Русская быль об американском предпринимателе Александре Бари

Подпишитесь на канал

В современной России имена Льва Толстого, братьев Нобель и Дмитрия Менделеева широко известны. В профессиональном инженерном сообществе не знать о делах, свершениях и заслугах Владимира Шухова, Николая Жуковского, Фёдора Шехтеля и Константина Мельникова просто не прилично. А все они в конце 19- начале 20 века почитали за честь быть другом и соратником Александра Вениаминовича Бари.

cdf35e59f827af31c5b1296998221691.jpg

К великому сожалению в России о Александре Вениаминовиче Бари вспоминают редко. В США он более известен и многие зарубежные исследователи оценивая его инженерный талант и деловую хватку предпринимателя ставят его в один ряд с Генри Фордом и Томасом Эдисоном.+

Строки биографии

Александр Вениаминович Бари родился 6 (18) мая 1847 года в Петербурге и был вторым сыном в семье. По семейному преданию, его назвали в честь немецкого учёного-энциклопедиста Александра Гумбольдта. +

Семья Бари происходила родом из Франции, откуда они перебрались в Российскую империю. Отец Александра, Вениамин Матвеевич Бари родился в 1817 году в Литве, образование получил в Германии, а затем преподавал иностранные языки в Пажеском корпусе, которых знал более двенадцати.+

Был он лично знаком с Карлом Марксом и состоял с ним в регулярной переписке. Свои взгляды Вениамин Матвеевич не скрывал, более того высказывал их публично и в 1862 году им заинтересовалось III отделение полиции, пригрозила отправить в «места не столь отдаленные». Тогда он вместе с женой Генриеттой Сергеевной и детьми он покинул Россию и направился в начале в Швейцарию, а уже в 1865 году – в США.+

Александр Бари остался в Цюрихе, где 1867 году окончил гимназию, а в 1870 году получил диплом инженера-строителя в Цюрихской политехнической школе. К тому времени его семья уже прочно обосновалась в Америке, и после завершения учёбы он решил переехать к ним. Денег на дорогу не было, поэтому Бари устроился помощником механика на пароход.+

113a6d76c69853af844ce845e31cace2.jpg

Приехав в США, Александр принял американское гражданство и стал работать помощником инженера на мостостроительном и машиностроительном заводах в Детройте, а позже инженером технической конторы в Филадельфии. +

Именно он выиграл конкурс на строительство павильонов Всемирной выставки, проходившей в Филадельфии и получил Золотую медаль. Вскоре Александр Бари становится председателем филадельфийского инженерного общества и весьма состоятельным человеком.+

На выставку приехала и делегация из России. Александр Бари завязал знакомства с группой преподавателей и специалистов Императорского Московского технического училища, куда входили профессора Ф.Орлов, П.Панаев, Ф.Эшлиман, инженеры-механики В. Шухов, В.Малышев, Д.Советкин.+

Александр Бари оказывал русским инженерам разнообразную помощь в закупке лабораторного оборудования, станков и инструмента. В знак признания и «сообразуясь с готовностью господина Бари быть на будущее полезным техническому училищу», в 1877 году его избрали членом-корреспондентом педагогического совета ИМТУ.+

Ночная кукушка всех перекукует

В Филадельфии Александр Бари познакомился с Эдой фон Грюнберг (Зинаида Яковлевна), которая стала его женой. Она была из немецкой семьи, переселившейся в Россию ещё при Екатерине II, а в Филадельфию приехала со своей старшей сестрой Верой, вышедшей замуж за старшего брата Александра.+

Зинаида хотела вернуться домой, в Россию и поскольку «ночная кукушка все перекукует» то летом 1877 года супруги Бари с дочерью Анной приехали в Петербург, сохранив при этом американское гражданство. +

Вместе с младшим братом Вильямом, выпускником Санкт-Петербургского горного института, Александр создаёт небольшое предприятие по проектированию и производству электродвигателей, однако такая продукция оказалась в то время невостребованной.+

Знакомство с Николаем Сытенко, отставным инженером-подполковником и членом Императорского Русского технического общества, привело к созданию фирмы «Бари, Сытенко и Ко», которая занялась строительством объектов российской нефтяной промышленности. После чего семья Бари переехала в Москву.+

Проекты компании «Бари, Сытенко и Ко»

Руководством и реализацией проектов «Бари, Сытенко и Ко» занимался один из братьев Нобель, которого хорошо знал Н.Сытенко. Компании предстояло организовать в Грозном и Баку добычу нефти. +

К выполнению сложного проекта был привлечён молодой инженер В.Г. Шухов, с которым уже был знаком Александр Бари. Вместе они блестяще справились с заказом братьев Нобель, что позволило им основать нефтяную компанию «Бранобель», ставшей одной из лучших нефтяных компаний не только в России, но и в Европе.+

Осенью 1878 года на Апшеронском полуострове был введён в эксплуатацию нефтепровод Балаханы — Чёрный город длиной около 10 км, с диаметром трубы 76 мм. +

cf832c94ae982af43cb746cb131e0ccf.jpg

В 1879 году там же компания А. Бари и Н. Сытенко построила второй российский трубопровод для фирмы «Г.М. Лианозов и Ко» протяженностью около 14 км.

13 сентября 1880 года в канцелярию московского генерал-губернатора подано прошение А. Бари, Н. Сытенко и титулярного советника Николая Рубинского «О разрешении устройства и открытия нефтяного завода в Московском уезде». Подписан документ был 19 ноября и вскоре для управления деятельностью завода организовано «Товарищество русско-американского нефтяного производства», которое занималось переработкой бакинской нефти.

Работами по строительству предприятия руководил В. Шухов. Завод находился в Кусково, здесь были восемь нефтеперегонных кубов, вырабатывавших керосин, астролин, смазочное масло и минеральный деготь.+

Производство началось 8 июня 1881 года, по словам очевидца, описавшего завод: «Он находится в Выхинской волости, в приходе Кусково, на собственной земле Товарищества, смежной с полотном Нижегородской железной дороги. Нефть доставляется по реке Волге из Баку в Нижний Новгород, а оттуда цистернами по железной дороге на Кусковскую платформу… Для хранения нефти на дворе завода есть несколько герметичных резервуаров, врытых в землю и вмещающих 5000 ведер нефти каждый. На заводе работает 150 человек»

На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года продукция Кусковского завода получает бронзовую медаль «за нефтяные продукты весьма хорошего качества.

С июня 1882 года консультантом завода по вопросам технического и химического производства стал Дмитрий Менделеев. Ему удалось внедрить на предприятии новый способ непрерывной перегонки нефти.

В том же году, Александр Бари продаёт, принадлежащую ему долю акций, предпринимателю Петру Губонину и начинает заниматься своим делом.+

Строительная контора Бари по внедрению изобретений В.Г. Шухова

Ещё в 1880 году Александр Бари основал фирму «Техническая контора инженера А.В. Бари» (позднее «Строительная контора инженера А.В. Бари»). Конечно на должность главного инженера и технического директора он пригласил своего друга В. Г. Шухова. Контора оказывала технические услуги от составления проекта до его строительства и вскоре стала известна и в Российской империи и за рубежом.

Через несколько лет фирмой был изготовлен первый образец нового парового котла конструкции инженера Владимира Шухова. Чтобы наладить серийное производство эффективных паровых установок, было принято решение о строительстве предприятия, получившего название «Котельный завод А. В. Бари», который планировалось разместить располагался в Симоновой слободе Москвы неподалёку от Симонова монастыря.+

В феврале 1894 года А.В. Бари обратился в Московское Губерн­ское Правление с просьбой выдать ему «на производство работ уста­новленное разрешительное свидетельство». Завод строился, чтобы про­изводить стальные котлы, железные резервуары и другие клепаные предметы, а также производить медную отливку и механическую обра­ботку принадлежностей к ним.+

К февралю 1894 году был выстроен главный корпус завода: одноэтажное каменное здание, крытое желе­зом, состоящее из двух круглых корпусов, каждый диаметром 21 са­жень, и корпуса посередине. Механический завод приводился в действие паровой машиной, для которой пар создавался двумя котла­ми системы Шухова. Отопление производилось нефтяными остатками, которые поступали из находящихся рядом складов Восточного Общест­ва.+

Уже спустя 5 лет после основания, контора Бари владела котельным заводом под Москвой и имела филиалы в Санкт-Петербурге, Харькове, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.+

С 1885 года фирма участвовала в создании Волжского нефтеналивного флота на собственных верфях в Саратове и Царицыне. По заказу судовладельцев Баранова и Шитова были построены две металлические нефтеналивные баржи грузоподъемностью 40 и 50 тыс. пудов.

Выполнялись и другие проекты: нефтепроводы, зерновые элеваторы, железнодорожные мосты, гиперболоидные сетчатые башни, металлические сетчатые перекрытия. +

С 1892 года контора А.В. Бари принимает активное участие в развитии сети российских железных дорог.

Контора Бари принимала активное участие в проведении Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставки в 1896 году, где были представлены несколько её павильонов.+

Также «Строительная контора инженера Бари» принимала участие в реконструкции Мытищинского водопровода и в строительстве Мытищинского вагоностроительного завода.+

Оригинальность мышления и необычный подход отличали производство Бари от других промышленных предприятий того времени. По мнению А.В. Бари, основным злом русской промышленности являлось отсутствие русских образованных специалистов, управляющих и мастеровых.+

Не все российские предприниматели одинаково «нещадно эксплуатировали пролетариат».

Для рабочих, трудившихся на котельном заводе в Симонове, были созданы особые условия. Предусматривалось до 300 человек рабочих, живущих на наемных квартирах. Врачебной помощью рабочие пользовались в городской ле­чебнице по имеющимся у них больничным контрамаркам. На заводе бы­ла выстроена амбулатория, где каждый день находился фельдшер (жил при заводе), два раза в неделю приезжал врач Левенталь. Выходным днем, наряду с другими праздниками, считался Никола Зимний (профессиональный праздник рабочих-металлистов).

+

Вот как описывает порядки у А.В. Бари журналист Б.Б. Глинский, которому в 1896 году «удалось побывать на заводе, где был введен совершено новый строй рабочей жизни».+

«Рабочий день на заводе Бари измеряется всего лишь десятичасовой работой, причем это сокращение рабочего времени не имеет никакого влияния на размер заработной платы: она выше платы на остальных фабриках на 10%. Система штрафного наказания совершенно здесь изгнана, а увольнения рабочих практикуются только в исключительных случаях. +

Рабочие получают в день от завода совершенно бесплатно по 6 кусков сахару на человека и чай 2 раза в день, без всякого ограничения порции, а также обед, состоящий из двух блюд: +

  1. супа с мясом (порция полфунта – т.е. 200 граммов)
  2. каши с салом, причем хлеба можно потреблять вволю.

+

… Не думайте, чтоб их порции супа (при мне была картофельная мясная похлебка и каша) были на немецкий манер аккуратно развешаны и определены. Нет — хочет десяток еще есть, десятский берет опорожненную миску, идет к буфетной стойке, и фельдшер, наблюдающий за кухней, наливает новую: кушайте, мол, братцы, на здоровье, набирайте сил — они нужны заводу.+

f280cab2a19ed0c8bf5f067e02865721.jpg

«Мной вовсе не руководят какие-то филантропические идеи – говорил мне при свидании А.В. Бари, – Я кормлю рабочих за свой счет потому, что мне это выгодно.

Их еда (9-10 коп. на человека в день) меня не разорит, а напротив, дает прибыль на количестве и качестве работ.

Я экономизирую здоровье, время, расположение духа рабочих и тем выиграю только в барышах. Подумайте только: русский рабочий, существовавший доселе впроголодь и кормившийся разной мерзостью, вдруг получает вволю хлеба, мясной суп, кашу и излюбленный им чай, — подумайте только, каков отсюда должен быть подъем его духа, его самочувствие, и вы поймете, почему он работает у меня самым добросовестным образом и почему случаи увольнения с моего завода редки.

Здесь не возникнет вопроса о стачках, и я решительно не знаю, как отбояриться от предложения рабочих рук. Большинство моих рабочих живут у меня годами, а есть и такие, которые всецело принадлежат заводу уже десять-двенадцать лет и которые успели, благодаря существованию сберегательной кассы, скопить себе тысячный капиталец».

Действительно, подъезжая к заводу, вы уже издалека видите большой аншлаг, оповещающий о существовании сберегательной кассы государственного банка при заводе Бари.+

Еженедельно, по субботам, сюда приезжает чиновник ко времени расчета и принимает от рабочих сбережения, пока те еще не перешагнули порога конторы и не успели насладиться прелестью соседних кабаков.+

Приемный покой при заводе представляет собою образец порядка и чистоты, но что важнее всего — заболевшие рабочие сохраняют свою заработную плату в течение первой недели в полном размере, а потом в половинном. +

Этот остроумный и гуманный порядок повел к тому, что количество больных на заводе значительно сократилось: рабочему нечего перемогаться, и он прямо идет к доктору. +

Два-три дня полного отдыха на хорошей пище быстро восстанавливают железное здоровье русского мужика, и он спешит из скучной больничной комнаты снова к своему молоту и станку.+

Семьи умерших также не остаются на миру: завод принимает на себя заботу о них, и вдовы, в виде пожизненной пенсии, получают половину годичного заработка покойных мужей. +

Нечего и говорить, что европейски образованный инженер Бари сумел устроить на заводе усовершенствованные ретирады, дезинфицируемые паром, отличную вентиляцию и прекрасное освещение всех отделений завода. В текущем году г. Бари имеет в виду устроить для рабочих квасоварню и бесплатную баню».+

Скажете – хороший рекламный пи-ар? Отнюдь нет. Лишь недавно в Симоновой слободе снесли добротные кирпичные дома рабочих, где квартиры были со всеми удобствами. +

По воспомина­ниям дочери Бари Лидии, в обед свободно выставлялась даже водка в графинах: хочешь выпить 50-100 грамм – не возбраняется, если зна­ешь меру.+

Школа рациональной постройки нефтяных резервуаров на строго экономичных началах.

Именно в «Строительной конторе инженера А.В. Бари» инженер-механик Владимир Шухов, по словам профессора Императорского Московского технического училища Петра Худякова, создал «школу рациональной постройки нефтяных резервуаров на строго экономичных началах». +

Была разработана новая методика проектирования, изготовления и монтажа клепаных резервуаров минимального веса на облегченном основании. Все они соответствовали определенным фирменным стандартам с унифицированными элементами; были составлены специальные таблицы, с помощью которых можно было быстро определять объем резервуара, тип, расход металла и стоимость материала и строительства. +

Для раскроя листа и разметки отверстий под заклепки использовались специальные шаблоны.+

Впервые в мировой практике была внедрена поточная сборка цилиндрических емкостей из металлических стандартных элементов. Они сразу же привлекли внимание русских промышленников и многих зарубежных специалистов. +

Для сравнения: толщина стенки резервуаров отечественного производства составляла 4 мм, немецких — 5 мм, а американских — 6,35 мм. +

Только за два первых года работы контора А.Бари построила их 130 штук. Так, для Константиновского завода «Товарищества В.И. Рагозин и Ко» за летний период 1881 г. — 10, общим объемом 16000 пудов; для Товарищества «Нефть» в Царицыне в 1883-1888 гг. — 38, общей емкостью 5 млн 230 тыс. пудов. +

ecae27f78c7d76771c49b9d2147d1f1c.jpg

Значительный объем работ контора выполнила в 1891-1896 гг. при сооружении резервуарных парков в Батуми и на Апшеронском полуострове. Если в 1885 г. в этом районе насчитывалось только 100 стальных резервуаров, то уже в 1899 г. их число достигло 579.+

К 1910 году, за 30 лет своей деятельности, контора инженера А.Бари построила в России 3240 металлических резервуаров общей емкостью 178 млн пудов.+

Частная и общественная жизнь А.В. Бари

Семья Александра Вениаминовича Бари общалась с образованнейшими людьми того времени: Д. И. Менделеевым, Н. Е. Жуковским, С. А. Чаплыгиным, Ф. О. Шехтелем, И. И. Рербергом и другими, часто бывавшими гостями в их доме.+

В 1898 году Бари познакомился с Л. Н. Толстым. Вместе с дочерью Анной, он навещал писателя в Хамовниках.

В России назревали непростые времена. Началом по-настоящему смутного времени стало покушение в августе 1906 года на главу Совета министров П.А. Столыпина. Бари так писал своим друзьям в сентябре 1906 года писал: «Невесело теперь в России, а надо сидеть и терпеть».+

Несмотря на все усилия, уберечь фирму от потрясений не удалось, рабочие окрестных фабрик подбивали сотрудников конторы Бари на забастовки и участие в сходках революционеров. Дела шли не лучшим образом.+

В 1909 году А.В. Бари по болезни отошел от дел и управляющим завода стал его сын Виктор Александрович. Умер Александр Вениаминович Бари 6 апреля 1913 года, и был похоронен на Немецком кладбище. На следующий день в газете «Утро России» писали:

«В Москве А. В. Бари устроил русско-американскую компанию керосинового завода, учредил московское нефтепромышленное о-во в Грозном, Мытищенский вагоностроительный завод и выстроил образцовый котельный завод близ Симонова монастыря. Организация дела Бари была так обширна и интересна, что он одновременно мог строить: мосты в Оренбурге, стальные баржи на Дунае и паровозные мастерские в Вологде.

При иных условиях, в другой стране А. В. Бари стал бы Пирпонтом Морганом или стальным королем — Карнеджи, но он был русский по духу, любил свою родину и, ворочая десятками миллионов, львиную долю своих доходов отдавал своим сотрудникам, рабочим и так щедро помогал бедным, что его стипендиаты буквально насчитывались сотнями».

До сих пор не существует какого-либо серьезного исторического исследования, повествующего о жизни и деятельности этой незаурядной личности — инженера, предпринимателя, мецената, внесшего весомый вклад в становление индустриального потенциала России на переломе двух эпох.+

А надо бы. Пример ведения строительного бизнеса А.В. Бари был бы весьма полезен нашим российским предпринимателям.+

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!