MUF 2019. Городские темы с новым ракурсом

Развитие промзон, транспортной системы, набережных, программы реновации, а также зарубежный опыт, реформа строительного рынка – ключевые темы Московского Урбанистического форума этого года, казалось бы, повторяли повестку прошлых лет. На самом деле, в этом году все перечисленное рассматривалось под другим углом – не просто качества жизни, а ее ощущения жителями большого города. Организаторы форума вплотную приблизились к теме городского здоровья.

65dad1c869cb5bceefd5494f9b6d7fe4.jpg

Программа деловой программы включила в себя конгресс Urban Health, в рамках которого было обозначено нечто новое для темы градостроительства: за здоровье граждан отвечают не только медицина, но и урбанистика, и архитектура, и строительство. Выступавший на эту тему мэр Сергей Собянин заявил, что все сферы городской деятельности должны быть пронизаны идеей комфорта и здоровья.

И если раньше под лозунгом улучшения качества городской среды принято было перечислять количество квадратных метров и километров возведенного жилья, дорог, эстакад, развязок, спортивных объектов и всего прочего, то на этот раз на первый план вышли не количественные, а качественные показатели.

Как прозвучало из уст экспертов, продолжительность жизнь городского жителя всего на два года превосходит продолжительность жизни его сельского соотечественника, но при этом горожанин чаще болеет, испытывает стрессы и психоэмоциональные нагрузки. Город влечет людей амбициозных, и при этом одиночество и невостребованность является «стилем» жизни множества жителей крупных городов. По данным Анны Поповой, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, городской житель 90% своей жизни проводит в замкнутом пространстве. 

Федеральные чиновники напомнили также об ограниченный социальных возможностях тех, кто живет в малых городах России. Именно поэтому на федеральном уровне в феврале текущего года была принята Новая стратегия пространственного развития России. Она рассчитана на срок до 2025 года и направлена на выравнивание возможностей в социальной сфере: житель города с населением менее 50 тыс. человек не должен быть отделен от тех благ цивилизации, которые привычны для жителей мегаполисов.

019d300c7fd38db7576afc1aa9edb4ab.jpg

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова высоко отозвалась о тех преобразованиях, которые происходят сейчас в Москве. Город изменился. И это говорит о том, что управленческие решения могут менять ситуацию.

Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что именно повлияло на изменение положения. Первый фактор – это экологическая ситуация, которая связана с технологической продвинутостью крупных производств и качества автотранспорта. И то и другое эволюционирует. Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) провел модернизацию, в результате которой на 95% снизились объемы токсичных выбросов в атмосферу. 

Повышается класс двигателей автомашин и качество бензина. Концентрация «транспортных» выбросов в последнее время уменьшилась в 2,5 раза. Вводится электротранспорт, с 2021 года Москва планирует отказаться от закупок машин с моторным топливом. И старт этому процессу уже дан: закуплено 300 автобусов, работающих за счет электроподзарядки. В ближайшее время в Москве будет создан центр разработок в области электротранспорта и выстроена масштабная сеть заправок. В течение 5-7 лет ситуация в экологии изменится кардинально, уверен Сергей Собянин.

Попытка сделать привлекательным центр города, привести в порядок его центральные улицы вылилась в принятие программы «Моя улица». В ходе этой программы были реконструированы 300 улиц. Но в городе их 3 тысячи. И реконструкции их на окраине будет отвечать программа «Мой район». Ее особенностью станет выравнивание возможностей жителей периферии и центра. Человек не должен ехать за развлечениями в центр, на работу – также в центр. А в родном спальном районе довольствоваться лишь пассивным времяпрепровождением. По мнению Собянина, понятие городской окраины должно уйти в прошлое.

d52395654c6fc09856aadbd6a4798be0.jpg

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на встрече с зарубежными коллегами рассказал о планах по изменению среды городских набережных. Сейчас планируется благоустроить четыре набережные – в районах Мневники, Строгино, Тараса Шевченко и участок между Коломенским и Братеево. Это 18,5 км территорий Москвы-реки площадью 309, 2 га. Москва-река в этих местах живописна, например, неподалеку от Братеево расположен Братеевский каскадный парк. К 2035 году Москва планирует благоустроить все городские набережные, а также провести редевелопмент 19% территорий промышленных зон вдоль реки.

О планах на этот счет рассказали и представители бизнеса. Павел Поселенов, руководитель компании «Инград» отметил, что в рамках проекта River Sky намечается существенное переустройство Симоновской набережной. Главным изменением будет то, что она будет освобождена от движения общественного транспорта. Там появится ритейл, прогулочная зона, даже новая площадь. Проектом занимается КБ «Стрелка». Большие изменения ждут и территорию Бадаевского завода, которая тоже примыкает к реке. 

Несколько выступлений на эту тему сделал автор проекта развития промзоны Пьер де Мерон, учредитель швейцарского архитектурного бюро Герцог & де Мерон. По словам зодчего, то, что в Москве взялись за набережные, в скором времени очень изменит город. Пройдет небольшой срок, и они станут самыми посещаемыми местами в Москве. В проекте «Бадаевский» набережная стала главным ориентиром развития. 

В составе нового комплекса, который возникнет на бывшей площадке пивоварен, появится новая застройка, но сохранится и старая – красные заводские корпуса. Чтобы их было видно и со стороны реки ( в проекте они будут выполнять функцию общественных зон), жилые дома решено было поднять на опоры. Тогда новую застройку будет видно отовсюду. Пьер де Мерон уверен, что в дальнейшем берега Москва-реки станут пляжными, как это было еще в 60-е годы прошлого века.

aa1e8f010a62d4433e879ac49f48f88a.jpg

Что касается промышленные площадок, то в активе бюро несколько проектов на эту тему – в Лондоне, Гамбурге и Москве. Самый интересный – проект в Германии, где на месте бывших портовых складов вдоль Эльбы выросло здание филармонии. Оно многофункциональное. В его составе, кроме большого концертного зала на 2100 мест и малого зала на 550 мест, отель на 244 номера, 45 жилых квартир, магазины, рестораны и парковка. Архитектор считает, что многофункциональность – это наиболее перспективный формат новых сооружений в условиях сложившихся городов.

Об успехах освоения промышленных территорий рассказала и руководитель Москомстройинвеста Анастасия Пятова. По ее данным, промзоны занимают почти 19 000 га города. С 2011 по 2019 годы в столице утвержден 51 Проект планировки территории (ППТ) промзон, потенциал строительства которых составляет 24 млн кв. метров. Сейчас на разных площадках в разных стадиях освоения находятся ЖК «Символ» компании «Дон-Строй», ЖК «SREDA», ЖК «Гринада» «Группы ПСН». 

Они реализуются на месте завода «Серп и Молот», промзоны «Грайвороново», на участке в ЮЗАО – в границах улицы Грина, полосы отвода МЖД и Бутовского лесопарка . Начато строительство ЖК «Семеновский парк» на участке промзоны «Кирпичные улицы» «РГ-Девелопментом», компанией «АФИ РУС»возводится ЖК «Сиреневый парк» в районе Открытого шоссе. Запланированы к освоению крупные территории в районах Богородское и Преображенское «Инградом» и в Печатниках компанией «МИЦ».

b507b96a1de204b82fcb27b8021937be.jpg

Одна из сессий форума была посвящена развитию креативной индустрии столицы – искусству кино, анимации, моды, дизайна и пр. Этот пока еще не слишком значительный в экономике сектор растет галопирующими темпами, вовлекая в свои ряды 10% активного населения города. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса. Свое пристанище они находят, как правило, на бывших промышленных объектах Москвы – в заводских корпусах заводов, фабрик, формируя необычную творческую городскую среду.

Не остались в стороне и узко профильные девелоперские темы – перехода к схеме эскроу-счетов застройщиками. Хотя, если учесть повестку форума – городского здоровья жителей, то тема эскроу-счетов не такая-то уж и профильная. Даже наоборот, она имеет прямое отношения и к теме здоровья, и долголетия.

Дольщики – это активное платежеспособное население города, и их самочувствие напрямую зависит от добросовестности СК. Бизнес выразил огромную признательность Москомстройинвесту за качественный переходный период, который предшествовал введению финальных пунктов реформы ФЗ№214. Комитет организовал семинары, выпустил методические указания, собрал и рассмотрел обращения тех компаний, которые претендуют на реализацию проектов по старой схеме. 

Из числа всех 600 утвержденных разрешений таких насчитывается более трех сотен. Далее вся деятельность строителей будет четко контролироваться банками. Несогласие с этим было высказано в одном: необходимо добиться поэтапного раскрытия счетов банками – за выполнение определенных очередей. Если же ситуацию не изменить, то, по мнению нового главы Клуба инвесторов столицы Андрея Грудина, через три года дольщикам некуда будет идти за квартирами.

СК попросту не выдержат того финансового прессинга, который ждет их в связи с реформой. Свой взгляд на эту тему высказали и банки: Сбербанк РФ и ВТБ – сегодня самые крупнее структуры, готовые осуществлять проектное финансирование строительства. Светлана Назарова, управляющий директор, начальник управления финансирования недвижимости ПАО Сбербанк и Роман Антощенков, заместитель руководителя дирекции «Недвижимость, Строительство и Девелопмент» Банка ВТБ рассказали о сложившейся ситуации. На счету Сбербанка РФ 250 одобренных сделок по схемам проектного финансирования. 

Москва по их числу не относится к разряду субъектов-лидеров, но является лидером по суммам лимитов выданных средств. В практике банка есть случаи приостановки и отказов в выдаче кредитов, хотя столичных застройщиков это касается в меньшей степени, чем региональных. Зафиксированы ситуации недобросовестного поведения компаний, попытки получить деньги на более выгодных условиях за счет искажения проектных данных. Главными проблемами банкиры считают нехватку собственных средств у застройщиков для начала строительства. Банки предлагают на этот счет две схемы – выдачу кредитов под будущую прибыль и мезонинное финансирование, то есть с учетом стоимости площадки. А это сегодня устраивает и по силам далеко не всем застройщикам.

f5027b35d13521caa5a17803914278c8.jpg

Отдельно была рассмотрена и программа цифровизации города. К комфорту это имеет прямое отношение. Город развивает самые разные сервисы в цифре, застройщики не отстают, а иногда и опережают, предлагая покупателям пакеты по управлению жильем, самым разным сервисам в электронном виде. А главное, все эти цифровые новации требуют интеграции: городские и частные сервисы – сфере ЖКХ должны быть увязаны.

О запуске программы по раздельному сбору мусора на форуме заявил руководитель Департамента ДЖКХ города Москвы Александр Соловьев. Первый этап программы стартует с 1 января 2020 года. Раздельный сбор пластика, стекла и картона будет налажен во дворах жилых домов рядом с объектами социальной сферы. Богатым опытом на этот счет поделились специалисты из Австрии, Великобритании и США. Они единодушны в одном: если население не проникнется идеей раздельного сбора и сам этот процесс не будет простым и комфортным, реформа не состоится. Пока еще стадия сортировки обязательна. Других технологий не существует.

Комментарии