​Эксперт сферы ЖКХ оценил ущерб экономике управляющих компаний в случае вступления в силу с 1 апреля норм, ограничивающих взыскание долгов с потребителей

Эксперт сферы ЖКХ Александр Костюков оценил ущерб экономике управляющих компаний в случае вступления в силу с 1 апреля норм, ограничивающих взыскание долгов с потребителей.

07086dd5c7dc18c715dc61f1fde74de9.jpg

Нововведение «об идентификаторах» планировалось ввести в действие еще полгода назад. Оно связано с новыми требованиями ГПК РФ и нацелено на защиту должника от случайной ошибки в установлении его личности. Один из шести таких идентификаторов — СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства, ОГРНИП (для индивидуального предпринимателя) — по задумке, должны уберечь от судебной ошибки и разгрузить суды от дополнительной идентификации ответчика-физлица.

— Новые требования обновленного ГПК РФ в большинстве случаев не учитывают возможности жилищно-коммунальных организаций в реализации своего права на обращение в суд, — считает эксперт Александр Костюков. — Прежде всего, требования ГПК серьезно ограничивают исковую работу с должниками — физическими лицами, т.к. организации ЖКХ лишены возможности получения указанных персональных данных на законных основаниях. Многие договоры в сфере ЖКХ заключаются на основании конклюдентных действий, например, договор о предоставлении коммунальных услуг между потребителем и ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с ТКО.

Александр Костюков сомневается, что с 1 апреля 2020 года предприятия ЖКХ смогут обращаться в суд «по-старому»: все управляющие и ресурсоснабжающие организации, а также региональные операторы по обращению с ТКО могут оказаться в зоне риска увеличения задолженности населения за предоставленные услуги.

В этой связи Минстрой России предлагает ввести с 1 апреля для управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и ресурсоснабжающих организаций специальный порядок взыскания долгов по квартплате в отличие от других истцов при обращении в суд.

— По своей сути, предложение федерального ведомства заключается в приостановлении действия нормы ГПК до возможности реализации права на получение в ГИС ЖКХ одного из идентификаторовдля целей обращения в суд, — комментирует Александр Костюков. — Если Госдума оперативно примет это предложение Правительства РФ, это позволит спасти от паралича всю сферу ЖКХ.

Взыскание долгов за жилищно-коммунальные услуги, по словам Александра Костюкова, является одним из самых узких мест в отрасли. С 2019 года государство последовательно ведет работу по защите физлиц-должников от нецивилизованных методов взыскания долга. С этой целью претензионная работа жилищно-коммунальных предприятий была жестко регламентирована. Но когда предприятиям ЖКХ планировали запретить уступку долгов неплательщиков коллекторам (профессиональным взыскателям), избежать перегибов не удалось: запрет распространился и на ресурсоснабжающие организации. В совокупности такие запреты способствовали увеличению задолженности управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК перед ресурсоснабжающими организациями.

— Ресурсоснабжающие и домоуправляющие компании все еще ищут варианты перехода на новую модель работы с должниками, поэтому взыскание долгов происходит довольно медленными темпами, — считает эксперт.

По данным Росстата по состоянию на конец 2019 года, потребители жилищно-коммунальных услуг задолжали управляющим организациям 282 млрд рублей, из которых 139 млрд рублей — это деньги, которые должны были пойти на содержание общего имущества собственников многоквартирного дома. Десятками миллиардов исчисляются долги за воду, отопление и электричество.

— Современное законодательство недостаточно мотивирует жителей своевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги, — утверждает Александр Костюков. — Нужны условия, когда потребителю станет выгодно заплатить авансом и совсем не выгодно иметь задолженность. Санкции для населения за несвоевременный платеж сегодня не эффективны.

Эксперт Костюков считает, что проблема, возникшая в отрасли, должна быть решена как можно скорее. Одним из вариантов ее разрешения он называет поиск официального источника получения предприятиями ЖКХ требуемых идентификаторов. Если этого не сделать, то в спорах о реформировании судебной системы может потеряться главный постулат о том, что у всех должны быть равные права при обращении в суд.

Комментарии