Производители стройматериалов просят наладить логистику и защитить предпринимателей

Основная проблема, которая беспокоит производителей строительных материалов, - перебои с поставкой оборудования. Европейские предприятия отказываются сотрудничать с российскими, отрасли необходимо переориентировать логистику на Китай. Но и этот путь требует настройки. Об этом шла речь на пленарном заседании II Всероссийского совещания по развитию производства строительных материалов.

b62436cce9401714db3496cb1b5f27ec.jpg

Ориентация: восток

Тему поднял председатель совета Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов» (НОПСМ) Александр Ручьев. Он заявил, что европейские страны прекратили поставку специализированной строительной продукции, а некоторые производители прекратили обслуживание уже поставленного оборудования. По мнению Ручьева, в этой ситуации видится только один выход – переориентироваться на китайских производителей.

a3f525339a127e4c51b4f80798aa50b6.jpg

«Они заявили, что получили чёткий сигнал от своего правительства активно работать с нами, – рассказал Александр Ручьев. - Предлагаю создать постоянно действующую комиссию с участием профильных министерств, чтобы помочь компаниям получать продукцию с китайского рынка».

По словам председателя совета НОПСМ, вопрос взаимодействия с Китаем не такой простой, в нем «очень много специфики и подводных камней». Но, если специальный орган настройки логистических процессов будет создан, то продукцию европейских производителей можно будет довольно быстро заместить на китайскую.

О том, какие существуют сложности на этом направлении, поведал президент корпорации «Технониколь» Сергей Колесников. По его словам, проблемы в поставках продукции из Китая существуют уже давно. Пропускная способность четырех существующих пограничных пунктов составляет лишь 300-500 машин в сутки, и этого явно не достаточно.

275396728dcb8de8e9db251e0e9acd3f.jpg

«У нас только завод в Рязани отгружает 700 автомобилей в сутки, - говорит Сергей Колесников. – Если ещё в 2016 году стоимость прохода пункта на дороге Хабаровск – Харбин была 150-200 тыс. руб., то теперь – 1,5 млн руб. И очередь из машин стоит десятикилометровая».

Как заявил президент корпорации, еще в 2015 году Президент РФ поручил решить проблему по увеличению пропускной способности пограничных пунктов, но воз и ныне там. По мнению Колесникова, потребность пропуска еще до нынешнего кризиса составляла 16 тыс. машин в сутки, теперь ее надо увеличивать до 20 тыс.

«Порты у нас забиты, железная дорога загружена, машины не могут проехать. Тема перезрела, нам надо ее срочно решать, - уверен Сергей Колесников. - Если мы хотим покупать сырьё, компоненты и оборудование в Китае, мало просто заплатить, нужно дать ответ на вопрос, как мы все это сюда привезём».

Еще одна проблема – отсутствие транспортного коридора в Китай. Продукцию на границе приходится каждый раз перегружать в российские машины, а это сказывается на качестве груза и ведет к удорожанию перевозок. Также не хватает контейнеров для перевозки. «Но, даже если мы найдём контейнеры, все вагоны забиты углем, - говорит Колесников. – Решите, что нам нужнее: уголь или оборудование?»

Безопасность предпринимателей

Еще одна проблема, решив которую, можно в нынешних условиях облегчить жизнь производителям стройматериалов, - вопрос безопасности предпринимателей. По словам Александра Ручьева, до сих пор руководители предприятий дают личное поручительство по кредитам и несут персональную ответственность по всем рискам.

«В данной ситуации Минстрой и Минпромторг обязаны отменить личные поручительства по кредитам, вы давно это обещали сделать, - считает Ручьев. - Отменяйте уголовную ответственность за задержку зарплаты, мы, может быть, будем не в состоянии ее ритмично выплачивать. Дайте иммунитет предпринимателям, которые готовы заниматься бизнесом, осуществляя импортозамещение и решая другие задачи, которые ставит перед нами Родина».

Сергей Колесников считает, что на сложной ситуации многие пытаются спекулировать. По его словам, из-за того, что меняются цены на сырьё, клиенты обращются к своим губернаторам, а те звонят в министерства.

«Я получаю каждый день по голове от того или иного министра, потому что кто-то в регионах чем-то недоволен, - говорит Колесников. – Мы все недовольны. Да, по некоторым видам продукции есть очевидный дефицит. Но мы работаем на 110% проектной мощности».

Активизировались и контролирующие органы, снова начались суды, некоторые проверяющие даже требуют остановки предприятий. Предпринимателям приходится резервировать деньги под будущие штрафы.

«Такое впечатление, что контролеры выполняют план за 2021 год. Перестаньте нас дёргать, дайте нам работать, - требует президент корпорации «Технониколь». – Если по завод остановился, это не политическое решение, значит у нас, возможно, нет сырья, потому что его приходится добывать с боем».

Решения есть

Между тем, ряд спикеров считает, что у власти и производителей есть решения, которые могут помочь преодолеть возникшие сложности. В частности, заместитель сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Андрей Лоцманов уверен, что механизмы взаимодействия, родившиеся между бизнесом и правительством в ходе пандемии, сегодня могут эффективно помочь в решении проблем.

9196799e2e853f4de0ebe1a2d1572be1.jpg

«В 2000-х годах состоялось совещание руководителей ведущих нефтегазовых компаний России с металлургами. Производители металла тогда сказали, что могут вложить миллиарды долларов в реконструкцию старых советских заводов при условии, что нефтяники и газовики будут брать отечественные трубы, - рассказал Андрей Лоцманов. - По итогам договоренности в трубную промышленность были инвестированы свыше $10 млрд, и сегодня Россия полностью обеспечена отечественной трубой».

По мнению представителя РСПП, аналогичный путь можно применить и в отношении других материалов, а также ТИМ. Минстрой РФ может пообещать финансирование государством ускоренной разработки ПО и внедрение российских программ.

Спикера поддержал президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаил Викторов. Он заявил, что государство действительно может выбрать 5-6 ключевых информационных продуктов и вложить в их разработку и усовершенствование финансовые ресурсы. При этом правовые основы такого взаимодействия с разработчиками могут быть разные: от государственно-частного партнёрства, до прямого выкупа российского кода.

6046b0cba40178fe600f922bf36c343d.jpg

Кроме того, президент НОТИМ поделился планами формирования цифровых библиотек ТИМ-компонентов и призвал производителей стройматериалов принять участие в этом процессе. «ТИМ-компоненты - это одна из основ работы проектировщика и заказчика. И, чем более проработан элемент, который можно взять из такого ресурса и использовать, тем быстрее будет формироваться проектная работа, рабочая документация и переход в эксплуатацию», - уверен Михаил Викторов.

По его мнению, сделать такую платформу вполне реально. Более того, многие передовые холдинги уже имеют внутренние библиотеки, которые дают возможность применять оцифрованные компоненты в трёхмерных моделях. Статистика показывает, что количество скачиваний таких компонентов может составлять десятки тысяч в месяц. «Поэтому важно создать единый агрегатор, где строители смогут получить полную информацию по всему спектру решений», - подчеркнул президент НОТИМ.

Нужен штаб

Для того чтобы оперативно решать появляющиеся проблемы Александр Ручьев предлагает создать на базе министерств постоянно действующий штаб, который бы принимал актуальные антикризисные меры.

По словам заместителя директора департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Романа Куприна, такой штаб уже действует в рамках департамента. В частности, созданы два телеграмм-канала, один для крупных производителей и представителей федеральной власти, другой для связи с региональными властями и более мелкими производителями стройматериалов. Оба канала позволяют в режиме реального времени собирать актуальную информацию.

97665bffdb03b952e8ee700d69923fba.jpg

Кроме того, чиновник рассказал о доступных мерах поддержки предпринимателей, например, кредитование через Фонд развития в промышленности под 3-5%. Также с этого года правительство планирует субсидировать процентную ставку по уже выданным кредитам коммерческими банками. «Это будет основным инструментом, позволяющим отрасли не только работать в оперативном режиме, но и продолжать развиваться», – уверен Роман Куприн.

Пользуясь случаем, представитель Минпромторга обратился к Минстрою РФ с просьбой помочь в прогнозировании потребления стройматериалов. По его словам, для производителей важно понимание, сколько их продукции будет востребовано в ближайшие три года на государственных бюджетных стройках.

Директор департамента цифрового развития Минстроя РФ Николай Парфентьев заверил, что министерство готово к взаимодействию и может предоставить необходимые данные. Однако, по его мнению, задача, стоящая перед властью, сложнее.

da217d236591b42c1be5263c49f5f8b5.jpg

«Вопрос заключается не только в формировании отраслевого заказа, но и в понимании логистического плеча, доступных транспортных коридоров, - заявил Николай Парфентьев. - Необходимо создать систему, которая будет формировать спрос, основываясь на имеющемся отечественном производстве. Это серьёзная оптимизационная задача с большим количеством участников».

II Всероссийское совещание по развитию производства строительных материалов прошло в рамках мероприятий «Российской строительной недели – 2022». Помимо пленарного заседания эксперты приняли участие в работе нескольких круглых столов, посвященных обсуждению различных вопросов, волнующих производителей стройматериалов.

Евгений Горчаков

Комментарии