"Вся королевская конница и вся королевская рать" (из Оксфорда в Лондон)

Подпишитесь на канал

Автор: Михаил Сорочкин

8e8d422b53681ce10c7dbe062aa25282.jpg

Великобритания, 12-22 июня 2015

"All the king's horses, all the king's men". Что за день можно увидеть в Лондоне? Многое и ничего. Нам подсказали плодотворную идею воспользоваться автобусными экскурсионными маршрутами, да еще и билеты на них заказали. Иначе мы гораздо меньше всего увидели бы, да и не хватило бы наверняка времени и огня. Автобус ездит сложными, отмеченными на картах маршрутами. Можно его покинуть на любой остановке, пройтись, затем на какой-то остановке снова сесть в такой же. До конца июня была опция продолжения в виде бесплатной поездки на следующий день. Это не единственное место, где есть такие экскурсии. Но раньше мы ими не пользовались, а нынче пригодилось.


Лондон огромен, безумно разнообразен, на взгляд безграничен, сейчас, в туристический сезон (или всегда?) переполнен, плотно застроен, забит машинами и другим транспортом, земля под ним и воздух над ним пронизаны маршрутами разнообразного движения. Он очень эклектично застроен, но это вызвало у меня не отторжение, а интерес. По-видимому, архитекторам от Джона Нэша до самых современных предоставлялись достаточные свобода и средства, чтобы делать свою работу наилучшим образом. И поэтому, в том числе, город сберёг, а взгляд (может быть поверхностный в нашем случае) воспринимает сохраненные старинные замки, знакомые очертания мостов, архитектурную классику и модернистские изыски как нечто целое, как непрерывность и развитие традиций, как взаимодействие градостроительных объектов, существующих сами по себе и во взаимодействии друг с другом, если термин симбиоз применить не только к живому, но и к рукотворному. 


В отличие, скажем, от Рима, который я воспринял как гигантский паноптикум (в самом положительном толковании этого термина), составленный из выдающихся архитектурных творений разных времен и эпох какой-то вневременной музейной службой времени. И какая-то гигантская рука расставила это в каком-то порядке на семи (теперь их больше) римских холмах. Лондон не производит впечатление музея, хоть в городе их множество, один другого лучше. Это единый, неповторимый, я думаю, даже китайцами во всем его многообразии конгломерат, сочетающий традиционное и новое, весьма традиционное и самое новое.


И, похоже, что история формирования города далеко не завершена. Иногда вид старинного собора или сохранившегося замка перечеркнут сразу несколькими силуэтами строительных кранов, проецирующихся на него из разных мест. Многие дома и сооружения укутаны в сетчатые одежды с названиями известных строительных фирм. Что под ними – новостройка, реконструкция, реставрация – бог весть. Но после лондонцев и вездесущих туристов третья многочисленная категория – строительные рабочие в форменных одеждах и накрученных, с антеннами желтых защитных касках. Наряду с традиционной архитектурой с коронами, гербами и ангелами на фронтонах современные «хрустальные дворцы на курьих ножках», сложные реализованные фантазии Жана Нувеля, Норманна Фостера и других архитектурных флагманов.


















Городская скульптура – отдельная тема, которую либо нужно описывать в многотомных иллюстрированных фолиантах, либо просто упомянуть. И в то же время она может быть использована, как пример самоиронии, характерной для британцев. На Трафальгарской площади со 150-метровой колонной, увенчанной фигурой адмирала Нельсона, героя Трафальгарского сражения, по углам площади конные статуи Георга IV, генерала Чарльза Напьера, генерала Генри Хейвлока. 

Четвертый пьедестал пустовал с 1862 г., поскольку у города не хватило денег на установку статуи Вильгельма IV. В 1999 г. было решено устанавливать на полтора года на незанятом пьедестале произведения современного искусства. Здесь побывали, в том числе, модель корабля «Виктория» в бутылке работы британского скульптора, мальчик на лошади-качалке, исполненный двумя скандинавами, синий петух немецкой художницы. 

Мы увидели отлитый из металла экспрессивный черный скелет лошади. Вот вам и миф о непременной традиционности британцев. Город и страна чтит своих героев и защитников. Особенно много памятников посвящено временам Первой Мировой.











И всё это движется, мигает светофорами, издает разные звуки, среди которых сирена – самый редкий: ambulance, пожарники, изредка полиция. Двухэтажные автобусы вмещают множество пассажиров, которых иначе, наверное, не переварили бы ни метро, ни скоростные рельсовые средства, ни другие способы передвижения, включая пеший. Все это невозможно увидеть, снять, пересказать словами. 

Поэтому привожу какой-то набор фотографий, которые хоть отчасти продемонстрируют хаос зрительных впечатлений, открывшихся нам. В них конечно и лондонцы – разноцветные, молодые и пожилые, самого демократического облика (здесь вообще одеваются без выпендрежа) или одетые в строгие смокинги и вечерние платья по случаю каких-то корпоративных, похоже, праздников, с которыми за день путешествия по городу мы встретились трижды, неизменно вежливые, стремящиеся помочь, извиняющиеся за каждое случайное прикосновение даже в плотной толпе.














Стыдно и жаль, но было время заглянуть только на 20 минут в Британский музей, и знакомство с ним ограничилось прикосновением к этнографическому разделу. И это был лишь единственный из известных и неизвестных нам музеев британской столицы, где мы так сказать побывали, заранее решив, что это не музейная экскурсия. 

Музеи вроде все бесплатные, заполненные туристами и наполненные миллионами экспонатов, собранных, в том числе, во времена, когда правила Британия морями. О британских собраниях древностей любят посудачить на досуге, мол, обобрали колонизаторы весь мир. Сейчас, после художественных подвигов талибов, паливших из пушек по статуям, и музейных инициатив ИГИЛ я целиком на стороне британских собирателей: что успели, то спасли.

Но пора возвращаться в тихий университетский город, описание которого продолжено будет в следующем посте, где ждут вас новые приключения. И в четвертой своей части они наконец закончатся.





Источник: http://www.tourblogger.ru/blog/vsya-korolevskaya-k...

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!