Можно ли использовать пластиковые окна при реконструкции исторических зданий и памятников архитектуры? Первая напрашивающаяся реакция – конечно же, нет. Ведь такие здания «с историей» тем и ценны, что хранят память об ушедшем времени и о том, что было этому времени наиболее свойственно, в том числе память о материалах и технологиях.
Между тем при всей своей кажущейся очевидности эта точка зрения не является общепринятой и бесспорной, и позиция, сторонники которой говорят об уместности или даже желательности использования ПВХ-конструкций при работе с историческими зданиями, приобретает всё больше сторонников. Так насколько всё-таки уместны ПВХ-окна в исторических зданиях, не является ли их использование компромиссом, на который идут строители, преследуя свои (прежде всего экономические) интересы? Что делать, если старый становится не просто неудобным, но начинает представлять настоящую опасность для тех, кто живёт или работает в нём?
Две позиции
В этом споре существуют разные точки зрения. Сторонники консервативно-охранительного подхода считают, что в старых зданиях использование новых технологий недопустимо, и что необходимо сохранить не только внешний вид фасадов и интерьеров здания, но и сам материал. Приверженцы функционального отношения, скорее, полагают, что наиболее важной задачей является обеспечение безопасности и работоспособности основных модулей здания при сохранении его внешнего вида, что не исключает использование материалов и технологий, которые могут эффективно справиться с этой задачей, и которых во времена строительства здания просто не существовало. В обоих позициях, безусловно, есть здоровое зерно. Никому же в голову не придёт, например, при ремонте или реставрации египетской пирамиды использовать газобетон вместо монолитных каменных блоков, а в старой дворянской усадьбе рассохшийся истёртый паркет заменить ламинатом. И в то же время нет никакой необходимости сохранять в старых зданиях систему вентиляции, освещения, отопления в неизменном виде; тем более если их использование в прежнем режиме не будет способствовать сохранению постройки.
Опыт проекта «Том Сойер фест» в Ростове-на-Дону
На самом деле однозначных ответов на эти вопросы нет. Всё зависит от того, какой охранный статус имеет архитектурный объект, каково его состояние, какие задачи должны быть решены в первую очередь. В этой связи безусловного внимания заслуживает практика так называемого «мягкого обновления», примером которой являются проекты «Том Сойер Фест» - фестиваля по реновации исторической среды. Его организаторы и участники берут на разработку именно средовые объекты, в том числе и с солидным историческим стажем, но не памятники истории, потому что ремонт последних сопряжен с разумными законодательными ограничениями. Все проекты реализуются исключительно силами волонтёров и спонсоров, а выбор материалов для проекта (в том числе и окон) осуществляется на основе здравого смысла, опыта и экспертных рекомендаций
Этот фестиваль, участники которого возвращают забытый лоск старым зданиям, родился в 2015 году в Самаре. Его авторами стали журналисты издания «Другой город», а руководителем и идеологом – Андрей Кочетков, арт-директор музыкального фестиваля «Метафест». В России старых зданий не слишком много, состояние большинства из них далеко от идеального а потому инициатива неравнодушных людей, принявшихся приводить в порядок то, чему ещё можно вернуть достойный вид, вызвала живой интерес. За 4 года энтузиасты «Тома Сойера» отремонтировали исторические объекты в Самаре, Екатеринбурге, Вологде, Красноярске - всего более чем в 40 городах, ещё 17 ожидают своей очереди в 2020 году. Примечательный проект был реализован в 2019 году в Ростове-на-Дону.
Дом первой леди Израиля
Рождественская (переименованная в 1930 году в улицу Обороны) в Ростове-на-Дону была одной из первых шести улиц, строящихся по генеральному плану 1811 года. На обеих сторонах её и сейчас ещё много зданий, возведённых в 19 и начале 20 века. Первым владельцем дома на Рождественской за номером 64 с 1870 по 1909 годы был московский купец Исай Хацман, одна из дочерей которого впоследствии стала женой президента Израиля Хаима Вейцмана. Дом красивый, но время нанесло ему ощутимый урон. Пострадал фасад, требовала ремонта кровля, а с окнами вообще была беда: старые оконные блоки пришли в негодность, а часть из них кто-то заменил на новые, совершенно не считаясь при этом ни с цветом, ни с рисунком окна. Эксперты рекомендовали участникам «Том Сойер Феста» установить оконные блоки, которые бы сохранили и оригинальный цвет, и композицию, и элементы декора, вернув старому дому на Рождественке его былой шарм. И конечно, новые окна должны были отвечать современным требованиям энергоэффективности и безопасности.
Найти качественное решение, которое бы отвечало всем требованиям непростого объекта, помогли специалисты VEKA, компании, вот уже 50 лет предлагающей оконные технологии экстра-класса лучшим мировым архитекторам и располагающей уникальным опытом использования современных окон в том числе для реконструкции исторических зданий. В доме установлены окна из профиля VEKA Euroline с имитацией деревянной поверхности, максимально приближенные по виду к оригинальным: соблюдена расстекловка, цвет, фактура и декоративные элементы. Результат оказался очень хорошим, красивым и качественным. Думаю, что первая леди Израиля, доведись её увидеть своё родовое гнездо, осталось бы довольна его нынешним состоянием.
Так можно или нет?
Скажем так, существующая практика реконструкции зданий с особыми требованиями однозначно подтверждает: пластиковые окна – вовсе не табу, кода речь идёт о сохранении исторической памяти и архитектурного наследия.
Если пластиковые окна правильно спроектированы, если они произведены из качественных материалов и грамотно установлены, то – соблюдая предусмотренные охранным статусом ограничения - их можно и нужно использовать для этих целей. Они помогают сохранить прежний архитектурный облик и при этом соответствуют современным требованиям по эксплуатации. Многочисленные примеры установки пластиковых окон в памятниках архитектуры говорят о широких возможностях использования ПВХ-конструкций при реконструкции.
Далеко не все архитектурные объекты нужно сохранять в первозданном виде. Это может быть слишком сложно технически или же нецелесообразно с практической точки зрения. Во многие старых особняках сегодня размещены офисы, отели, музеи и иные культурные учреждения. И здесь не избежать реконструкции, когда здание ремонтируется и перестраивается, но с сохранением своего внешнего облика. При такой реконструкции почти всегда устанавливаются новые окна.
Мнение учёных
Вопрос о границах допустимого при работе с историческими зданиями активно обсуждается в экспертной среде. Так, этим и другим вопросам посвящена созданная при поддержке компаний VEKA и Siegenia книга ««Современные окна для исторических зданий и памятников архитектуры» (И. В. Борискина, А. С. Исайкин, А. Е. Балакина; Санкт-Петербург, 2019) которая может стать переломным моментом в данном диалоге и дать профессиональные ответы на многие спорные вопросы, обсуждаемые в профессиональном сообществе. Вопрос об отношении к старым зданиям, к архитектурным памятникам включает в себя гораздо больший контекст, чем выбор определённого материала. Хочется верить, что российским архитекторам, строителям, реставраторам удастся найти ту золотую середину, когда при сбережении и восстановлении лучших образцов «застывшей музыки» прошлого будут использоваться самые передовые достижения строительных технологий.
Комментарии (0)