BIM и Театр: искусство возможного. Часть 1,2,3.
BIM и Театр: искусство возможного. Часть 5
Мария Золотова, BIM-специалист строительной компании, по первому образованию – театральный режиссер,
Софья Минина, BIM-менеджер, по второму образованию – психолог,
Владимир Талапов, BIM-эксперт, всего одно образование – математик.
Информационное моделирование зданий и сооружений, как творческий процесс, имеет много общего с не менее творческим процессом постановки театральных спектаклей. Поэтому изучение театрального опыта, его наработанных взаимосвязей участников и методик их взаимодействия может существенно помочь становлению и использованию BIM в строительной отрасли.
В этой части речь пойдет о тех, кто вроде бы непосредственно не участвует в постановке спектакля или информационном моделировании, но от кого эти процессы существенно зависят.
«Кто платит, тот и заказывает музыку»
Итак, кто же в театре «заказывает музыку»?
Напрашивается вполне очевидный ответ: «тот, кто платит». А кто это? Кто заказывает спектакли театру?
Давайте начнем с тех, кто платит.
Прежде всего сценической деятельностью занимаются не только театры, но и многие другие организации (клубы, культурные центры, концертные залы, киностудии и т.п.), которые объединяются общим термином «учреждения культуры». Они могут быть государственными, частично государственными или полностью частными. И значительную часть финансирования эти организации получают от своих учредителей, что вполне закономерно определяет и часть репертуара.
Другая часть финансирования – это результат активности самого учреждения культуры (различные гранты, конкурсы, целевые программы, собственные предложения каких-то проектов, спонсорская помощь). И эта часть финансирования тоже влияет на определение репертуара.
Наконец, есть еще собственная коммерческая деятельность, которая в идеале дает учреждению культуры определенную самостоятельность в творчестве. Но это – только в идеале. На самом деле эффективность коммерческой деятельности сильно зависит от типа учреждения культуры, конъюнктуры рынка и имеющихся в его распоряжении ресурсов и опять же от политики учредителей. Пожалуй, в наиболее выгодном положении здесь находятся киностудии и концертные залы, а также «именитые» театры, для всех остальных коммерческие доходы основными не являются.
Теперь посмотрим, кто в театре определяет, «какую музыку исполнять»?
Другими словами, попробуем понять, кто в театре распоряжается поступающими деньгами и формирует конкретный репертуар (фактически – финансовый план).
Сразу оговорим, что указанные далее должности могут называться по-разному и иметь разное структурное оформление, но схематически формированием репертуара занимаются директор театра и художественный руководитель (главный режиссер), часто подкрепленные в своей работе коллегиальным органом типа художественного совета. Это они начинают сводить воедино поступающие деньги и методы их освоения, учитывая запросы тех, кто эти деньги выделяет, а также творческие устремления труппы.
Часто при формировании репертуара, например на ближайший год, может возникать понимание, что имеющихся средств не хватит, и тогда руководство театра либо ведет поиски дополнительных средств, либо сокращает свои замыслы, чтобы уложиться в отведенные суммы (вспоминает про концепцию «бедного театра»).
Возможны и репертуарные инициативы (предложение новых постановок) от самого руководства театра, что также потребует дополнительного поиска средств на их реализацию.
В любом случае схема «кто платит, тот и заказывает музыку» в столь прямом виде уже не работает, она должна дополняться обратной схемой «музыкант играет для того, если ему адекватно платит».
В сфере искусства и культуры важно учитывать двусторонние взаимоотношения между заказчиком и исполнителем. Необходимо обеспечивать адекватную оплату музыкантов и других творческих работников, чтобы сохранять высокое качество исполнения и поддерживать важность искусства в обществе. Понимание и уважение обеих сторон, заказчика и исполнителя, играют важную роль в создании и финансировании театральных произведений.
Поэтому чем серьезнее театр, тем большее значение в его работе имеет попечительский совет (или подобный орган), посредством которого и достигается гармония процессов сценической деятельности и их финансирования.
Таким образом, простая на первый взгляд формула для формирования репертуара «плачу – заказываю» в действительности выглядит более сложно и дипломатично. Например, если спонсор платит и хочет «Кота в сапогах», то театр, принимая деньги, должен объяснить спонсору, что это не так просто. Костюм сшить не сложно, а вот перевоплотиться в кота может не каждый, такого актера еще найти надо! Но за хорошие деньги это сделать легче.
Рис 1. «Кот в сапогах» в Театре имени Евгения Вахтангова. Не каждый театр в состоянии поставить такой спектакль.
Подведем некоторый итог: в театре заказ спектаклей обычно осуществляется финансирующими организациями, такими как государственные учреждения, частные спонсоры, благотворительные фонды, а также самим театром. Заказ “музыки” может осуществлять и художественный руководитель театра или режиссер конкретной постановки. Здесь важно найти баланс между бюджетом и художественными целями, чтобы обеспечить качественные и зрелищные постановки.
Информационное моделирование: кто здесь «платит и заказывает музыку»?
При использовании BIM всё выглядит вроде бы проще. Если создается модель существующего объекта, то у нее есть конкретный заказчик – владелец этого объекта, который финансирует работу, а затем будет пользоваться информационной моделью.
Если же речь идет о новом (создаваемом) объекте, то здесь несколько сложнее - информационное моделирование имеет двух заказчиков: эксплуатанта (будущего владельца объекта после завершения его строительства) и технического заказчика (отвечает за создание объекта, то есть проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию).
Однако в любом из этих случаев в BIM проблем с формированием репертуара нет: план работы наполняется тем, что требует заказчик. Более того, заказчик даже выставляет в приложении к договору подряда свои информационные требования, где подробно описывает, какую информационную модель он в итоге должен получить. Правда, заказчику часто самому требуется помощь в определении того, чего он хочет, вернее, как это должно выглядеть и как этого достичь, которую способны оказать «драматурги», но об этом речь пойдет чуть позже.
Так что вроде бы в BIM формула «плачу – заказываю» работает напрямую.
Но есть нюансы, прежде всего в период возведения здания, которые многое меняют. С одной стороны, технический заказчик должен учитывать пожелания (информационные требования) эксплуатанта, которому по завершении своего этапа работы он должен передать построенный объект и его модель. С другой стороны, техническому заказчику на инвестиционном строительном проекте приходится иметь дело не с директором театра, у которого в подчинении актерский коллектив, а с целым набором бродячих трупп (проектировщики, подрядчики, смежники, контролирующие органы и т.п.), для которых он и должен стать «директором театра». Причем каждый из участников проекта – это самостоятельный театр со своими актерами и режиссерами, но для всех нужен еще общий режиссер и директор.
Так что просто заказать и оплатить «Кота в сапогах» не получится, придется еще и самому работать, иначе кот может стать вовсе не тем котом, которого ждешь.
Еще одна особенность – в процессе создания объекта могут появляться модели, которые нужны только для выполнения этой работы, но не для дальнейшей итоговой передачи. Например, эскизные (концептуальные) модели, модели выполнения строительных работа или монтажа оборудования, строительного контроля и многого другого. В театре это бы соответствовало спектаклям «только для труппы», которые зрители не увидят.
Таким образом, «театр» у технического заказчика становится более сложным, даже многоуровневым.
Это требует от технического заказчика хорошего понимания процесса информационного моделирования на всем инвестиционном строительном проекте и грамотной организации этого процесса. Поэтому у технического заказчика должен быть свой BIM-менеджер, другие BIM-специалисты, в частности для среды общих данных и строительного контроля. И это при том, что подобные специалисты должны быть практически у всех подчиненных заказчику участников проекта. Но это не дублирование, это схожая работа каждого на своем уровне.
Чтобы облегчить себе жизнь и сделать применение информационного моделирования действительно эффективным, заказчик быстро начинает понимать необходимость иметь вокруг себя команду подрядчиков, которых он знает, с которыми сработался, но самое главное - которые хорошо разбираются в BIM и им не придется объяснять, как перевоплощаться в Кота в сапогах.
К сожалению, действующее в России законодательство не способствует формированию таких команд, хотя в мире подобная практика развивается и носит название Интегрированного выполнения проекта (IPD) (https://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=15303 ). Российские нормы и правила для технического заказчика, особенно в области BIM, требуют серьезного пересмотра.
Но у заказчика всегда есть возможность формировать вокруг себя некий «клуб единомышленников» (театральный попечительский совет), который, в отличие от театрального, призван прежде всего работать на технического заказчика, неформально создавая команду потенциальных исполнителей.
Один из основоположников практического применения BIM американский архитектор Фрэнк Гери прекрасно продемонстрировал всему миру возможность создания вокруг заказчика (в данном случае самого Фрэнка Гери) «команды BIM-единомышленников», суммарная эффективность работы которой в разы превосходит эффективность каждого из участников как индивидуального игрока (https://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=16497 ). Такие команды создавались через практическую проверку её членов на владение новыми технологиями и способность их осваивать на пилотных проектах.
При этом для самого Гери главным достижением стало то, что он, имея такую команду (несколько команд), теперь может успешно реализовывать свои проекты любого уровня сложности. А другие смотрят с галерки на его фантастические «спектакли» и завидуют. Но объект зависти здесь не BIM, а сам Фрэнк Гери, который смог этот «дорогой и вредный» BIM правильно организовать и превратить в мощный инструмент получения прибыли.
Рис 2. Слева: один из реализованных шедевров – отель «Маркес Де Рискаль», Риоха, Испания. Справа: архитектор Фрэнк Гери и созданная по его эскизу бутылка к 150-летию коньяка «Хеннесси».
При информационном моделировании уже существующих объектов ситуация несколько отличается от строительства, там много своих особенностей, что-то легче, что-то сложнее, но драматизма и там хватает.
Таким образом, прямолинейная формула «плачу – заказываю» для BIM в реальности тоже не столь примитивна, как может показаться на первый взгляд.
В любом случае схема «кто платит, тот и заказывает музыку» в столь прямом виде уже не работает, она должна дополняться обратной схемой «музыкант играет для того, кто ему адекватно платит».
Теперь о тех, кто не платит, но тоже заказывает музыку
Да, есть и такие! В театре это зрители.
Станиславский говорил, что зритель - «третий творец спектакля». Зритель – это самая главная, естественная, внешняя и независимая оценка спектакля, которая просто необходима для сценической деятельности.
Рис 3. Реакция зрителей для театра – это массовая, а потому объективная, оценка творчества и дополнительный стимул в работе.
Конечно, это преувеличение, что зритель не платит. Он как минимум покупает билет на спектакль. Но, во-первых, покупка происходит уже после завершения работы над спектаклем, когда деньги уже потрачены. Хотя возврат денег – это всегда хорошо.
Во-вторых, стоимость одного билета для масштабов театра незначительна, но эти деньги становятся существенными при умножении на количество зрителей. И если зритель массово не пошел на спектакль, то это провал, такую премьеру снимают с показа, часто не дожидаясь закрытия сезона. Но если зрителю понравилось, то спектакль может оставаться в репертуаре на многие годы.
Конечно, отдельный зритель может чего-то не понимать в современной искусстве и даже быть капризным. Может и большое количество зрителей не воспринимать идеи режиссера, пусть даже очень новаторские. Но в любом случае с оценкой зрителей надо считаться. Поэтому современный театр давно уже понял, что со зрителем надо работать, его надо «готовить», формировать его уровень культуры, его вкусы, а также знать и учитывать его массовое мнение и такое же массовое ожидание.
Рис 4. Самая примитивная, потому довольно распространенная, форма работы – заставить зрителя «полюбить» то, что ему показывают, четко сформулирована в рассуждениях «читатель – писатель» Евгения Сазонова. К сожалению, этот же подход «берите то, что дают» массово наблюдается сейчас в BIM, хотя театр его всячески изживает.
Как уже отмечалось, практически все современные театральные концепции предполагают активный актерский контакт со зрителем, прежде всего во время спектакля. Такой театр побуждает посетителей в зале к активным действиям и делает сопереживание публики ощутимым. Актёры радуются единению с залом, а зрители — тому, что приобщились к действию на сцене.
Но работа со зрителем происходит не только на сцене, но и (главным образом) в периоды между спектаклями. Это могут быть творческие встречи, интервью, передачи и статьи, аналитические обзоры и многое другое (даже театральные кружки и любительские студии), что формирует у зрителя нужное для театра восприятие, а также дает театру обратную связь. Поэтому в штате практически каждого театра есть специалисты по работе со зрителями, и требования к их работе обычно весьма высокие.
Теперь посмотрим, как обстоят дела со зрителями при использовании BIM?
Для BIM зрителями являются пользователи. Как нет театра без зрителя, так и нет информационного моделирования без пользователя. Создаваемая информационная модель объекта чаще всего передается на следующий этап (например, от проектировщиков передается строителям), где с ней продолжают работать уже её пользователи. Особенно значимая передача происходит при вводе объекта в эксплуатацию.
Естественно, каждый конкретный пользователь сам не платит создателю информационной модели, платит заказчик. Но если пользователь (много пользователей) скажет заказчику, что модель плохая и с ней трудно работать, то для создателя информационной модели это может закончиться большими неприятностями, в том числе и финансовыми.
К сожалению, массовое применение BIM (точнее, ТИМ) в нашей стране пока находится на ранней стадии, поэтому исполнители еще не доросли до понимания, что с заказчиком (то есть пользователем) надо работать не только на уровне договора и формальных информационных требований, но и по существу его конкретных потребностей.
Если привлекать дальнейших пользователей для оценки создаваемой информационной модели еще на ранних (промежуточных) стадиях её формирования, когда легче учесть замечания и пожелания, то конечный результат получится намного быстрее и лучше. И в этом нет ничего нового. Портные, например, при пошиве одежды всегда устраивают промежуточные примерки.
Часто от тех, кто сегодня «продает BIM», можно слышать жалобу: «Мы сделали модель, но заказчик не хочет ее покупать!» Однако на вопрос, почему заказчик должен ее покупать, получаешь «железобетонный» довод: «Как почему? Это же BIM, его теперь будут требовать!» С таким же успехом можно торговать обувью, не учитывая сезонность и индивидуальный размер покупателя, а просто утверждая, что в обуви ходить лучше. И пока такое понимание не изменится (не исчезнет), ТИМ в России будет навязываемым, но не востребованным, и потому не эффективным.
Поговорим теперь о самом репертуаре
Откуда берутся театральные пьесы?
Конечно, «Кот в сапогах» – великая вещь. Еще сильнее по драматизму – «Три поросенка» и «Красная шапочка»! Но если весь репертуар будет состоять из этих спектаклей, то театр быстро исчезнет.
Репертуар должен быть широким (хотя это упирается в деньги), обновляемым (это снова связано с деньгами) и современным (новые пьесы – опять деньги). И тут приходит понимание, что кто-то должен пьесы для наполнения репертуара писать, причем писать много и хорошо. Итак, появляется новое действующее лицо – драматург!
Рис 5. Драматург практически никогда не выходит на сцену, но без него театральная сцена будет пустой.
Когда К.С.Станиславский говорил о зрителе как о третьем творце спектакля, он предполагал, что второй творец – это режиссер, а первый – драматург.
Мы не будем углубляться в работу драматургов, но отметим, что практически все театры ищут не только деньги, но и хорошие современные пьесы, то есть стараются дружить с драматургами. Ведь драматургия – это интеллектуальная основа театра, а талантливые драматурги – на все золота.
Достаточно напомнить, что Московский художественный театр (МХТ) в свое время создавался под одного драматурга – А.П.Чехова.
Рис 6. Лондонский «Шекспировский глобус» - один из немногих театров в мире, практически весь репертуар которого определяется одним драматургом, в данном случае - Уильямом Шекспиром.
Есть ли драматургия в BIM?
Есть, и еще какая! Информационное моделирование зданий – бурно развивающаяся технология, в которой пять лет простоя означают торможение и отход с лидирующих позиций в аутсайдеры. Если кто-то думает, что он, запасшись шаблонами проектов и библиотеками элементов, обеспечил себе безбедное существование на многие годы вперед, он прав лишь отчасти. Уже через несколько лет он увидит, что конкуренты его обгоняют, так что снова надо бежать и догонять.
И нужен кто-то, кто будет разрабатывать и предлагать новые подходы и методы моделирования, даже задавать (вместе с вендорами и крупными заказчикам) направление развития BIM.
В театре это драматурги. В информационном моделировании – консалтинговые компании и отдельные BIM-эксперты. Но не те, кто носит табличку с таким названием, пусть даже данную кем-то извне, а те, кто разбирается в BIM (и доказал это делом) и может формулировать новые методы и подходы, способен направлять развитие технологии.
К сожалению, при переходе на ТИМ в России сейчас уделяемое «драматургам» внимание находится почти на нулевой отметке, и результат, который мы наблюдаем за прошедшее десятилетие «государственного» внедрения технологии информационного моделирования в строительстве, этому вполне соответствует.
Комментарии (0)