоне сооружений осуществляется их собственниками, владельцами или пользователями согласно Закону “Об охране памятников культуры".
(В редакции Закона от 7 марта 2002 года и с изменениями, внесенными Законом от 20 декабря 2007 года)
Глава IХ. Ответственность и страхование в строительстве
(Глава в редакции Закона от 10 марта 2005 года)
Статья 33. (1) Участник строительства обязан в установленном настоящим Законом и Гражданским законом порядке возместить другому участнику строительства и третьим лицам те убытки, которые он причинил своим действием или бездействием.
(2) Если один из участников строительства заключил договор с другим участником строительства, который согласно статье 8 или 10 настоящего Закона не имеет права на выполнение предусмотренных договором работ, и вследствие некомпетентности этого другого участника строительства причинены убытки третьим лицам, материальную ответственность за упомянутые убытки несет первый участник строительства.
(3) Каждый участник строительства и производитель используемых в строении строительных изделий в рамках своего участия согласно настоящему Закону и Гражданскому закону несет ответственность за убытки, возникшие в установленный Общими строительными правилами срок гарантии, если взаимно заключенными договорами не предусмотрено иное.
Статья 34. (1) Строительный подрядчик и строитель обязаны застраховать свою гражданско-правовую ответственность за нанесенный в результате их действия или бездействия вред жизни и здоровью третьих лиц и причиненный ущерб имуществу третьих лиц.
(2) Если для выполнения строительных работ необходимо разрешение на строительство, гражданско-правовая ответственность строительного подрядчика и строителя подлежит страхованию, причем на срок, пока ведутся строительные работы.
Статья 35. Договор страхования гражданско-правовой ответственности заключается на один год на все строительные объекты с ежегодным возобновлением или заключением его заново или же отдельно на каждый строительный объект.
Статья 36. (1) Лимитом ответственности страховщика является подлежащая выплате максимальная денежная сумма для компенсации фактических убытков, установленная в соответствии с одним страховым случаем и всем периодом действия договора (полиса).
(2) Лимит ответственности страховщика за один страховой случай и за период страхования договора страхования (полиса) в целом указывается в договоре страхования (полисе).
(3) Лимит ответственности за один случай равен лимиту ответственности, установленному за период действия договора страхования (полиса) в целом.
Статья 37. При наступлении страхового случая страховщик, застраховавший гражданско-правовую ответственность причинившего убытки или вред застрахованного лица, выплачивает страховое возмещение в таком размере, который соответствует фактическому размеру причиненного третьему лицу вреда в денежном выражении без превышения установленного договором страхования лимита ответственности страховщика в отношении любого одного случая и с удержанием указанного в полисе собственного риска, который не должен превышать 20 процентов от лимита ответственности.
Статья 38. (1) Причиненный имуществу третьего лица ущерб оценивается с соблюдением принципа компенсации в соответствии с Законом “О договоре страхования”. Размер страхового возмещения устанавливается по договоренности сторон.
(2) В случае спора сторон размер страхового возмещения устанавливается в предусмотренном нормативными актами порядке.
Статья 39. Если при наступлении страхового случая убытки причинены нескольким лицам и размер убытков превышает установленный договором страхования (полисом) лимит ответственности, страховое возмещение исчисляется для каждого запрашивающего лица пропорционально причиненным ему убыткам в таком размере, чтобы общее выплачиваемое возмещение не превышало лимит ответственности указанного в договоре страхования (полисе) одного страхового случая.
Статья 40. Надзор за наличием обязательного страхования гражданско-правовой ответственности строительного подрядчика или строителя осуществляется выдавшим разрешение на строительство лицом.
Статья 41. Порядок страхования гражданско-правовой ответственности и минимальный лимит ответственности страхования гражданско-правовой ответственности устанавливается Кабинетом министров.
Глава Х. Международные договоры
Статья 42. (1) Если международным договором, утвержденным Сеймом, предусмотрены иные строительные правила, нежели установленные настоящим Законом, применяются правила международного договора.
2) Если международным договором, не утвержденным Сеймом, предусмотрены иные строительные правила, нежели законами Латвии, применяются правила законов Латвии.
(С изменениями, внесенными Законом от 10 марта 2005 года)
Переходные положения
1. До издания Общих строительных правил застройка согласуется с органами государственного управления, которые указаны в изданных Кабинетом министров “Правилах территориальной планировки”, и ее начало допускается после публичного обсуждения.
2. (Исключен Законом от 10 марта 2005 года)
3. До 1 марта 1998 года положения частей первой, второй и третьей статьи 31 не распространяются на сооружения, которые были национализированы или иным образом незаконно отчуждены и которые портят пейзаж, если причина такого технического состояния сооружений возникла в период, когда они не находились в законном владении собственника.
4. Лицензия, выданная до этого Союзом архитекторов Латвии, Союзом инженеров-строителей Латвии или Союзом инженеров по технологии тепла, газа и воды Латвии согласно статье 32 Закона “О предпринимательской деятельности”, приравнивается к упомянутому в статье 8 настоящего Закона сертификату на строительную практику или архитектурную практику с указанным в лицензии сроком действия.
5. До утверждения соответствующих строительных нормативов Латвии применяются прежние строительные нормативы.
6. Кабинет министров разрабатывает проект изменений в Законе “О государственном бюджете на 1995 год”, предусматривая 10 штатных единиц строительных инспекторов в региональных комитетах по охране среды.
7. (Исключен Законом от 7 марта 2002 года)
8. Со вступлением в силу настоящего Закона утрачивают силу изданные в установленном статьей 81 Конституции порядке правила Кабинета министров № 17 “Положение о строительстве” (Ведомости Сейма и Кабинета министров Латвийской Республики, 1995, № 4).
9. (Исключен Законом от 10 марта 2005 года)
10. Если в соответствующем местном самоуправлении не имеется разработанной и утвержденной в установленном нормативными актами порядке территориальной планировки (при необходимости также детальной планировки), до 31 декабря 2003 года местное самоуправление имеет право в предусмотренном Общими строительными правилами порядке принимать решение о разрешении на ведение строительства на конкретном земельном участке, за исключением защитной полосы береговых дюн побережья Балтийского моря и Рижского морского залива. В упомянутом решении указываются ограничения на право отчуждения и пользования конкретной земельной собственности, которые собственник должен соблюдать в течение всего периода строительства и существования строения.
(Пункт 10 в редакции Закона от 13 марта 2003 года)
11. После 31 декабря 2003 года в местных самоуправлениях, не имеющих действующей территориальной планировки (в том числе детальной планировки), любое намерение в отношении строительства должно передаваться на публичное обсуждение.
(Пункт 11 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
12. Кабинет министров до 1 апреля 2002 года разрабатывает соответствующие изменения в нормативных актах для обеспечения соблюдения требований доступности среды.
(Пункт 12 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
13. Новая редакция статьи 6 Закона вступает в силу 1 июля 2002 года.
(Пункт 13 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
14. Положения статьи 101 настоящего Закона до 31 декабря 2004 года распространяются также на договорные общества и индивидуальные и семейные предприятия ремесленников.
(Пункт 14 в редакции Закона от 7 марта 2002 года)
15. До 30 июня 2006 года коммерсант, имеющий действующую выданную Министерством среды и регионального развития или Министерством экономики лицензию на предпринимательскую деятельность в сфере строительства и осуществляющий деятельность в соответствии с условиями лицензии, может не регистрироваться в регистре строительных коммерсантов.
(Пункт 15 в редакции Закона от 10 марта 2005 года)
16. Кабинет министров до 1 июля 2006 года издает соответствующие нормативные акты для обеспечения выполнения пункта 9 части первой статьи 4 Закона о строительстве.
(Пункт 16 в редакции Закона от 10 марта 2005 года)
16_1. До дня, когда предусмотренная пунктом 9 части первой статьи 4 настоящего Закона информационная база данных полностью начнет работу, местное самоуправление направляет в Министерство экономики информацию о выданных разрешениях на строительство и принятых в эксплуатацию сооружениях. Министерство экономики обеспечивает другим учреждениям государственного управления доступ к этой информации, если она необходима этим учреждениям для выполнения установленных нормативными актами задач. Кабинет министров устанавливает, в каком объеме и порядке направляется информация о выданных разрешениях на строительство и принятых в эксплуатацию сооружениях, а также порядок доступности этой информации другим учреждениям государственного управления.
(Пункт 16_1 в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
17. Нормы настоящего Закона, регулирующие регистрацию и страхование гражданско-правовой ответственности строительных коммерсантов (изменения в пункте 20 статьи 1, части четвертой статьи 101 и статье 37, а также новая редакция пункта 31 статьи 1, пункта 6 части первой статьи 4, статьи 10, части второй статьи 101 и главы IX настоящего Закона), вступают в силу 1 июля 2005 года.
(Пункт 17 в редакции Закона от 10 марта 2005 года)
18. Пункт 8 части первой статьи 6 Закона имеет силу до 31 мая 2007 года.
(Пункт 18 в редакции Закона от 9 марта 2006 года)
19. Новая редакция статьи 12 Закона (устанавливающая случаи, когда самоуправление обеспечивает публичное обсуждение строительства и когда публичное обсуждение строительства не организуется) вступает в силу 1 января 2007 года.
(Пункт 19 в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
20. Публичное обсуждение строительства, начатое и не завершенное до 31 декабря 2006 года, должно быть завершено в порядке, имевшем силу на день начала публичного обсуждения соответствующего строительства.
(Пункт 20 в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
21. Кабинет министров не позднее чем до 1 ноября 2006 года издает правила, предусмотренные частью седьмой статьи 30 настоящего Закона.
(Пункт 21 в редакции Закона от 25 мая 2006 года)
22. Кабинет министров до 31 декабря 2008 года издает правила, упомянутые в части пятой статьи 2 настоящего Закона.
(Пункт 22 в редакции Закона от 20 декабря 2007 года)
Комментарии (0)