В строительной отрасли России произошло важное событие – 11 июня этого года появился «Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета» (http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52154 ), в котором наш президент определил решение важнейших задач строительной политики на ближайшую перспективу. Среди них – внедрение BIM.
В поручении президента говорится о внедрении BIM в сфере строительства, а не в проектировании, как это рассматривалось раньше в плане Минстроя, и определён срок появления такого плана – 1 сентября 2016 года.
Правда, на сайте Минстроя эта дата превратилась в 1 декабря, но, думается, с этой нестыковкой быстро разберутся.
Срок для разработки нового плана довольно сжатый, но реальный, если подойти к этому вопросу ответственно и профессионально. К сожалению, прежний план Минстроя с самого начала «не вызывал восторга», главным образом из-за ориентации только на проектирование, о чем я уже писал ранее (http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=17535 ). Поэтому очень хочется, чтобы «второй заход» во внедрении BIM в России был более удачным.
Кратко сформулирую несколько тезисов, учёт которых должен помочь успешному переходу на BIM.
1. Прежде всего надо разработать общую стратегию внедрения BIM в России
И эта стратегия должна ориентироваться на реальные сроки осуществления. Для сравнения: в Великобритании в 2011 году было заявлено о начале «законодательного» внедрения BIM с 2016 года (начавшийся период можно назвать подготовительным), с 1 апреля 2016 года госзаказы стали получать только те, кто работает в BIM (началось «принудительное» государственное стимулирование), завершение «полноценного» перехода на BIM планируется к 2025 году.
2. Начинать надо с Заказчиков
Именно заказчики (а также связанные с ними инвесторы и собственники) должны формулировать требования к новой технологии (свои ожидания), которые затем в профессиональной подаче (стандартах, регламентах, требованиях, конкурсных процедурах, рекомендациях и т.п.) доводятся до остальных участников проектно-строительной индустрии, куда в широком понимании входит и эксплуатация зданий.
Мировой опыт показывает, что внедрение BIM «от проектировщиков» является однобоким и часто ошибочным. Другая ошибка – неучастие в этом процессе строителей.
Основной заказчик у нас – это государство, так что вполне логично ему и быть инициатором процесса внедрения BIM.
3. Надо разобраться с жизненным циклом объекта строительства
Формула «проектирование – строительство – эксплуатация – снос» правильна, но она слишком проста для серьезной работы. Надо более подробно изучить и сформулировать по внутренним этапам каждую стадию жизненного цикла здания или сооружения, причем с учётом специфики именно России, чтобы затем чётко определять требования к моделированию внутри этих этапов и при переходе из одного этапа в другой.
4. Только после этого можно приступать к разработке отечественных BIM-стандартов
Прежде, чем создавать BIM-стандарты, надо ясно понимать, кому и зачем они нужны, какие цели преследуют и каких результатов позволяют достигать.
При этом, конечно, надо изучать и использовать мировой опыт, но также надо помнить, что все мировые разработки прежде всего направлены на достижение конкретных (явных или завуалированных) целей своих разработчиков, о чём неоднократно писалось, например, в «скандинавском цикле» статей или в публикации про концепцию Open BIM (https://ardexpert.ru/article/5520 ). Поэтому «механическое копирование» в вопросах стандартов крайне нежелательно и даже опасно.
5. Органы строительной экспертизы должны быть как активными законодателями, так и участниками процесса внедрения BIM
Достаточно отметить, что для большинства наших проектировщиков единственный авторитетный орган – это экспертиза. А поскольку многие сотрудники органов экспертизы – совместители, то внедрение BIM в экспертизе органично связано со всей строительной отраслью.
6. Координировать внедрение BIM в России с Беларусью и Казахстаном
Эти страны вместе с Россией связаны многими соглашениями в области строительных требований и правил, в том числе и по оформлению документации. И эти соглашения придётся учитывать при внесении в эти требования и правила необходимых для внедрения BIM изменений, в одностороннем порядке ни одна указанная страна этого делать не может.
Отметим, что Беларусь начала внедрение технологии информационного моделирования зданий на государственном уровне раньше нас и имеет уже определенный опыт, как положительный, так и отрицательный (https://ardexpert.ru/article/5000 ). Казахстан сейчас начинает государственное внедрение BIM.
7. Создать для внедрения BIM в России «мозговой центр»
Вот здесь вполне допустимо (даже приветствуется) «слепое копирование» опыта Великобритании, когда в одну команду собираются несколько десятков «университетских профессоров» для конкретной разработки тех или иных пунктов программы внедрения BIM. Задача этих людей – работать над решением возникающих задач (постоянно или по совместительству, но за конкретную зарплату) с использованием накопленных ими специальных знаний и опыта. Просто чиновники министерства с подобной задачей не справятся.
Опыт других стран (да и России тоже) показал, что если вместо такой «рабочей группы» появляется некий совещательно-рекомендательный орган, куда входят директора, начальники и председатели всевозможных советов и комитетов и который принимает резолюции и утверждает планы, то толку во внедрении BIM не будет.
Кстати, такая группа должна участвовать и в разработке нового плана, предусмотренного поручением президента.
8. Предусмотреть адекватный бюджет для внедрения BIM в России
В целом же новые поручения президента вселяют новую порцию оптимизма в перспективу внедрения BIM в России.
Комментарии (0)