BIM и Театр: искусство возможного. Часть 5

Подпишитесь на канал

BIM и Театр: искусство возможного. Части 1-3
BIM и Театр: искусство возможного. Часть 4. Заказчики и зрители 

Мария Золотова, BIM-специалист строительной компании, по первому образованию - театральный режиссер,
Софья Минина, BIM-менеджер, по второму образованию - психолог,
Владимир Талапов, BIM-эксперт, всего одно образование - математик.

1824e3118ea4bc21ae6acd995015e5d6.jpg

Информационное моделирование зданий и сооружений, как творческий процесс, имеет много общего с не менее творческим процессом постановки театральных спектаклей. Проведенное нами рассмотрение театрального опыта дало немало информации для размышления и уже на предварительной стадии показало, в каких направлениях надо дальше двигаться для повышения эффективности внедрения BIM в строительной отрасли.

Часть 5. Основные выводы для BIM

В этой части мы постараемся тезисно сформулировать основные выводы о действиях, необходимых для развития BIM (особенно для ТИМ), которым уделяется очень мало внимания в нынешнем подходе к становлению технологии информационного моделирования зданий и сооружений, но аналоги которых нашли широкое применение и хорошо себя зарекомендовали в театральной деятельности.

Прежде всего, на основе проведенного сравнения BIM и Театра можно выделить основные достижения сценической деятельности, представляющие интерес для переноса в информационное моделирование, о которых мы ранее подробно писали:

  1. система Станиславского повышения уровня актерского мастерства – основа всей театральной деятельности;
  2. другие системы, развивающие и дополняющие систему Станиславского;
  3. права и возможности директора театра и режиссера-постановщика спектакля;
  4. методика подбора актеров для постановки спектакля;
  5. репетиционная деятельность как основная форма работы по созданию спектакля;
  6. работа со зрителями на спектакле и вне спектакля;
  7. система формирования и выполнения репертуара;
  8. работа с драматургами;
  9. попечительские советы как надстроечная форма обеспечения интересов театра, гармонизации его коммерческой и творческой деятельности.

Исходя из вышеизложенного и в соответствии с отмеченными нами аналогиями можно сформулировать основные виды деятельности при внедрении и развитии BIM (прежде всего ТИМ), внимание к которым в настоящее время надо существенно усилить:

1. Повышение индивидуального мастерства моделировщиков

Сейчас всё обучение моделировщиков сводится к получению навыков работы с конкретными программами, что соответствует начальному уровню «Ремесло» в системе Станиславского. Но на ремесленном уровне мы далеко не уедем. Надо всех участников информационного моделирования поднимать на следующие уровни более глубокого понимания и погружения в проблематику BIM.

2. Повышение понимания функций, реального статуса и уровня подготовки BIM-менеджеров.

Сейчас у нас господствуют две крайности: либо BIM-менеджер отвечает в организации за BIM и все его аспекты «вообще», либо он просто фиксирует выполнение работниками своих обязанностей и занимается составлением планов и заполнением отчетов по неким «международным» таблицам и шаблонам, фактически превращаясь в «BIM-администратора» проекта. На самом деле BIM-менеджер должен отвечать за всё информационное моделирование на проекте (но не за сам проект, этим занимается ГИП), как режиссер отвечает за постановку всего спектакля целиком (но он не отвечает за текст пьесы, это дело драматурга). И такие «широкие, но конкретные» функции BIM-менеджера надо осмыслить, узаконить и развивать дальше, поскольку у BIM-менеджеров еще и специализация есть.

3. Работа с конечными пользователями.

Сейчас у нас в стране работа с теми, кто потом использует созданную информационную модель, не просто на нуле, но в перспективе даже на рассматривается. Однако привлечение пользователей уже на ранних стадиях моделирования, как показали мировой опыт BIM и театральный опыт, позволяет избежать в дальнейшем многих ошибок (и ненужных расходов) и идти к намеченной цели более быстрым и правильным путем.

4. Повышение полномочий, значимости, финансовых возможностей и компетентности технического заказчика.

Сейчас технический заказчик практически никак не участвует в информационном моделировании на проекте, хотя на самом деле он должен не просто участвовать, а весь процесс информационного моделирования на инвестиционном строительном проекте организовывать, направлять, контролировать и формировать итог (по аналогии с его отношением ко всему процессу создания объекта).

5. Создание условий, прежде всего законодательных, для формирования техническим заказчиком команды исполнителей требуемой BIM-квалификации для реализации инвестиционного строительного проекта с использованием технологии информационного моделирования.

Сейчас технический заказчик ограничен законодательством в подборе команды профессиональных исполнителей со знанием BIM, причем он не может определять всех исполнителей сразу на начальной стадии проекта, а должен это делать постепенно. Например, он не может подбирать строителей, если проектная стадия еще не закончена. Это принципиально перечеркивает возможность своевременного сотрудничества участников проекта и препятствует созданию единой команды (что очень важно для эффективного использования BIM), заменяя команду на разрозненных игроков.

6. Работа по научному развитию BIM, что особенно важно для становления ТИМ.

Сейчас стимулирование такой работы и даже просто спрос на нее находятся практически на нуле, в лучшем случае кивают на разработчиков компьютерных программ – это они должны все делать. Однако технология информационного моделирования в мире постоянно развивается, поэтому её «не развитие» в нашей стране может привести к принципиальному отставанию всей строительной отрасли от мировых лидеров и проигрышу российских строительных компаний в конкурентной борьбе даже на внутреннем рынке.

Сравнение информационного моделирования и сценической деятельности выделяет также три стратегических направления по развитию BIM (ТИМ) в нашей стране:

1. Развитие системы обучения и повышения квалификации (мастерства) для всех категорий специалистов по BIM.

Требуется создание разветвленной системы учебных центров и школ по мастерству информационного моделирования с применением тренингов и деловых игр, а также с практическим закреплением полученных навыков. Речь должна идти о развитии личности участника процесс информационного моделирования вместо наработки ремесленных навыков. Фактически для BIM уже сегодня нужна своя «система Станиславского», хотя создание такой системы потребует не один год.

2. Существенное изменение направления разработки нормативной базы использования BIM с поворотом в сторону усиления возможностей технического заказчика и подбора им общей команды для комплексного выполнения проекта.

Сейчас нормотворчество в нашей стране ведется в основном в направлении определения содержания информационной модели, потому не эффективно и не востребовано. В мире содержание конкретной модели давно уже определяет её заказчик. Поэтому надо поднимать статус заказчика, а не решать за него, что ему надо.

3. Развитие научной базы для BIM (особенно для ТИМ).

Речь прежде всего идет о развитии вузовской и отраслевой науки по информационному моделированию, которое требует и прямых целевых инвестиций, и отдельных тематических грантов, и многих других форм стимулирования интеллектуальной деятельности.

При этом надо отметить, что научные разработки нужны не только непосредственно для строительной отрасли, но даже в большей степени для разработчиков программ для информационного моделирования, которые затем уже своей продукцией определяют уровень технического и инструментального оснащения отрасли. Так что научная база для BIM – это еще и основа для эффективного импортозамещения.

Вместо эпилога

В математике хорошо известен способ решения сложных задач, когда задача сводится к одной или нескольким более простым. Многие его знают еще со школы.

В более развернутом виде этот способ выглядит несколько сложнее. Предположим, что у вас есть проблема в области А, решение которой вы хотите найти. При этом вы знаете, что в области Б похожие проблемы хорошо решаются, либо их там решать легче, чем в А. Тогда надо попробовать перевести вашу проблему из А в Б, в Б найти ее решение, а затем вернуться назад в А. Конечно, такой метод применим не всегда. Но там, где он применим, результат может быть очень хорошим.

В чем наш выигрыш? В том, что в Б эта проблема уже решена либо её гораздо легче решить.

В чем тогда главная трудность? В корректном переходе из А в Б, а затем в корректном возвращении обратно (при условии, конечно, что в Б мы нашу проблему решаем). Переход из А в Б (и обратно) может приводить к искажению смысла нашей проблемы или даже потере части этого смысла, поэтому такой переход – это очень непростое и ответственное дело. Но часто игра стоит свеч!

Теперь вернемся к BIM. Мы увидели, что творческий процесс в театральной деятельности очень похож на творческий процесс в информационном моделировании. Но театральная деятельность ведется давно и успешно, причем постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому была предпринята попытка, используя описанный выше метод, перевести проблематику становления BIM (область А) в реалии сценической работы (область Б). Причем нашей целью было не решение конкретных задач, а сравнение методов работы для перенесения полезного опыта из Б в А. Результаты этого сравнения мы сформулировали.

Конечно, переход из А в Б и обратно – дело не простое, здесь нет однозначного соответствия понятий, функций и персонажей. При этом многое добавляется, переплетается или просто отсутствует. Собственно, в этом мы и пытались разобраться в публикациях данного цикла, и результат «для размышления» явно получился.

И все-таки приведем краткую и достаточно условную таблицу, которая поможет читателям, использующим BIM, самим попробовать сопоставить отдельные аспекты сценической деятельности и информационного моделирования и попытаться поискать в «театре» аналоги своих проблем и возможные пути их решения.

Таблица примерного соответствия терминов и понятий, используемых в театральной деятельности, с терминами и понятиями технологии информационного моделирования строительных объектов

  • Директор театра – Технический заказчик
  • Режиссер-постановщик - BIM-менеджер
  • Актёр – Моделировщик (вне зависимости от специальности)
  • Зритель - Пользователь итоговой модели
  • Драматург – BIM-эксперт, развивающий технологию на уровне отрасли
  • Репертуар – Инвестиционный строительный проект
  • Спектакль – Информационная модель объекта
  • Сценическое движение – Библиотечная заготовка для моделирования
  • Кукольные спектакли – Проекты повторного применения
  • Цирковое представление – Внедрение ТИМ без учета театрального опыта

9789dc15b97df96aa6f6472aab0f2fed.jpg

Рис 1. Слева: медведи играют в хоккей – шедевр советского циркового искусства; справа: настоящий хоккей - от BIM мы ожидаем такого же уровня эффективности.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!