В Москве с успехом прошла Девятая всероссийская отраслевая конференция «Лучшие практики технологии информационного моделирования в России». Мероприятие состоялось в Центре взаимодействия и коммуникаций в строительстве Главгосэкспертизы России в рамках Всероссийского конкурса с международным участием «ТИМ-ЛИДЕРЫ 2024/25». Конкурс проходит по инициативе НОТИМ, при поддержке Минстроя России, Общественного совета при Минстрое России и др. организаций. Задача конкурса – выявить компании, которые имеют практический опыт работы с технологиями информационного моделирования, и популяризировать достижения лучших ТИМ-специалистов России.
Приветствия организаторов
Открыл конференцию председатель оргкомитета конкурса, Президент НОТИМ, руководитель Комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета при Минстрое России Михаил Викторов. В своем выступлении он отметил ключевую роль конкурса в развитии отечественных технологических решений: «За девять лет проведения конкурса мы прошли серьезный путь. На начальном этапе было много неопределенности и скепсиса относительно возможностей отечественных разработок. Сегодня есть четкое понимание, как и на чем работать. Мы последовательно замещаем иностранные решения, развивая российское ПО. По последним опросам НОТИМ – 90% участников используют отечественные разработки, причем 30% сделали их основными. Это отличная динамика, и конкурс «ТИМ- Лидеры» продолжит способствовать этому прогрессу».
В этом году особое внимание уделялось студенческому направлению. Михаил Викторов также подчеркнул, что работа со студентами является важной частью развития отрасли, так как позволяет готовить новые кадры, уже ориентированные на использование отечественных технологических решений.
Выступая с приветственным словом к участникам мероприятия, начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов подчеркнул, что традиционный подход ведомства к вопросу применения технологий информационного моделирования – это движение снизу через создание отдельных сервисов и платформенных решений. Конечной точкой такого движения, по мнению Игоря Манылова, должна стать единая цифровая экосистема.м«Такая экосистема формируется сегодня в строительной отрасли, в том числе, с нашим участием через применение единых форматов и реестровых подходов, внедрение платформенных решений и развитие линейки цифровых сервисов, например, «Витрины проектов ЕГРЗ» и «Карты инженерных изысканий», – сказал спикер. Он также отметил особую актуальность вопроса продвижения отечественного программного обеспечения и важность вклада НОТИМ в развитие российских цифровых решений. Начальник Главгосэкспертизы России пожелал всем участникам конкурса успешной защиты и дальнейшей реализации лучших проектов.
Заместитель генерального директора Renga Software Максим Нечипоренко выступил модератором онлайн общения в чате конференции. Обращаясь к участникам с приветственным словом, он подчеркнул ключевую роль конкурса в выявлении перспективных разработчиков и укреплении экосистемы российского ПО: «Как разработчики российского ПО, мы искренне любим и ценим этот конкурс. Поддерживаем его с самого первого дня – помним и первые проекты, и вручение дипломов, и тот самый азарт, с которым все начиналось. Уже тогда было ясно: такие инициативы важно развивать. Сейчас, год за годом, мы видим, как растут масштабы участников, как крепнут их идеи. И особенно приятно, когда среди конкурсантов встречаем наших пользователей. Говорю не только от себя, но и от лица всех коллег – разработчиков, технологических и стратегических партнеров. Нас много, и я искренне рад за каждого, кто вносит вклад в это движение»
Слово – партнерам конкурса
Многолетним партером конкурса является компания АСКОН – крупнейший отечественный разработчик инженерного программного обеспечения, технологический партнер в цифровизации промышленности и строительства. О комплексном BIM-решении АСКОН для цифровизации строительной отрасли рассказал директор дивизиона BIM, АСКОН-Интеграция Дмитрий Демин. По его словам, в решении учитываются все этапы, начиная с эскизного проектирования, разработки проектной радостей документации, заканчивая вводом в эксплуатацию и последующим выводом из нее. Комплекс рассчитан на проектирование как гражданских объектов, так и объектов промышленного назначения. Ядром является универсальная Renga – российская BIM-система для совместного архитектурно-строительного проектирования, разработки несущих конструкций, внутренних инженерных сетей и технологической части зданий и сооружений.
Для классического проектирования с элементами BIM-моделирования предназначен КОМПАС-3D, в котором могут быть спроектированы любые установки и узлы. В свою очередь, ядром единого информационного пространства является Pilot-BIM, которая позволяет осуществить сборку BIM-модели, развернуть СОД, провести экспертизу модели. Здесь реализованы необходимые меры информационной безопасности – в скором времени Pilot получает сертификат ФСТЭК, что позволит разворачивать системы и не опасаться за потерю своих данных. «На отечественном ИТ-рынке представлен большой выбор решений для стройки, наша задача – чтобы эти решения могли интегрироваться между собой, – добавил спикер. – На этапе строительства у Pilot-BIM и Renga есть возможность интеграции с 1С:УСО и 1С:BIM6D; а также с ИСУП, EXON, LARIX и др».
Важным направлением работы остается консалтинг – АСКОН является интегратором собственных решений. Преимуществами компании является полная линейка ПО, наличие BIM-стандарта, помощь во внедрении и референсы по различным отраслям, таким как девелопмент, промышленное строительство и производство, машиностроение, ВПК и др. Важный момент: у компании есть собственное геометрическое ядро C3D, которое выполняет все возможные вычисления для построения геометрических объектов любой сложности, и на котором работают сейчас многие разработчики. Отдельное направление деятельности – поддержка образования: разработчик представлен по всех сегментах – школах, колледжах, вузах. «Мы готовы предоставлять решения, методологию и специалистов», – резюмировал Дмитрий Демин.
Заместитель генерального директора Renga Software Максим Нечипоренко подробнее рассказал о Renga Professional. Это – комплексная и инновационная BIM-система для проектирования зданий и сооружений. Она изначально создавалась не просто как средство создания цифровых информационных моделей, а как один из самых достоверных источников данных. Renga поваляет комплексно проектировать в трехмерном пространстве, прорабатывать архитектурные, конструктивыне, объемно-планировочные решения и пр., осуществляет весь комплекс инженерных решений, выпуск ПИР с разным уровнем детализации, также из BIM-МОДЕЛИ можно получать сметы – готовая интеграция Renga осуществляется с АВС, 1C Смета, SmetaWIZARD, Смета5D. Максимально реализована интероперабельность за счет использования общеобменных форматов, в том числе IFC. И конечно же обеспечивается интеграция различными системами через программные интерфейсы (API).
«Сейчас нашим пользователям доступен механизм создания пользовательских параметрических стилей оборудования. Он позволяет расширить многообразие параметрического инженерного оборудования внутри Renga. Сегодня можно создать любую категорию инженерного оборудования, необходимую для проектирования объектов любой сложности. На сегодня доступны 105 официальных каталогов, а если пересчитать объекты в типах и количестве, то их будет сотни тысяч», – добавил он.
Уникальная функциональность Renga Professional – возможность совместной работы пользователей над одним проектом в режиме реального времени. Пользователи могут работать в одной модели, находясь на рабочих местах в разных локациях, например, городах и подключаясь к серверу, который доступен через интернет. Это дает мгновенную синхронизацию всех изменений и полное погружение пользователей в проект, обеспечивает оперативное принятие решений между разными специалистами и позволяет исключить ошибки на стыке взаимодействия смежных специализаций при работе над одним проектом. Проект реализован при поддержке РФРИТ, эксперты которого подтвердили инновационность и перспективность этого решения. «Такой поход сейчас для многих непривычен в области проектирования. Хотя в мире сформировался уже весьма заметный тренд на такую совместную работу. А благодаря позитивной обратной связи от пользователей, в том числе участников конкурса ТИМ-лидеры, мы видим его перспективность. Мы вообще очень внимательно изучаем весь пользовательский опыт и обеспечиваем работу службы технической поддержки на самом высоком уровне, глубоко погружаясь в новые задачи пользователей. Вместе мы с вами сделаем BIM доступным», – добавил эксперт.
Номинация «Отечественная программная разработка»
Генеральный директор компании «КРЕДО-ДИАЛОГ» Аркадий Калинин рассказал о первом отечественном программно-аппаратном комплексе для автоматического управления строительной техникой КРЕДО 3D САУ. Он напомнил, что компания уже более 35 лет занимается разработкой ПО, сопровождением, внедрением и обучением специалистов. Более 16 тыс. организаций пользуются ПО КРЕДО, 420 вузов включили его в свои образовательные программы.
Что касается сути разработки, то КРЕДО 3D САУ предназначена для точной и высокопроизводительной реализации цифровой информационной модели проекта на этапе строительства путем автоматизированного управления положением рабочего органа строительной машины. В комплекс входит бортовое оборудование и само ПО. К первому относятся набор датчиков и спутниковых геодезических приемников, блок управления гидравликой, бортовой промышленный планшет, комплект соединительных кабелей, штанги для установки антенн спутниковых геодезических приемников. Что касается ПО – то это КРЕДО 3D САУ Офис на ПК (для подготовки на основе ЦИМ проекта проектов-заданий для техники, калибровки системы координат и пр.) и КРЕДО 3D САУ на бортовом планшете для визуализации модели и положения машины, управления режимами работы автоматики и выполнения настройки. ПАК КРЕДО 3D САУ готов для использования на бульдозерах, автогрейдерах, траншеекопателях отечественного и зарубежного производства.
Преимущества внедрения: повышаются показатели работы землеройно-планировочных машин, увеличивается прибыльность и выработка за смену, экономится ГСМ до 30%, снижаются затраты на содержание машин, уменьшается объем дорогостоящих геодезических работ и простой техники, снижается нагрузка на персонал т. д. Для оценки работы проводились серьезные испытания на разных типах бульдозеров и тракторов. В числе перспективных задач – внедрение автоматизированного учета объемов земляных работ; мониторинг строительной техники, работающей на объекте; исполнительные съемки и автоматическое формирование ЦИМ построенного объекта.
Номинация «Информационное моделирование жилых зданий»
Руководитель творческой мастерской «Setl Group» Павел Сугак рассказал об этапах перехода Архитектурного бюро холдинга «Setl Group» на отечественный комплекс RENGA. Он отметил, что крупнейший в Северо-Западе девелопер Setl Group – это современная технологичная компания, которая всегда смотрит в сторону цифровых инструментов. Плотным проектом, полностью спроектированным в BIM-системе Renga и СОД Pilot-BIM, стал многоквартирный дом в жилом комплексе в Ленинградской области площадью 43 тыс. кв м. Работа над ним началась с обучения, которое осуществляли специалисты АСКОН. По его итогам была сформирована группа комплексного проектирования, необходимая и достаточная для выполнения проектов в БИМ, разработаны основные библиотеки элементов, сборки, шаблоны листов, определена структура проекта и хранения моделей.
Разработка проектной документации была закончена за 7 месяцев. Разработка рабочей документации была закончена за 5 месяцев. В результате удалось создать комплексную информационную БИМ-модель, содержащую архитектурные решения, конструкции и инженерные системы; осуществить автоматическую генерацию чертежей и спецификаций; точный подсчет материалов и площадей; наладить совместную работу команды над проектом в режиме реального времени. Проектирование велось с точным соблюдением квартирографии, выданной заказчиком. Все расчеты площадей квартир и оформление чертежей велось средствами Renga. Для организации среды общих данных выбран Pilot-BIM. Параллельно ведется работа с разработчиками расчетных плагинов, различных направлений, поставлена цель – иметь возможность после выгрузки данных из Renga в плагины не только рассчитать системы, но и осуществить обратный экспорт с изменением атрибутивных свойств в BIM-модели Renga, т.е. использовать результаты этих расчетов автоматически.
В настоящее время все сотрудники Архитектурного бюро, участвующие непосредственно в проектировании прошли обучение и используют программу Renga на новых объектах. Важной частью работы стал выпуск документации и работа с компаниями-производителями оборудования. «Сейчас многие понимают, что нужно «заходить» в отечественный софт и подготавливать нормативную базу», – отметил спикер. Он добавил, что Setl Group большое внимание уделяет образованию и работает с вузами, колледжами, и даже школами. В частности, в конце года будет презентован новый кейс – Setl Group предложил СПбГАСУ совместный проект командной работы из 5-6 человек, включая инженеров, конструкторов. В настоящее время есть перспективные наработки в области авторского надзора, а также идет взаимодействие с компаниями, разрабатывающими продукты дополненной реальности.
Номинация «Информационное моделирование объектов общественного назначения»
Директор по проектированию Инфраструктурного холдинга АО УК «Инфратех Концессии» Бэлла Каплан рассказала о проекте строительства Театрально-культурного центра «Байкал» в Улан-Удэ. Шестиэтажный комплекс площадью 20,3 тыс. кв. м представляет собой сложное сочетание современных технологий и традиционных элементов. В комплекс входят здание театра, здание театральных мастерских, трансформаторная подстанция, подземный проходной канал, открытые автостоянки, досуговые площадки и др. Планировочные решения разработаны с учетом потребностей коллективов искусства. Особенность проекта – наличие инновационных механизмов и технологий для сцены и внутренних помещений. У примеру, у коллектива много уникальных музыкальных инструментов, для хранения которых требуется особый климатический режим, и это приходилось учитывать.
Если говорить об архитектуре, то основной горизонтальный объем здания дополняется вертикальным высоким сквозным атриумом. Продольная и поперечная устойчивость обеспечивается совместной работой связей стен, рам, образуемых колоннами и балками с жесткими узлами сопряжения, и железобетонных дисков перекрытий и покрытий. Монолитный железобетонный каркас состоит из колонн, балок, и диафрагм. Перекрытие и покрытие – монолитные железобетонные балочные и из стальных ферменных конструкций. В проекте активно используются большие площади современных витражных конструкций.
«Все разделы, включая конструктив и архитектуру, мы делали в ЦИМ, что позволило сократить сроки проектирования до 8 месяцев. Для работы был создан общий сервер. Мы, как заказчики, могли видеть ЦИМ в реальном времени и в контуре нашего холдинга проверяли проект на коллизии, так что в экспертизу вышли уже с правильными решениями. Для стандартизации принимаемых решений создан единый корпоративный набор инструментов в портале ЦЕРЕРА. Плагины ЦЕРЕРА для BIM-моделирования разрабатывались силами ООО «ДВПИ»», – рассказала специалист. Она отметила, что проект разрабатывался в Revit, однако стоит задача перехода на отечественное ПО.
Номинация «Информационное моделирование промышленных объектов»
ТИМ-менеджер АО «ЦПТИ» Кирилл Исайкин рассказал о разработке цифровой информационной модели зданий ускорительно-накопительного комплекса установки СИЛА НИЦ Курчатовского института. Он напомнил, что ЦПТИ является разработчиком уникальных российских проектов и представлен в 10 городах России, Кыргызстане и Таджикистане. По итогам 2024 года было выполнено более 300 работ. Пару слов об установке: СИЛА – это комбинация двух мощнейших исследовательских мегаустановок: источника синхротронного излучения 4 поколения и рентгеновского лазера на свободных электронах, позволяющая достичь энергии электронов в 6 ГэВ. К проекту предъявлены повышенные требования, в частности, по амплитудам колебаний, а также по термостабилизации отдельных помещений с основным оборудованием. Общая площадь комплекса из трех зданий зданий – 145 тыс. кв. м. Периметр вакуумной трубки – 1110 м.
На текущий момент в ЦПТИ находятся 55 файлов ЦИМ формата разработки и 92 файла ЦИМ открытого формата. В ЦИМ выполнены все основные разделы, графическая часть документации. Учитывая сложность проекта, было принято решение применять параметрическое проектирование на основе Grasshopper. Разработаны 9 вариантов кровельного покрытия, что позволило существенно снизить трудозатраты по отношению к привычному варианту проектирования непосредственно в 3D; при разработке котлована для подсчета выемки грунтов были разработаны три варианта и произведено их сравнение, в результате удалось сократить объем выемки на 9%, что при больших объемах здания является очень хорошим показателем. Если говорить о СОД, то единое информационное пространство организовано на основе Pilot-BIM.
«Мы можем выставлять замечания не только на информационную модель, но и на опубликованные листы документации. Также мы можем проверять модель на коллизии с выгрузкой соответствующих отчетов и матриц, осуществлять проверку атрибутов и соответствующие отчеты, хранить документацию, автоматически создавать дашборды на основе отчетов», – отметил спикер. Он добавил, что ЦПТИ разработал собственный плагин структурирования требований информации модели в Pilot BIM: «Мы по одной кнопке можем перейти непосредственно в информационную модель, посмотреть как это оборудование выглядит в 3d и где оно располагается относительно другого оборудования». Также реализован электронный документооборот на примере процесса обмена задания между смежными отделами.
Номинация «Информационное моделирование существующих объектов»
Заместитель технического директора Градостроительного института «МИРПРОЕКТ» Марина Алешина представила проект реконструкции с элементами реставрации объекта культурного наследия федерального значения Форт «Император Александр I» в Кронштадте, входящий в Музейно-исторический кластер «Остров фортов», посвященный истории и славе Военно-морского флота. Напомним, Градостроительный институт «МИРПРОЕКТ» – флагманская проектная компания полного цикла, решающая комплексные задачи по разработке документов территориального планирования и проектированию уникальных жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений по всей̆ территории России. Заявленный на конкурс объект имеет историческую и социальную ценность благодаря истории сооружения, архитектуре и использованию в разные периоды. Проектом предусматривается его реставрация и приспособление для современного использования, в частности, проектирование стеклянного купола, что позволит получить дополнительное общественное пространство для проведения различных мероприятий, сохраняя при этом исторический облик объекта.
Специалисты выполнили полный комплекс работ, в том числе техническое обследование, провели историко-архивные и библиографичекие исследования, осуществили лазерное сканирование для определения четкой геометрии несущей способности, разработали архитектурно-градостроительную концепцию и проектно-сметную документацию. Для устройства атриума был сконструирован опорный монолитный железобетонный пояс поверху существующих кирпичных стен, который не нарушает их целостности. Разработана и подтверждена расчетами по нагрузкам ячеистая организация купола. При устройстве атриума стояла задача внедрить во вновь проектируемое пространство системы инженерного оснащения, которая была успешно решена.
«Благодаря использованию ТИМ нам удалось обеспечить точную фиксацию исторических конструкций, построить координационную модель, включающую архитектурные, конструктивные и инженерные решения, упростить взаимодействие между участниками проекта через единую информационную модель, а также осуществить прямую связь проектной модели с расчетами стоимости и спрогнозировать показатели эффективности, – рассказала Марина Алешина. – Все эти инструменты были интегрированы в ТИМ-платформу проекта, что обеспечило бесшовное взаимодействие архитекторов, конструкторов, инженеров, сменщиков и заказчиков. Также мы внедрили внутренний регламент ТИМ-взаимодействия, единый шаблон задания на проектирование в цифровом виде и обмен заданиями через цифровую платформу. Отмечу, что проект реконструкции форта «Император Александр I» – это наглядный пример того, что информационное моделирование помогает работать с объектами культурного наследия бережно, точно, прозрачно и эффективно».
Номинация «Информационное моделирование транспортной инфраструктуры»
Начальник управления технологии информационного моделирования ООО «Институт «Мосинжпроект» Алина Юсупова презентовала проект «Участок Троицкой линии метрополитена – ст. метро «ЗИЛ» – ст. метро «Крымская». Напомним, «Мосинжпроект» – один из крупнейших проектных институтов России и более 65 лет занимается развитием и проектированием транспортной и инженерной инфраструктуры Москвы.
Немного о самом объекте: протяжность Троицкой линии метрополитена – более 43 км, 17 станций. Строительство и ввод планируется поэтапно: первые участки были введены в эксплуатацию в 2024 году, участок от станции «Новаторская» до станции «ЗИЛ» планируется ввести в эксплуатацию в сентябре 2025 года, полностью всю линию до города Троицк планируется запустить к 2030 году. В конкурсе участвовали проекты станционных комплексов станций «ЗИЛ» и «Крымская». При проектировании этого участка активно применялись технологии информационного моделирования. В модели были разработаны все основные разделы – архитектура, конструктивные решения, все механические системы, электрические и слаботочные системы, технологические решения, трасса, путь и контактный рельс. Особенность объектов метрополитена заключается в том, что они состоят из протяженных участков, которые строятся под непрерывным уклоном; перепад высот может превышать высоту этажа. В связи с этим возникают сложности при разработке моделей всех разделов. Кроме того, при проектировании используется много уникальных конструкций, узлов и серийных изделий, применяющихся только в метро.
Для автоматизации проектирования трассы линии метрополитена и моделирования перегонного тоннеля и его наполнения специалистами Института был разработан собственный плагин МИП.Метро. Он позволяет спроектировать трассу метрополитена с учетом нормативных требований, а также автоматизировать получение основных данных: план, геометрическая схема, продольный профиль и укладочная схема, габариты, сечения, ведомости.
«Тоннели, сооружаемые закрытым способом, в принципе проблематично смоделировать вручную, поскольку они имеют сложную геометрию в плане и профиле, однако с помощью нашего инструмента это удалось реализовать», – отметила Алина Юсупова. Консолидированная BIM-модель по проекту включает 6 объектов и 88 моделей. В качестве среды общих данных использовалась система Pilot BIM от АСКОН. Одно из основных ее преимуществ – возможность создания консолидированной модели по проекту – все участники проекта могут просматривать эту модель, писать комментарии и замечания с привязкой к элементам модели даже без использования специализированного программного обеспечения. Также в рамках СОД была развернута структура проекта, внедрен технический документооборот по проекту, автоматизированы основные бизнес-процессы.
Начальник управления автоматизации проектирования ООО Институт «Мосинжпроект» Петр Ноздрин рассказал об автоматизации процессов проектной деятельности с использованием СОД. Основные задачи внедрения – типизация и синхронизация всех процессов проектной деятельности, сокращение рутинных операций и человеческого фактора, переход на юридически значимый электронный технический документооборот и обеспечение прозрачности процессов на каждом этапе проекта. Основные принципы, которые закладывались при внедрении ПО – однократность ввода и многократность использования данных, проактивное использование данных в рамках процессов и переход к машиночитаемым данным.
«За два года внедрения СОД мы смогли утвердить единую структуру проекта по всем направлениям строительства, будь то внешние инженерные сети, дорожные объекты, объекты метрополитена, объекты промышленного назначения, гражданские объекты, проекты, связанные только с инженерными изысканиями, работамипо подготовке территории, выносу инженерных сетей или благоустройству территории, – отметил эксперт. – В рамках этой структуры мы увязали не только подразделения во внутреннем контуре, но и обеспечили подключение ключевых заказчиков от города несмотря на различные направления их деятельности. Также в системе успешно функционируют более 25 подрядчиков». Структура проектов построена и ориентируется на базе нашей системы нормативно-справочной информации. Уже сейчас эта система насчитывает 54 справочника, суммарно это более 8000 справочных единиц.
Сформированы типовые составы проектов по всем направлениям строительства; разработан собственный сервис пояснительной записки. В СОД на базе Pilot BIM ведется работа с консолидированными моделями 13 линий метрополитена, 19 проектов дорожной инфраструктуры и 20 проектов общественных зданий и назначений. В рамках работы в СОД мы перешли на полностью электронный юридически значимый электронный технический документооборот, обеспечивподписание всех документов усиленной квалифицированной электронной подписью.. Ключевыми результатами внедрения стали: средний ежедневный онлайн – почти 1000 человек; 20% – рост производительности труда; 40% – снижение расходов на печать и бумагу; 108 автоматизированных в СОД процессов; 93 программных модуля; 90 автозаполняемых форм отчетов. Как итог, на сегодняшней день, автоматизировав более 100 процессов в СОД посредством более чем 90 программных модулей и автозаполняемых форм мы повысили производительность труда подразделений до 20%, а также снизили затраты на печать бумажной продукции минимум на 40%.
Номинация «Информационное моделирование транспортных коммуникаций»
Проект «Дорога с инженерными сетями ул. Усольцева на участке от ул. Билецкого до ул. Аэрофлотской в г. Сургуте» представили заместитель директора ООО «КОМПАНИЯ «КРЕДО-ДИАЛОГ» Мария Щербакова и главный инженер проекта ООО «СТРОЙУСЛУГА» Ольга Белан. Дорога обеспечивает транспортную и пешеходную связь в пределах жилых районов, выходы на другие магистральные улицы, дороги межрайонного и общегородского значения, а также регулируемые и саморегулируемые движения различных видов транспорта. Над проектом работали три компании в программном комплексе ТИМ КРЕДО Проектирование. Было выполнено проектирование автомобильных дорог и улиц, элементов организации движения и объектов ПГС, а также моделирование наружных инженерных сетей.
Программная система позволила реализовать коллективную работу над проектом, обеспечить генерацию исходных данных изысканий и геологии объекта, сформировать единую ИМ местности, единую ИМ линейных и площадных объектов ПГС, запроектировать автодороги, генпланы и внешние инженерные сети, выпустить ПСД, сформировать библиотеки 3D-элементов моделей объектов, создать ИМ в формате IFC, наполнить объекты модели семантической информацией и настроить маппинг в IFC. «В системе есть хранилище документов, где находится объект и элементы библиотек, и у специалистов есть доступ к нему (в соответсвии с настройками прав доступа), – пояснила Мария Щербакова. – Также предусмотрен режим просмотра заказчиком, причем ему не обязательно иметь лицензию на ПО – достаточно скачать бесплатный ТИМ КРЕДО viewer и загрузить модель. За каждым элементом модели можно сохранить дополнительные документы – фотографии, отчеты и др., которые исполнитель хочет продемонстрировать заказчику».
В итоге были сформированы информационные модели разных видов изысканий, существующих коммуникаций, автомобильных дорог (все подразделы, включая ПОДД), прилегающей территории, парковок, лестниц, обслуживающих площадок и инженерных сетей; обеспечено автоматизированное формирование спецификаций и таблиц по разделам, дисциплинам, которые выводятся стандартными средствами используемого программного обеспечения ТИМ КРЕДО;элементы модели содержат атрибутивную информацию по материалам, техническим и технологическим характеристикам, маркировкам и артикулам в соответствии с проектной документацией и требованиями экспертизы для информационного моделирования.
Номинация «Лучшая образовательная программа в области информационного моделирования»
Доцент кафедры «Архитектура гражданских и промышленных зданий» Томского государственного архитектурно-строительного университета Ольга Лелюга представила проект «Сохранение исторического наследия: проектное обучение с использованием технологий информационного моделирования зданий». Она поделилась опытом, как на архитектурном факультете ТГАСУ реализуется процесс обучения в рамках дисциплины
«Современные информационные технологии». Она отметила, что в дисциплине соединены теория, практика и проектная работа. Ключевые задачи – освоение технологий информационного моделирования (ТИМ) и приобретение навыков посредством выполнения проекта, моделирования исторических объектов, тренировка совместной работы в среде общих данных, контроль качества, 3D координация и визуализация проекта, развитие навыков командной работы. Для имитации реальной структуры компании было разделение студентов на команды. Внутри команды определялись роли: самый ответственный становился ТИМ-менеджером, остальные – проектировщиками. Менеджер настраивал систему и отвечал за техническую сторону работы, направлял и контролировал работу других участников. Дисциплина делится на модули: теоретическая часть, далее – лабораторные работа с обзором функциональности ПО, и заключительный этап – разработка комплексного командного проекта по созданию цифровой модели.
В практической части студенты моделировали разделы архитектурных решений (АР) на основе открытых данных и архивных документов. Каждой команде выдавался свой объект, и в качестве задания выдавался документ – Информационные Требования Заказчика – документ, в котором описываются требования заказчика относительно создания BIM-модели проекта. На его основе студентами составлялся исполнительный план реализации проекта.
Дисциплина ориентирована на использование отечественного программного обеспечения, что позволяет студентам развивать навыки работы с актуальными инструментами для российского рынка. В рамках дисциплины были представлены лицензии только для российского ПО. При этом, студенты знакомятся с зарубежными решениями, что расширяет их знания и помогает составить полное представление о текущем состоянии международной практики в BIM.
За четыре года преподавания дисциплины командами было смоделировано более 50 объектов, из которых 24 это корпуса и общежития ТГАСУ, остальные – исторические здания. Так, в центре внимания дисциплины – объекты культурного наследия Томска и других регионов России (историческая архитектура, деревянное зодчество, каменные усадьбы). Такие объекты сложны и интересны с точки зрения архитектуры, что является хорошей школой мастерства. Также решается важная задача – сохранение облика памятников в цифровом виде. Информационная модель фиксирует каждую деталь – от декора до конструкций – и может служить основой для реставрации. Таким образом, студенты чувствуют свою причастность к большому делу – сохранению истории средствами современных технологий.
Подводя итог, отмечено, что дисциплина решает двойную задачу. С одной стороны, она дает цифровые компетенции: студенты осваивают работу с передовыми BIM-инструментами, обучаются созданию информационных моделей объектов. С другой стороны – и это не менее важно – она воспитывает профессиональную ответственность. Когда студент трудится над моделью старинного деревянного дома, который без его работы может исчезнуть, у него появляется особое отношение к своей работе. Он понимает, что от качества его цифровой модели может зависеть судьба реального памятника. Работая в команде, будущий архитектор учится отвечать не только за свой участок работы, но и за общий результат перед коллегами. Такие уроки невозможно почерпнуть из учебников – их дает правильно организованная практика, где на первом месте стоит ответственность за результат и сохранение культурного наследия. «Надеюсь, что наша образовательная практика станет примером того, как можно объединить технологии и ценности, практику и мышление, традиции и цифровое будущее», – резюмировала специалист.
Номинация «Искусственный интеллект в строительстве»
Генеральный директор Витро Софт Олег Кукушкин представил проект «Vitro AIR. Платформа для внедрения ИИ роботов в строительной отрасли». «После появления больших языковых моделей стало понятно, что разрабатывать и тренировать их уже не получается – это дорого и сложно. Поэтому появилось так называемое «дообучение», и с 2024 года началась «эпоха автономных агентов искусственного интеллекта», – пояснил спикер. – От привычных чат-ботов они отличаются тем, что не обязательно запускаются в чате и обращаются не к библиотеке знаний, а к другим инструментам. В начале текущего года начался период мультиагентных систем, когда эти специализированные агенты начинают обращаться друг к другу». Он отметил, что прогнозы ведущих аналитических агентств единодушно сходятся в том, что ближайшее будущее человечества будет связано с Автономными Агентами ИИ. Пока же основными отраслевыми барьерами в создании автономных агентов ИИ являются: необходимость большого объема инвестиций, нехватка кадров и высокая стоимость команды специалистов по ИИ, отсутствие специализированных отраслевых инструментов и, наконец, вопросы безопасности данных.
Эти проблемы может решить платформа Vitro AIR. Она позволяет создавать автономных агентов и ассистентов ИИ без программирования, тестировать и запускать в работу в той же среде. При этом поддержка протокола MCP позволяет использовать общий набор инструментов и, при необходимости, подключать свои. Обработка конфиденциальной информации происходит на внутренних сервисах, на российском облаке или на серверах заказчика. Платформа не требует копирования – все создается и тестируется в единой системе, что ускоряет разработку в 10 раз. В частности, с помощью Vitro AIR можно решать следующие задачи: сбор и актуализация Базы Знаний компании из разных источников; чат-боты по Базе Знаний; голосовые консультанты по Базе Знаний; автоматизированные проверки моделей или документов; интеграция ИТ-систем компании; создание отчетов и дашбордов; работа с электронной почтой; подготовка маркетинговых материалов; мониторинг сроков и контроль задач; мониторинг цен на материалы и работы; обучение и сертификация персонала и др. Платформа Vitro AIR сейчас находится в стадии бета-тестирования, в через месяц будет запущено открытое бета-тестирование.
Номинация «ТИМ-ИДЕЯ года»
BIM-Менеджер АО СЗ «Карелстроймеханизация» Александр Осипов презентовал проект «Классификатор Элементов ЦИМ (КЭЦИМ). Примеры применения». Он напомнил, что Классификатор – это иерархическая система классификации элементов цифровой информационной модели здания. Классификация производится на этапе проектирования разработчиком ЦИМ перед передачей заказчику. Основная идея заключается в том, чтобы унифицировать модели от разных разработчиков за счет создания заранее определенных правил для наименований элементов и атрибутивного наполнения. Метод классификации не привязан к определенному программному обеспечению и позволяет использовать разнообразные САПР-системы и платформы для работы с моделью.
Концепцию классификации предложил Александр Попов в 2023 году, а сам классификатор разработан в 2024 г. рабочей группой BIM-специалистов из Карелии в рамках создания региональных требований к ЦИМ. КЭЦИМ используется в качестве основы для требований к ЦИМ. Он позволяет гибко описать, что требуется отобразить в модели, задать матрицу коллизий, атрибутивное наполнение. За счет простой структуры классификатор позволяет легко определить, что должно быть отображено в модели и какие атрибуты должны быть заполнены. Матрица коллизий задается на основании надклассов. Настроенные один раз проверки можно будет использовать и в других проектах с классифицированными по КЭЦИМ элементами без необходимости перенастройки программы, что существенно помогает в работе BIM-менеджерам.
В 2024-2025 годах Была проведена серия пилотных проектов в том числе на Renga и ряде зарубежных продуктов. Сейчас классификатор принят с требованиях: «Перечень минимальных требований к цифровой информационной модели» Минстрой Республики Карелия, «Требования к цифровым информационным моделям Объекта капитального строительства» Управлением госэкспертизы Пермского края, «ТИМ-Стандарат» Минстрой Свердловской области (план включения – конец 2025 года). Работа над КЭЦИМ продолжается: рабочая группа расширяется, и к ней присоединяются специалисты со всей России. В ближайших планах – проработать классификатор для наружных сетей ОКС; разработать классификатор для линейных объектов, определить минимальный перечень атрибутов модели.
Номинация «Отечественная программная и аппаратная разработка»
Технический директор ООО «Цифровые технологии 1520» Владимир Френев и начальник отдела технологий информационного моделирования Андрей Степанюк представили проект «Альбатрос – Шумозащитные экраны». Напомним, ООО «Цифровые технологии 1520» – является аккредитованной ИТ-компанией, разработчиком цифровых продуктов в сфере проектирования и строительства железных дорог. Актуальность проекта объясняется тем, что автомобильные и железнодорожные дороги становятся одним из источников шума в городах. Регулирование шумового воздействия предусмотрено законодательством, однако решение проблемы требует комплексного подхода градостроителей, инженеров и специалистов по акустике. В 2024 году был разработан программный продукт «Альбатрос – Шумозащитные экраны» для автоматизированного проектирования шумозащитных экранов.
«Перед нами стояла задача разработать полностью автономный программный продукт на платформе программного комплекса «Топоматик Robur». Данное ПО должно было быть унифицировано как для автомобильных и железных дорог, так и для других объектов строительства, и обеспечивать подход к проектированию на основе ТИМ, вследствие чего все данные должны содержаться в единой параметрической модели», – рассказал Владимир Френев.
«В основе программы лежит информационная модель. Проектировщик работает в привычных ему видах. САПР контролирует целостность геометрии и соблюдение норм проектирования. Мы разработали динамический редактор, который в табличном виде позволяет гибко редактировать полученные конструкции, менять их на ходу, видеть все изменения во всех видовых окнах. На выходе мы получаем как в нативном виде информационную модель, так и выгрузку в IFC, а также стандартный комплект чертежей, который мы обязаны выпускать по каждому проекту», – добавил начальник отдела технологий информационного моделирования Андрей Степанюк. Решение может работать полностью как автономная программа на платформе Робура в АР 4 или как плагин для различных модулей̆ программного комплекса «Топоматик Robur».
Согласно оценке экспертной группы проектировщиков, инструмент разработки проектов по технологии «прямого» BIM имеет интуитивный̆ интерфейс, сокращает время разработки, повышает качество проекта за счет исключения человеческого фактора и наличия автоматизированных проверок и подсчетов. Сейчас решение зарегистрировано в Роспатенте и следующий шаг – внесение в Реестр российского программного обеспечения.
Комментарии (0)