В 2016 году в издательстве НГУАДИ (Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств) вышла в свет книга Владимира Талапова и Чжан Гуаньина «Информационное моделирование памятников архитектуры на примере древнекитайской системы доугун» (186 страниц, цвет, формат А4).
Это – первая книга в нашей стране (да и в мире), посвященная применению технологии BIM при работе с памятниками архитектуры. Сразу после выхода монография вызвала повышенный интерес у специалистов и была награждена Дипломом 1 степени в номинации «Учебно-методическая литература» на XXV Международном смотре-конкурсе выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну, проводимом МООСАО (Международная общественная организация содействия архитектурному образованию).
Рис. 1. На обложке первых восьми экземпляров в слове BIM при печати в типографии пропала буква В, что сразу перевело эти книги в разряд раритетов.
Один из авторов новой книги, Владимир Талапов, ответил на некоторые наши вопросы.
Владимир, чем вызвано желание написать про BIM именно для памятников архитектуры?
Идеи BIM в России побеждают, и сейчас, пусть еще весьма часто болезненно и противоречиво, разворачивается конкретизация процесса внедрения технологии информационного моделирования в современном строительстве (https://ardexpert.ru/article/6787 ). Что же касается памятников архитектуры, то на них внимания практически не обращают. Хотя это тоже здания и сооружения, часто – новаторские для своего времени. Так что наша книга – ещё один шаг на пути восполнения этого пробела.
Дело в том, что все стадии жизненного цикла здания, о которых сейчас модно говорить, у объектов культурного наследия замысловато переплетены и собраны в один – работа с памятником архитектуры. Здесь и научные исследования, и мониторинг состояния, и управление эксплуатацией, в том числе коммерческой, проектирование, экономический рассчёт, организация и реализация реставрационных работ, виртуальная реконструкция и многое другое. Всё это очень сложно, ответственно и затратно. Поэтому я считаю, что применение BIM может дать для памятников архитектуры даже больший эффект, чем в «обычном» строительстве.
Конечно, здесь много специфики, которой нет в проектировании и строительстве, и я об этом писал (http://www.marhi.ru/AMIT/2015/2kvart15/talapov/abstract.php), но также я писал и о том, что BIM становится своеобразным технологическим мостиком между прошлым и современностью, между культурами разных эпох, и определенным гарантом защиты от утраты знаний, наработанных мастерами предшествующих поколений.
Хорошо. Но почему вышедшая в России книга по этой теме посвящена китайской архитектуре?
Думается, причин две. Первая: Чжан Гуаньин – мой аспирант, и вышедшая книга – основа его кандидатской диссертации, которую, правда, еще предстоит защищать. Это – новаторская работа, она выполнена на стыке традиционной истории архитектуры и информационного моделирования, поэтому не укладывается в привычные рамки подобных работ и вызывает много вопросов и недопониманий на разных уровнях, так что широкая известность ей не помешает. Хотя она уже опубликована в нескольких статьях, а в 2013 году была отмечена премией Autodesk Innovation Awards Russia. Читателям сайта «Строительный эксперт» она была представлена в статье «Технология BIM: уникальная возможность работы с памятниками деревянной архитектуры» (https://ardexpert.ru/article/6134 ). Кстати, там были представлены и другие работы наших молодых специалистов, уже по русскому деревянному зодчеству.
Вторая причина: китайская система доугун уникальна (хотя она имеет много национальных аналогов по всему буддистскому Востоку). Она практически полностью сформировалась к XII веку и представляет собой, говоря современным языком, многопараметрическую библиотеку элементов, из которых по разработанным тогда ещё правилам собирались строительные конструкции и проводились определенные расчеты. Другими словами, система доугун как будто специально создана для BIM. И мы (в первую очередь самоотверженный и фантастически работоспособный Чжан Гуаньин) этим воспользовались – в основном создали компьютерную библиотеку элементов системы доугун и разработали методику её (этой библиотеки) использования.
Рис. 2. Фрагменты описания моделирования элемента сяан системы доугун. По понятным причинам основная работа выполнялась в китайской версии программы Revit. По приведенным в книге иллюстрациям несложно перевести этот процесс и в русскоязычную версию Revit, что станет еще и хорошей «гимнастикой для ума».
В итоге, если раньше применение системы доугун в памятниках архитектуры Древнего Китая вызывало у большинства современных архитекторов только трепетное восхищение, то теперь специалист среднего уровня может всё это использовать через соответствующие компьютерные программы в повседневной практике.
Все работы велись в программе Autodesk Revit, но результаты могут переноситься для использования и в инструментарий других производителей.
Что содержится в книге?
Фактически речь идёт о двух книгах в одной обложке. Первая книга посвящена описанию системы доугун и классификации её элементов. Думается, это первое столь подробное описание системы доугун на русском языке.
Оно получалось не просто, поскольку большинство дошедших до нас письменных источников создано на старокитайском языке с минимальной графической информацией. И здесь нам принципиально помогло трёхмерное компьютерное моделирование, позволившее восполнить информационные пробелы первоисточников и добиться большего понимания предназначения того или иного элемента.
Вторая книга – это уже BIM. Приведены как общие идеи информационного моделирования памятников архитектуры, так и описание методики моделирования в программе Autodesk Revit на примере конкретных «гунов». В завершении показана сборка созданных библиотечных элементов на примере конкретного памятника – храма Шенмудянь (храм Святой Матери) в Южном Китае.
Рис. 3. Современный вид храма Шенмудянь и Чжан Гуаньин, стоящий на его ступеньках.
Этот деревянный храм интересен не только тем, что простоял уже больше 900 лет, но и тем, что в нём использованы элементы доугун сразу двух основных типов (по китайски – цаев).
Рис. 4. Авторская реконструкция стадий возведения храма Шенмудянь, получаемая по его информационной модели.
Конечно, мы не смогли поместить в книгу всё, что узнали о системе доугун и её моделировании за несколько лет работы – это были бы тысячи страниц. Но основу постарались изложить.
Надеюсь, что книга заинтересует архитекторов и историков, проектировщиков и исследователей. Думаю, она будет полезна и специалистов, внедряющих BIM в современном строительстве, особенно для тех, кто считает, что «нет ничего сложнее сборного железобетона» - широта кругозора всегда помогает правильно оценить свою деятельность и её результаты.
Рис. 5. Общий вид информационной модели храма Шенмудянь в Китае, построенной с использованием библиотеки элементов системы доугун двух основных типов.
В нашей стране, где памятников архитектуры, особенно деревянного зодчества, очень много, а денег на них хронически не хватает, использование при работе с памятниками технологии BIM может повысить как организационно-технологический, так и экономический уровень этого направления научной, культурной и строительной деятельности.
Комментарии (0)