Фестиваль «Архитектурное наследие»: новые перспективы

Подпишитесь на канал

В начале июля в Москве пройдет всероссийский фестиваль с международным участием «Архитектурное наследие». Его учредителем стал Союз архитекторов России. Местом проведения этого беспрецедентно масштабного форума, посвященного достижениям и проблемам отечественной архитектурно-реставрационной отрасли, выбран Центральный выставочный зал «Манеж».

42e1863b87eeec625a264052c01322c7.jpg

Эта площадка не просто престижна и в высшей степени почетна – она обязывает соответствовать ее уровню и значению. Именно на ней фестиваль «Зодчество» с теперь уже четвертьвековой историей давно и прочно зарекомендовал себя в качестве одного из по-настоящему успешных «долгоиграющих» экспозиционных проектов постсоветской России. Тематика, связанная с наследием, на «Зодчестве» присутствовала всегда, и неизменно притягивала к себе внимание не только профессионалов, но и гораздо более широкой публики. В то же время общий удельный вес реставрационно-реконструкционных проектов на этих грандиозных архитектурных «ВДНХ» по факту почти всегда оказывался совсем не таким уж и значительным. Зритель легко мог прийти к выводу, что наследие у современных российских архитекторов не слишком-то и в чести. И в такой оценке, действительно весьма и весьма распространенной, есть, увы, немалая доля справедливости.

Если судить по интернету, в особенности по социальным сетям, то, кажется, ничего иного не остается, кроме как вынести категорический вердикт: охрана культурного наследия и современная архитектурно-градостроительная практика – две вещи совершенно несовместные. Возникающие порой по разным поводам нешуточные словесные битвы раскалывают людей на виртуальные враждующие станы. Характерный пример – жесткое противостояние сторонников и противников парка «Зарядье», разразившееся сразу после его открытия в Фейсбуке. Высказывались две диаметрально противоположные позиции – либо, в соответствии с буквой закона, в охранной зоне Московского Кремля нельзя строить абсолютно ничего, кроме того, что можно считать восполнением утраченных элементов градостроительной среды, либо ценность имеет только то, что признано актуальным международным брендом, вне зависимости от каких бы то ни было контекстуальных соображений. Можно только пожалеть, что эта дискуссия развернулась не в 2013 году, когда еще только формулировались условия международного конкурса на проект парка, а уже постфактум. Однако по-настоящему полезной она могла бы стать только при наличии модератора, способного выслушать обе стороны без гнева и пристрастия и найти компромиссное решение. Было бы оптимально, если бы такую благородную и очень нужную роль взяло на себя само архитектурное сообщество, особенно с учетом того, что подобных ситуаций много и возникают они регулярно, в самых разных географических точках.

2a49531124327bacc0a653d174ee26da.jpg

Конечно, модератор может успешно выполнять свою функцию, только если он действительно объективен и вызывает общее доверие. С доверием к современным зодчим пока есть серьезные проблемы, но очевидно, что решение Союзом архитекторов о проведении фестиваля «Архитектурное наследие» плюс намерение сделать фестиваль регулярным – шаг в совершенно правильном направлении. Фактически он означает, что главный профессиональный союз признаёт обеспечение сохранности памятников прошлого делом, заслуживающим всеобщего внимания ровно в той же степени, что деятельность архитектурного сообщества в целом. И это по-настоящему хорошая новость для всех, кто желает российским городам и весям более сбалансированного и гармоничного развития.

Ключевым событием фестиваля должен стать смотр-конкурс «Регионы России». Его участниками будут непосредственно субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Это прямое приглашение региональным руководителям максимально активно поддерживать местные инициативы, направленные на выявление и акцентирование неповторимого визуального своеобразия подведомственных областей, краёв и республик. Процесс уже идет. В Нижнем Новгороде подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу неожиданно привела к обнаружению и раскрытию нового символа города – ажурных металлических конструкций павильонов Всероссийской промышленной выставки 1896 года, спроектированных Владимиром Шуховым. А ведь сначала, еще совсем недавно, их предполагалось снести… В Тверской области зафиксированы самые высокие в Центральном федеральном округе темпы включения памятников истории в единый государственный реестр объектов культурного наследия и одновременно действует уникальная программа поддержки частных проектов по созданию объектов туристской инфраструктуры. Все более широкое осознание тесной взаимосвязи между экономически успешным развитием индустрии туризма и состоянием историко-архитектурно-градостроительно-ландшафтной среды уже можно считать состоявшимся общероссийским трендом. Именно поэтому смотр-конкурс обещает быть действительно интересным.

Конкурсантам предлагается включиться в соревнование по двум разделам – «Многовековые традиции» и «Архитектурное наследие XX века». Это решение организаторов означает подчеркнутое внимание к проблематике сохранения чрезвычайно уязвимых перед угрозой сноса или радикальной перестройки памятников и ансамблей советского периода. Запланированы и отдельная крупная выставка «Архитектурное наследие России XXвека. От авангарда до модернизма», а также одноименная научная конференция. Вниманию участников и гостей фестиваля будет представлено большое количество документальных материалов из архива Союза архитекторов России, фондов Музея архитектуры им. А.В.Щусева и некоторых других собраний. Основой экспозиции станут чертежи из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода – трех городов с большим количеством сохранившихся построек и комплексов эпохи конструктивизма и серьезным опытом работы архитекторов по полноценному включению этого пласта наследия в современный контекст.

983492cce811022c974842ee740afed0.jpg

Смотр-конкурс «Лучший объект сохранения и развития» будет проводится непосредственно среди профессионалов – российских и зарубежных реставраторов, а также проектных и производственных организаций. Заявленная задача – «поощрить авторские коллективы, продемонстрировавшие научный подход и мастерство проектно-реставрационной деятельности, и повысить социальный статус профессии реставратора». К рассмотрению принимаются как реализации, так и проекты. Гран-при фестиваля должен быть вручен за лучшую из осуществленных работ. Золотые, серебряные и бронзовые дипломы планируется присуждать по трем номинациям: «Объекты гражданской архитектуры (включая культовые сооружения)», «Объекты промышленной архитектуры» и «Регенерация исторической застройки и объекты ландшафтной архитектуры».

Судя по условиям смотра, организаторы намерены активно вести поиск новых, пока еще практически никому не известных молодых лидеров профессии. Лауреаты будут иметь право приоритетного вступления в творческие союзы и получения аттестата на творческую деятельность. Гарантией объективности жюри должно стать присутствие в его составе представителей не только Союза архитекторов, Союза реставраторов и Министерства культуры, но и известного своей остро критической позицией по многим вопросам Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Отдельные смотры-конкурсы намечено провести по разделам «Лучшее печатное издание» и «Лучшая студенческая работа».

И все же если бы планируемый фестиваль сводился исключительно к парадному смотру достижений, он изначально был бы обречен на то, чтобы оставаться сугубо внутрипрофессиональным мероприятием. Общая ситуация с охраной и ревитализацией архитектурного наследия в стране слишком сложна и, во многом, критична. Для привлечения самого широкого внимания к этой проблеме организаторы фестиваля разработали экспозиционный Проект архитектурных и градостроительных объектов «SOS. Спасаем вместе». Задача – собрать материалы по наиболее значительным памятникам, которым требуется срочная помощь.

Заявки по каждому объекту составляются совместно региональными организациями Союза архитекторов России и ВООПиК. Наличие охранного статуса при этом ключевой роли не играет: отсутствие памятника в реестре - ни в коем случае не основание для отказа в экспонировании. Совсем недавно в Тверской области произошла очень показательная история с дачей Рябушинского в Вышнем Волочке, предположительно построенной при участии Фёдора Шехтеля – ее судьба должна была быть решена в соответствии с программой сноса ветхих домов. Вмешательство местных краеведов быстро и кардинально изменило ситуацию – памятник оперативно поставили на учет в качестве вновь выявленного объекта культурного наследия и за его сохранение и реставрацию поручился лично губернатор.

e5488efed82d7b471e6f67f764cf7738.jpg

Вполне очевидно, что нечто подобное может случиться в любом российском регионе, но далеко не обязательно со столь же оптимистичным итогом. А вот включение такого же, а может быть, даже еще более «безнадежного» кандидата на уничтожение в выставочную программу фестивального проекта повышает шансы на успех очень существенно. Сложнее всего, конечно, если объект находится в центре Москвы и мешает планам девелоперов, как это случилось с последними предреволюционными историческими зданиями на Варварке. Столь же обескураживающе выглядит ситуация в Екатеринбурге, где в марте была снесена недостроенная телевизионная башня 1980-х годов. Задача состоит в том, чтобы изменить саму атмосферу, в которой такого рода «казусы» - к сожалению, скорее правило, чем исключение. У фестиваля есть несомненный исторический шанс стать катализатором этого процесса.

Многочисленные проблемы и даже провалы с охраной и реставрацией архитектурного наследия у всех на слуху, но далеко не все в информационной картине последних лет – сплошной негатив. В 2016 году Санкт-Петербург стал лауреатом престижной международной премии Wоrld Travel Award в номинации «Лидирующее культурно-туристическое направление мира». Год спустя северная столица удостоилась той же награды, но уже в номинации «Лучшее городское направление Европы», оставив при этом позади Рим и Вену. Вполне очевидно, что достичь такого результата усилиями одних лишь специалистов туриндустрии было бы невозможно – туристы едут смотреть сам город, создававшийся столетиями, но без многообразного приложения трудов сегодняшних мастеров реставрации выглядевший бы совсем по-иному.

Это огромный успех, и он открывает невиданные ранее возможности. Многие из нас бывали в автобусных турах по Европе. Там практически везде объектами туристского показа становятся сразу несколько расположенных вдоль автотрасс исторических городов, а гости Праги, Вены, Барселоны и других центров притяжения больших масс людей чаще всего считают своим долгом совершить экскурсии в соседние регионы. В России пока все иначе. В 2017 году Санкт-Петербург посетили рекордные 7,5 миллионов туристов, половина из которых – гости из-за рубежа. Рекорд был поставлен и в известном своими древними памятниками Великом Новгороде – 236 615 человек. Это совсем другая цифра, но тоже значительно больше, чем раньше. Диспропорция говорит сама за себя. При этом в очень проблемной по многим показателям Тверской области в прошлом году побывало 1,5 миллиона туристов, хотя иностранцев среди них оказалось всего лишь 14 тысяч. Учитывая географическое положение Верхневолжья, направить туда значительную часть потока наиболее мобильных гостей Санкт-Петербурга и Москвы – вопрос времени, воли и техники. Еще более впечатляющие темпы роста посещаемости туристами наблюдаются в Подмосковье (в минувшем году - более 14 миллионов человек!), Калужской, Владимирской и Ярославской областях. Другие регионы, расположенные вдали от столиц, заслуживают отдельного разговора, но и там ровно та же самая общая тенденция.

11719c9a42e2e499c065b07792209d60.jpg

Потенциал развития туристического рынка огромен. Реальный базис притягательности регионов по меньшей мере наполовину напрямую зависит от работы архитекторов всех специализаций. Знание и творческое использование достижений коллег из других стран – непременное условие достижения оптимального результата. Именно поэтому значительная часть экспозиционного пространства Манежа в дни проведения фестиваля планируется зарезервировать под проведение выставки «Зарубежный опыт сохранения памятников архитектуры». Ее организаторами, наряду с Союзом архитекторов России и Министерством культуры, станут общеевропейская федерация ассоциаций Europa Nostra и Некоммерческое партнерство по сохранению и популяризации объектов культурного наследия «Наследие без границ». В экспозиции будут представлены проекты реставрации и современного использования исторических архитектурных, градостроительных и ландшафтных ансамблей, разработанные в последние пять лет и получивших премии и дипломы ЕС и отдельных европейских государств. Одновременно на проходящей по соседству выставке «Материалы и технологии» специалисты и представители администраций регионов смогут ознакомиться с предложениями отечественных и зарубежных компаний-производителей, экономически заинтересованных в воплощении в жизнь самых амбициозных замыслов, презентуемых на фестивале.

Ожидается много круглых столов, лекций, мастер-классов. Очень желательно максимально возможное привлечение телевидения, прессы и интернет-блогеров. Важно понять и объяснить всем, кто готов услышать, что тематика архитектурного наследия имеет самое прямое отношение к многим аспектам нашей повседневной жизни. Например, если считать приоритетным направлением развития Подмосковья продвижение культурно-исторического туризма в малых городах, то такие крайне злободневные сегодня вопросы, как, например, ликвидация мусорного полигона под Волоколамском должны решаться максимально быстро и оперативно. В Тверской области утверждение новых туристических маршрутов уже повлекло за собой выделение бюджетных средств на ремонт автодорог.

Ревитализация исторической среды – это один из главных инструментов преобразования городов и сельских территорий в интересах самих жителей. Все решения, которые будут приняты по итогам фестивальных конкурсов, станут результатом непростого компромисса между членами жюри с очень разными исходными позициями. Реализовывать поддержанные на фестивале проекты тоже придется путем достижения сложного консенсуса между администрациями и представителями бизнеса при максимально возможном участии общественных структур. Состоявшийся в конце марта в Самаре VI Cъезд градозащитных организаций подтвердил твердое намерение московского «Архнадзора» и его региональных аналогов активно добиваться совершенствования законодательной базы в сфере сохранения, развития и правовой защищенности исторических городов. Миссия архитекторов в этом процессе – четко представлять не только культурно-эстетические, но и социальные аспекты собственных проектов, и гибко, но последовательно отстаивать заранее сформулированные принципиальные позиции. Всесторонне продуманная схема организации фестиваля «Архитектурное наследие» - пример и модель для всех тех, кто разделяет программные установки его учредителей и готов к долгой повседневной работе над их практической реализацией.

b186be290a56d20c594c4759b32afee9.gif

Автор благодарен куратору фестиваля, председателю Совета по наследию Союза архитекторов России Ирине Александровне Маркиной за помощь при подготовке этой статьи.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!