Евгения Репина: «Городу необходимы микро офисы быстрого реагирования»

Поговорили с куратором спецпроекта «Киоск архитектора» фестиваля «Зодчество’19» об архитектурной профессии, жизни в провинции и идеальных студентах.

Расскажите про проект павильона – «Киоск архитектора». В чем его главная идея?

«Киоск архитектора» - это один из элементов нашей с Сергеем Малаховым концепции работы с городской средой. Российские города нуждаются в создании достоверной информационной базы данных, налаживании диалога всех субъектов и выращивании этих субъектов. В целом, это сложная и длительная управленческая работа с привлечением большого количества специалистов. Должна измениться патерналистская парадигма причинения блага, когда игнорируются противоречия, не учитываются существующие ресурсы, отсутствует длинный взгляд, а основной режим вещания – монолог.

В новых, гибких моделях управления средой помимо центрального проектного бюро необходимы микро офисы быстрого реагирования. Они должны осуществлять всестороннюю коммуникацию между общей стратегией и жизнью квартала, небольшим соседством и администрацией города, должны следить за изменениями и реализовывать небольшие проекты, необходимые жителям или иным субъектам. Они могли бы стать неформальными центрами локальных сообществ, осуществляющих широкие культурные и иные инициативы. Такие офисы предназначены для разных специалистов в зависимости от текущей ситуации. Название одновременно грустит об утрате статуса архитектурной профессии и иронизирует о ее демиургическом пафосе в обстоятельствах, когда никакая единичная воля не способна справиться с таким сложным объектом, как среда.

9587845020043f76bb941ead8a1bc670.jpg

Почему вы выбрали именно эту тему для «Зодчества»? Как она перекликается с понятием «Прозрачность»?

Прозрачность сегодня, в неолиберальной концепции единого мира, где никто уже фактически не принадлежит сам себе, служит для решения задач глобального супермаркета и усиливающегося контроля над личностью. Архитектор становится анонимным оператором конвейера, даже находясь в статусе звезды.

«Киоск архитектора», как офис местных архитекторов, является попыткой утвердить новый профессиональный стандарт прозрачности – кропотливую работу с локальностью и сooбществом. Это также символическая модель, показывающая, что тепло человеческого диалога может пронизывать любые жесткие ритуалы, а манипуляциям противостоит профессиональный творческий акт. Мы все еще пытаемся выжить в провинции с ее неспешным и как бы неуспешным ходом вещей, веря в гуманный исход конфликта и нескончаемое «кино про Россию».

Как архитектор из Самары, расскажите, трудно ли быть в провинции архитектором.

Да, трудно. Самарская архитектурная школа славится своими выпускниками, но они не стремятся оставаться в городе. У Самары низкий индекс человеческого капитала, очень мало возможностей для профессиональной реализации, нет плотной профессиональной среды, а городская среда деградирует, несмотря на все «благоустроительные» инициативы. Есть небольшая ниша – частная архитектура, но в ней практически невозможно реализовать сложные и амбициозные проекты. Отсутствие здоровой конкуренции порождает уныние. Люди находятся на грани выживания, поэтому большинство городских проектов мы ведем в статусе волонтеров. Старшая школа мыслит объектами, «архитектурой», поскольку такова была практика последних «капиталистических» десятилетий. Проблема такого подхода заключается в том, что качество общего городского блага зависит от одаренности архитектора и скромности девелопера. Разумно, когда город регулируется набором правил, которые сохранят целостность города при любом развитии и качестве компетенций приходящих субъектов.

Вы работаете в СамГТУ. Что для вас главное из того, что вы хотите донести до студентов? Есть ли идеальная модель того, какими архитекторами вы бы хотели их видеть.

Наша мастерская гордится своими выпускниками, которые работают в лучших бюро, открывают свои, заявляют о себе в смежных сферах, например, в искусстве. Я считаю, что главные задачи высшего образования - формировать картину мира, обучать инструментам самостоятельного построения этой картины, развивать культуру мышления (учить выстраивать связи между явлениями, мыслить парадоксами), поддерживать творческий статус студентов, выращивать личность со своим голосом и позицией. Несложно понять, насколько эти представления все более неуместны в текущем положении высшего образования.

У меня абсолютно нет никаких моделей в отношении будущего студентов. Главное, чтобы они не были скучными людьми и не представляли опасность в роли профессионалов.

Напоминаем, Международный фестиваль «Зодчество’19», на котором будет представлен спецпроект «Киоск архитектора», проходит 17-19 октября в Москве. Сайт фестиваля: www.zodchestvo.com.

Беседовала: Диана Баранова

Комментарии