Огнезащита воздуховодов: какие материалы рекомендуется использовать, а какие категорически нельзя

Подпишитесь на канал

У современных строений — коммерческих, промышленных и жилых — сложные, разветвлённые системы вентиляции, пересекающие множество помещений. Воздуховоды представляют повышенную пожарную опасность, так как в случае возгорания огонь по ним может быстро распространиться по всему сооружению. К сожалению, этот факт подтверждают крупные пожары в здании Росморфлота и в РАО «ЕЭМ России» в 1998 году, а также в Останкинской башне в 2000-м. Горький опыт лёг в основу разработки современных нормативных документов, таких как № 123-ФЗ (ст. 138), ТР ЕАЭС 043/2017 (ст. 82) и СП 7.13130.2013 (п. 6.3). Они регламентируют, что огнестойкие воздуховоды должны полностью состоять из негорючих элементов. И тем не менее пожары случаются. Оказывается, что далеко не все доступные на рынке решения удовлетворяют требованиям пожарной безопасности воздуховодов и относятся к горючим.

Один и тот же базальт и разная фольга

Один из самых распространённых вариантов обеспечения пожаробезопасности воздуховодов — защита их рулонными материалами на основе базальтового волокна. Базальт — вещество вулканического происхождения. Именно благодаря составу материалы на его основе выдерживают долговременное воздействие высочайших температур без потери свойств. При пожаре эти покрытия не дымят и не выделяют в окружающую среду токсичных продуктов горения. Однако, несмотря на то что само базальтовое волокно относится к классу пожарной опасности строительного материала КМ0 и группе негорючести НГ, подобные решения не всегда обладают такими же характеристиками.

Например, на рынке есть привычные и уже зарекомендовавшие себя изделия — маты ALU1 WIREDMAT компании ROCKWOOL. Они состоят из каменной ваты (основа), неармированной фольги и сетки. Изделия прошиваются проволокой. Фольга толстая и прочная, толщиной 34–40 мкм. Она крепится механически, и в таком решении просто нечему гореть. Противопожарные характеристики подобных материалов не вызывают сомнений, их часто выбирают для защиты крупных объектов: например, ALU1 WIREDMAT используются для огнезащиты воздуховодов на заводе ОАО «Фармстандарт-Уфавита», в одном из красивейших жилых комплексов столицы «Садовые кварталы» и даже на некоторых станциях Московского метрополитена.

В то же время сейчас широкое распространение получили маты из базальтового супертонкого волокна (БСТВ). Они считаются более доступным и сберегающим пространство решением. По сути, такой мат — та же каменная вата, но покрытая тонкой армированной фольгой. Последняя толщиной 9–11 мкм требует армирования. Армировка приклеивается к фольге на полимерное основание. Именно такой клеевой слой влияет на конечные характеристики всего решения. Наглядно это доказало испытание, проведённое в независимой лаборатории и инициированное экспертами компании ROCKWOOL, одного из ведущих производителей тепло-, звукоизоляции и огнезащиты из каменной ваты. Специалисты проверили огнезащитные покрытия для воздуховодов на основе базальтового супертонкого волокна с покрытием алюминиевой фольгой.

БСТВ: испытание на горючесть не пройдено

Представители компании ROCKWOOL протестировали самые распространённые на рынке продукты. Из 11 образцов продукции разных производителей декларируемые пожарные характеристики (негорючесть) подтвердились лишь у одного. Испытания проводились в независимой лаборатории ИЦ «Огнестойкость» АО «ЦСИ “Огнестойкость”» в 2020 и 2021 годах. Тестирование осуществлялось в соответствии с ГОСТ 30244–94 «Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть» по методике I для негорючих материалов. Тестировались отдельные слои: фольга и минераловатное основание.

По правилам испытание начинается с подготовки образцов цилиндрической формы диаметром 45 мм и высотой 50 мм. Если толщина материала меньше 50 мм, то экземпляр изготавливается из соответствующего количества слоёв. Также подготавливается стопка вырезанных из фольги кружков, которая должна плотно сжиматься проволокой.

Образец помещается в специальную печь, заранее разогретую до 745–755 °С. Испытания проводятся 30 минут, в течение которых фиксируются температуры и наличие самостоятельного пламенного горения. После извлечения образца сравнивается его масса до и после проверки. Материал относится к горючим, если не подтверждается хотя бы один из факторов:

  • прирост температуры в печи составил менее 50 °С;
  • потеря массы образца — не более 50 %;
  • продолжительность устойчивого пламенного горения — не более 10 секунд. 

Если материал оказался горючим, точно его группу горючести можно определить по методике II. 

В ходе испытаний 11 закупленных образцов БСТВ в десяти случаях фольга с клеевым слоем горела более 10 секунд. Следовательно, покрытые ею маты из каменной ваты не могут относиться к негорючим материалам. Ниже представлены данные лабораторных испытаний ИЦ «Огнестойкость» АО «ЦСИ “Огнестойкость”». 

Тестируемый образец Результаты определения группы негорючих материалов[1]
1 Комбинированное огнезащитное покрытие для воздуховодов Изовент (ЕI 30) Горючий материал
2 Кроз Огневент-Базальт EI 60-20-1Ф1000 каш/ф Горючий материал
3 Самоклеющееся огнезащитное покрытие ОГНЕСПАС AIRSTEEL 20 000 х 1 200 х 5 (EI 60) Горючий материал
4 ОГНЕСПАС МВБОР 5Ф 20 000 х 1 200 х 5 Горючий материал
5 ОГНЕСПАС ВЕНТИ ТИБ-1Ф 6 000 х 1 000 х 20 Горючий материал
6 Теплоогнезащитное покрытие для воздуховодов БИЗОН-20-1Ф (EI 60) Горючий материал
7 НЗТМ Материал вязальный базальтовый огнезащитный рулонный ВМБОР-5Ф (20 000 х 1 200 х 5) Горючий материал
8 БОС Огнезащитный базальтовый материал PRO-МБОР-5-1НФ (20 000 х 1 200 х 5 мм) Негорючий материал
9 ОГНЕМАТ МПБОР-5-1Ф 20 000 х 1 200 (уп. 24 м2) Стандарт Горючий материал
10 Материал базальтовый огнезащитный МБОР-5Ф (30 000 х 1 500 х 5, рулон 45 м2) Горючий материал
11 ВЗТМ Огнезащитный базальтовый материал ОБМ-5Ф (20 000 х 1 200 х 5) Горючий материал

[1] Во всех случаях горючим являлся слой фольги (кашировки).

Почему производители выпускают противоречащую нормам продукцию

Причины выпуска решений, которые не удовлетворяют требованиям пожарной безопасности, вполне прозаичны:

  • у компаний нет технологической возможности изготавливать продукты, на которые фольга крепится механически;
  • материал намеренно удешевляют для увеличения собственной прибыли, так как неармированная фольга, применяющаяся в «традиционных» изделиях, существенно толще, а следовательно, дороже, чем армированная.

Слоистые решения, в том числе кашированные алюминиевой фольгой, могут быть негорючими только при отказе от использования полимерных материалов в составе фольги (кашировки). Испытания для определения их класса пожаробезопасности должны быть добросовестными и производиться отдельно для всех слоёв. Материал может применяться для огнезащиты воздуховодов, только если каждый его слой прошёл проверку.

Наглядный эксперимент, проведённый компанией ROCKWOOLи ИЦ «Огнестойкость» АО «ЦСИ “Огнестойкость”», показывает, что на рынке огнезащитных покрытий для воздуховодов сложилась критическая ситуация: часть продукции не соответствует требованиям законодательства. Намеренная фальсификация сертификатов вводит в заблуждение проектные и строительные организации и подвергает опасности здания и находящихся в них людей. Привлечение всех заинтересованных лиц к проблеме и контролю рынка поможет в будущем минимизировать последствия от пожаров и сохранить не одну человеческую жизнь.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!