Аналитики ЦИАН проанализировали средние цены на жильё (отдельно для новостроек и вторичного рынка) и среднемесячную заработную плату по крупным городам России и рассчитали, сколько лет необходимо средней семье из двух человек, чтобы накопить на квартиру (при условии, что все получаемые денежные доходы будут откладываться на приобретение жилья). Расчеты выполнялись для 49 кв. м. в новостройке и 54 кв. м. на вторичном рынке.
В 8 городах (из 47 крупнейших по численности населения в РФ) среднестатистической семье потребуется более 3 лет для накопления на новое жильё площадью 49 кв. м. на первичном рынке, в остальных городах данный показатель составит от 2 до 3 лет. На вторичном рынке индекс доступности жилья больше 3 лет в 11% городов.
Рейтинг крупных городов-миллионников России по индексу доступности жилья на первичном рынке возглавил Челябинск. Для того, чтобы купить квартиру в новостройке в столице Челябинской области, местному жителю потребуется 2,1 год, на вторичном рынке данный показатель немного больше – 2,4 года. Здесь среднемесячный доход работника в 2017 году (38 тыс. руб.) почти сопоставим с ценой одного квадратного метра жилья на первичном рынке (39 тыс. руб./кв. м). На втором месте Красноярск, где индекс доступности жилья составил 2,2 года.
Несмотря на то, что Москва и Санкт-Петербург являются лидерами по уровню среднего дохода за 2017 год, жителям данных городов придётся дольше всех откладывать на квартиру — 4,0 и 3,7 лет соответственно. Также индекс доступности жилья составил больше 3 лет в Казани (3,5), Нижнем Новгороде (3,1) и Уфе (3,0).
Табл.1: Индекс доступности жилья в городах-миллионниках за 2017 год.
№ | Город | Индекс доступности жилья на первичном рынке, лет | Индекс доступности жилья на вторичном рынке, лет |
1 | Челябинск | 2,1 | 2,4 |
2 | Красноярск | 2,2 | 2,6 |
3 | Омск | 2,3 | 2,9 |
4 | Самара | 2,4 | 3,3 |
5 | Воронеж | 2,4 | 2,9 |
6 | Волгоград | 2,6 | 3,1 |
7 | Новосибирск | 2,6 | 3,3 |
8 | Екатеринбург | 2,7 | 3,3 |
9 | Пермь | 2,7 | 3,1 |
10 | Ростов-на-Дону | 2,8 | 3,2 |
11 | Уфа | 3,0 | 3,5 |
12 | Нижний Новгород | 3,1 | 3,3 |
13 | Казань | 3,5 | 4,0 |
14 | Санкт-Петербург | 3,7 | 4,3 |
15 | Москва | 4,0 | 4,5 |
Источник: расчеты Аналитического центра ЦИАН
Средний индекс доступности жилья в городах-миллионниках для первичного рынка составляет 2,81, для вторичного рынка – 3,31. Т.о., жилье в новостройках на 18% доступнее, чем на вторичном рынке.
По сравнению с 2013 годом ситуация с доступностью жилья на первичном рынке Москвы заметно улучшилась. Ещё 4 года назад для того, чтобы купить квартиру в столице России, потенциальному покупателю пришлось бы откладывать деньги более 5,4 лет, а теперь индекс доступности жилья составляет 4,0 года.Такие положительные изменения связаны с тем, что номинальная заработная плата за рассматриваемый период росла быстрее, чем цена квадратного метра (+39% и +16% соответственно). Аналогичные тенденции характерны и для большинства других региональных центров.
При сравнении индекса доступности на первичном и на вторичном рынке жилья, наиболее существенные различия наблюдаются в Самаре. При покупке жилья на первичном рынке местному жителю надо будет откладывать деньги 2,4 года, против 3,3 лет на вторичном рынке. Прежде всего, такие различия связаны с тем, что наибольшая доля квартир на первичном рынке Самары сконцентрирована в периферийных районах, а предложения на вторичном рынке – в центральной части города. Наименьшие различия отмечены в Нижнем Новгороде, здесь индекс составил 3,1 и 3,3 соответственно.
В Саратове индекс доступности жилья составляет 2 года, что является одним из самых низких значений среди крупных городов России с численностью населения от 400 тыс. до 1 млн. человек. На второй позиции Брянск, где индекс составил 2,1 год. Такое же количество лет понадобится жителям Липецка, Оренбурга и Краснодара для того, чтобы накопить на квартиру средней площадью 49 кв. м. Индекс доступности жилья на вторичном рынке в перечисленных городах тоже находится в диапазоне от 2 до 3 лет.
Табл.2: Максимальный уровень индекса доступности жилья в городах с численностью населения от 400 до 1000 тыс. человек, 2017 год.
№ | Город | Индекс доступности жилья на первичном рынке, лет | Индекс доступности жилья на вторичном рынке, лет |
1 | Саратов | 2,0 | 2,9 |
2 | Брянск | 2,1 | 2,7 |
3 | Липецк | 2,1 | 2,7 |
4 | Оренбург | 2,1 | 2,7 |
5 | Краснодар | 2,1 | 2,9 |
Источник: расчеты Аналитического центра ЦИАН
Больше всего времени потребуется потенциальным покупателям, которые хотят обзавестись собственной жилой недвижимостью в новостройках крупных городов Крымского полуострова — Севастополе (5,3 лет) и Симферополе (4,1 год). В рейтинге стоимости квадратного метра на первичном рынке России они входят в десятку лидеров, а среднемесячная заработная плата в них на 20-30% ниже, чем по России в целом. На вторичном рынке индекс доступности ещё больше – 6,6 и 5,1 год соответственно. Такие показатели связаны с привлекательностью данной локации, ориентированностью девелоперов на покупателей из других регионов, а также следствием существования «долларового» рынка здесь в украинский период. Тройку лидеров закрывает Владивосток – 3,5 лет. За 2017 год здесь отмечен высокий уровень среднемесячной заработной платы (50 тыс. руб.), при этом цены на жилую недвижимость тоже достаточно высокие (в рейтинге стоимости квадратного метра жилья в новостройках город занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга). Индекс доступности жилья превышает 3 года и в Улан-Удэ, средняя стоимость квадратного метра квартиры здесь превышает среднемесячный уровень заработной платы на 32%. Большинство новостроек в городе находятся на высокой стадии строительства и будут введены в эксплуатацию в текущем году.
Табл.3: Минимальный уровень индекса доступности жилья в городах с численностью населения от 400 тыс. до 1 млн. человек, 2017 год.
№ | Город | Индекс доступности жилья на первичном рынке, лет | Индекс доступности жилья на вторичном рынке, лет |
1 | Севастополь | 5,3 | 6,6 |
2 | Симферополь | 4,1 | 5,1 |
3 | Владивосток | 3,5 | 4,3 |
4 | Улан-Удэ | 3,1 | 3,9 |
5 | Барнаул | 2,9 | 3,5 |
Источник: расчеты Аналитического центра ЦИАН
Приложение. Табл. 1: Индекс доступности жилья в крупнейших городах РФ, 2017 год.
Город | Индекс доступности жилья на первичном рынке, лет | Индекс доступности жилья на вторичном рынке, лет | |
1 | Саратов | 2,0 | 2,9 |
2 | Брянск | 2,1 | 2,7 |
3 | Липецк | 2,1 | 2,7 |
4 | Оренбург | 2,1 | 2,7 |
5 | Краснодар | 2,1 | 2,9 |
6 | Челябинск | 2,1 | 2,4 |
7 | Рязань | 2,1 | 2,7 |
8 | Тюмень | 2,1 | 2,4 |
9 | Иркутск | 2,1 | 2,7 |
10 | Красноярск | 2,2 | 2,6 |
11 | Кемерово | 2,2 | 2,7 |
12 | Тольятти | 2,3 | 2,8 |
13 | Ульяновск | 2,3 | 2,8 |
14 | Новокузнецк | 2,3 | 2,1 |
15 | Астрахань | 2,3 | 2,6 |
16 | Омск | 2,3 | 2,9 |
17 | Тверь | 2,3 | 2,9 |
18 | Махачкала | 2,4 | 3,7 |
19 | Томск | 2,4 | 2,7 |
20 | Самара | 2,4 | 3,3 |
21 | Воронеж | 2,4 | 2,9 |
22 | Киров | 2,5 | 3,0 |
23 | Тула | 2,5 | 3,3 |
24 | Калининград | 2,6 | 3,3 |
25 | Волгоград | 2,6 | 3,1 |
26 | Новосибирск | 2,6 | 3,3 |
27 | Чебоксары | 2,6 | 3,4 |
28 | Ярославль | 2,6 | 3,0 |
29 | Курск | 2,7 | 3,0 |
30 | Пермь | 2,7 | 3,1 |
31 | Хабаровск | 2,7 | 3,2 |
32 | Иваново | 2,7 | 3,2 |
33 | Екатеринбург | 2,7 | 3,3 |
34 | Ростов-на-Дону | 2,8 | 3,2 |
35 | Набережные Челны | 2,8 | 3,4 |
36 | Ижевск | 2,8 | 3,1 |
37 | Пенза | 2,9 | 3,1 |
38 | Барнаул | 2,9 | 3,5 |
39 | Уфа | 3,0 | 3,5 |
40 | Улан-Удэ | 3,1 | 3,9 |
41 | Нижний Новгород | 3,1 | 3,3 |
42 | Казань | 3,5 | 4,0 |
43 | Владивосток | 3,5 | 4,3 |
44 | Санкт-Петербург | 3,7 | 4,3 |
45 | Москва | 4,0 | 4,5 |
46 | Симферополь | 4,1 | 5,1 |
47 | Севастополь | 5,3 | 6,6 |
Источник: расчеты Аналитического центра ЦИАН
Методология — индекс доступности жилья рассчитан, как соотношение
средней стоимости типичной квартиры к среднестатистическому годовому доходу
домохозяйства, состоящего из 2 работающих человек. При расчёте индекса по
первичному рынку в выборку попали квартиры площадью от 40 до 60 кв. м., для
вторичного рынка используется средняя стоимость 2-комнатной квартиры. Расчёты
производились по 47 крупнейшим городам России. Учтены данные по средней
зарплате за 2017 год и средние цены на жилье по состоянию на февраль 2018 года.
__________________________________________________________________
Справка о компании
ЦИАН – лидер российского рынка онлайн-недвижимости. В состав группы входят сайты CIAN.RU, EMLS.RU.
По данным LiveInternet совокупная ежемесячная аудитория проектов составляет 10 млн уникальных пользователей.
Комментарии (0)